ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАУЧНАЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
вид деятельности, характеризующийся использованием преимущественно умственного труда. Она включает все виды работы по получению и производству научного знания, его организации, а в значительной части также по его функционированию, хранению и распространению.
Н. д. в совр. мире представлена индивидуальными теорети-ко-познавательными видами научного труда, групповыми фундаментальными теоретическими поисками, экспериментальными и прикладными исследованиями, которые требуют усилий значительных коллективов, включающих не только ученых, но и специалистов самого разного профиля и уровня квалификации.
С ускорением темпов развития знания система образования должна успевать за темпами изменения в науке и технологии. Это значит, что принципом образования должно стать единство обучения и исследовательской деятельности. В преподавательскую почасовую «нагрузку» традиционно включается Н. д. Начиная с 2002 г. политика российского правительства предусматривает разные формы организационных объединений академических и других научно-исследовательских институтов с высшими учебными заведениями. В 2004 г. создано единое Министерство науки и образования.
Рост наукоемкости производственно-технических и соц. технологий постоянно усиливает потребность об-ва в дальнейшем развитии Н. д., увеличении ассигнований на науку.
См. также: Виды труда, Научно-технический прогресс (НТП).
Лит.: Дежина И. Молодежь в науке // Социологический журнал. 2003. №1; Кутта Ф. Человек. Труд. Техника. — М.: «Прогресс», 1970; Научно-технический прогресс: Словарь. — М., 1987.
H. Ю. Чернова

Источник: Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАУЧНАЯ
специфич форма трудовой деятельности, предметом и продуктом к-рой является научн. знание. Д.н. является по своей природе всеобщим трудом, т. е. обусловливается частично кооперацией современников, частично использованием труда предшественников. Тем самым задаются главные основания структурирования субъекта Д.н.: совместность труда (научн. коллективы) и его преемственность (научн. сооб-ва). Историч. преемственность Д.н. обеспечивается сохранением и передачей профессиональных норм предметной деятельности и коммуникации в процессе воспроизводства научн. сооб-ва. Выделение Д.н. и ее относительное обособление как самостоятельного занятия в общест разделении труда обусловлено становлением крупного капиталистич. производства, к-рое нуждалось в постоянном притоке нововведений Одновременно началась интенсивная внутренняя дифференциация Д.н. по ее предмету, стадиям и организационным формам. Со спецификой Д.н. связаны трудности определения ее границ. Одни авторы фактически ограничивают Д.н. фундаментальными и прикладными исследованиями, др. включают в нее проектирование и опытно-экспериментальное производство. Третьи наряду с деятельностью по накоплению знаний включают и труд по консервации поколениям, т. е. чтение научн. лекций, составление аналитич. обзоров, подготовку учебников. В этом самом широком смысле слова научн. труд включает в себя не только высококвалифицированный труд по производству научн. знаний (собственно научн. исследование), но и умственный труд по их использованию в процессе обращения и потребления. В настоящее время одна из важнейших особенностей Д.н. - ее коллективный характер. Усиление коллективности обусловлено фундаментальными тенденциями развития современной науки. Углубление специализации ученых, развитие междисциплинарных исследований, технизация экспериментальных работ, сближение науки с производством расширяют контакты ученых разных отраслей науки, умножают и делают более устойчивым общение в сфере Д.н. Научн. коллективы становятся основными ячейками научн. сооб-ва. Выдвижение на первый план коллективных форм Д.н. вносит существенные изменения в требования к качествам научн. работника, к-рые связаны с особенностями коллективного труда: контактность, умение уважать чужое мнение, сочетать свои научн. интересы с планом исследовательских работ коллектива. По-видимому, и в будущем удельный вес коллективного компонента в совокупном научн. труде будет возрастать. Но индивидуальный труд не будет вытеснен полностью, не говоря уже о том, что коллективный научн. труд требует сохранения творческой индивидуальности. Лит.: Организация научной деятельности. М., 1968; Основы науковедения. М., 1985; Социальные показатели в системе научно-технической политики. М., 1986; Ученые о науке и ее развитии: творцы о науке. М., 1971; Ученый научный коллектив: социальные аспекты деятельности. М., 1986. П.Б. Шелищ, С.А. Кугель

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
5.98 мб

Научная деятельность

Читать PDF
247.58 кб

Этика в научной деятельности

Богатов В. В.
Обсуждаются актуальные вопросы этики в научной деятельности: ценность истины, взаимоотношение науки и общества, постановка экспериментов на человеке и животных, цитируемость и соавторство.
Читать PDF
222.62 кб

Психология научной деятельности

Мирошников Ю. И.
Читать PDF
170.08 кб

Научная деятельность Н. Я. Грота

Михалева Антонина Борисовна
Представлена социальная ситуация развития научной психологии России второй половины XIX столетия, рассматриваются особенности становления Московского психологического общества и первого специального журнала «Вопросы философии и пс
Читать PDF
374.49 кб

Научно-инновационная деятельность

Булдаев А.
Читать PDF
299.42 кб

О стандартах научной деятельности

Баранец Наталья Григорьевна, Ершова Оксана Владимировна
Статья посвящена теме стандартов научной деятельности. В работе проведен сравнительный анализ существующих концепций норм и идеалов научной деятельности. Предложена классификация идеалов и норм научной деятельности.
Читать PDF
213.33 кб

Новый устав о научной деятельности

Потачев Сергей Александрович
В наше непростое время устав это основной, очень серьёзный документ, который должен определять, если можно так выразиться, «русло» нашей производственной деятельности.
Читать PDF
301.03 кб

Международная научная деятельность

Баева Ирина Александровна
Читать PDF
566.95 кб

Типология мотивации научной деятельности

Разина Татьяна Валерьевна
В работе представлены теоретические критерии для построения типологии мотивации научной деятельности (МНД) в рамках метасистемного подхода. Структурный план дает три измерения («светило», «директор», «маятник»).
Читать PDF
152.98 кб

Личное и безличное в научной деятельности

Петров Михаил Константинович
Рассматривается роль личности в науке.
Читать PDF
277.23 кб

К. В. Судаков – вехи научной деятельности

Захаров Н. Д., Лапкин М. М., Белов А. Ф.
Читать PDF
218.92 кб

Ценностные основания научной деятельности

Мирошников Юрий Иванович
Читать PDF
2.00 мб

Тематизации субъекта научной деятельности

Шиповая Л.В.
The author argues that research agent is a valid subject of philosophy of science and uses the phenomenological approach to consider this question.
Читать PDF
745.71 кб

Размышления об оценке научной деятельности

Михайлов Олег Васильевич
Представлены и обсуждены основные возражения, появившиеся в литературе в последние годы в отношении тенденции широкого использования различных библиометрических показателей для оценки научной деятельности.
Читать PDF
5.44 мб

Опыт научно-исследовательской деятельности

Е. О. Долидович