ДЕМОНСТРАТИВНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ДЕМОНСТРАТИВНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ
conspicuous consumption) — термин, внедренный Вебленом для помощи в определении характеристик досужего класса. Веблен высказывает предположение, что некоторые виды потребления осуществляются не столько из-за полезности товаров или услуг, сколько напоказ, то есть ради демонстрации социального статуса. Эта идея недавно была заново исследована Бурдье (1984) и в работе Фреда Хирша (1977) о престижных товарах.

Источник: Большой толковый социологический словарь

потребление демонстративное
1) по Т. Веблену, потребление, имеющее целью произвести символический эффект на окружающих, обращающее на себя внимание окружающих, которое характерно для «праздного класса»; проявляется в значительно большей трате денег на товары, чем они стоят; 2) по Ж. Бодрийяру – особая форма доказательства социальной значимости, социальный отличительный маркер, характерный для постмодернистского общества, проявляющийся, в частности, в расточительстве свободного времени, в доказательстве своей свободы по отношению к производительному труду. – Литература: Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984; Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995; Фромм Э. Человек для себя. Иметь или быть? Минск, 1997; Гофман А.Б. Классическое и современной: Этюды по истории и теории социологии. М., 2003.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

Демонстративное потребление
Использование товаров и услуг для демонстрации своей действительной или символической принадлежности к определенному социальному классу, в особенности к тому, который обладает высоким статусом. Соответственно дело обычно касается престижных товаров и услуг. Демонстративное потребление может присутствовать в любом обществе, однако оно особенно характерно для общества потребления, в котором высокий статус тесно сопряжен с владением определенными материальными благами. Примером может служить пользование «фирменной» одеждой с ясно идентифицируемым стилем или легко читаемым наименованием производителя. Впрочем, демонстративное потребление имеет смысл только тогда, когда люди могут распознать престижность и эксклюзивность товаров, что предполагает активную роль рекламы и маркетинга. В свете сказанного социологи должны определиться, к какому типу общества относилось советское общество, где слово «фирма» (с нарочитым ударением на второй слог) означало принадлежность человека, владеющего данной «фирменной» вещью, к кругам, способным «достать» тот или иной дефицит. Подобный демонстративный характер присущ потреблению благ носителями новой культуры в России 1990-х и 2000-х гг. Это проявляется не только в моде, в ношении одежды «от Армани» или «от Юдашкина», но и в развитии «шоу-бизнеса» на телевидении. [12].

Источник: Словарь по социологии коммуникации.

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
488.19 кб

Демонстративное потребление и гламур в современной экономике

Ростовцева Л. И., Мирошина Е. Ю.
Осуществлен институциональный анализ демонстративного потребления и гламура. Представлены результаты социологического исследования «Гламур в понимании студенческой молодежи».
Читать PDF
1.01 мб

ГЛАМУРНАЯ СОЦИАЛЬНОСТЬ И ДЕМОНСТРАТИВНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Печкуров Илья Васильевич
В статье показано, что позиционирование демонстративного потребления в российской социальной реальности начинает все больше увязываться с явлением гламура, представляющего собой умонастроение, стиль и образ жизни, подчеркнуто соср
Читать PDF
480.65 кб

Гендерный анализ демонстративного потребления в среде старшеклассников и студентов

Шайдакова Наталья Викторовна
Представлены результаты эмпирического исследования гендерных особенностей демонстративного потребления у старшеклассников и студентов.
Читать PDF
686.27 кб

Онтология проявления демонстративного потребления в современном российском обществе

Печкуров Илья Васильевич
Анализируется онтология проявления демонстративного потребления, базирующаяся на совокупности ценностно значимых индивидуальных практик и конкурирующих стратегий, выходящих за пределы жизненно необходимого потребления и заявляющих
Читать PDF
282.46 кб

Демонстративное потребление в структуре специальных событий и социальных мероприятий

Попсуева Александра Анатольевна
Сегодня позиционирование компании или бренда на потребительском рынке при помощи проведения мероприятия является распространенным способом коммуникации. Так мероприятие становится объектом своеобразного потребления.
Читать PDF
259.99 кб

Мода как социальный фактор демонстративного потребления в процессе общественного развития

Попсуева Александра Анатольевна
Потребление в настоящее время является тем социальным процессом, который пронизывает практически все сферы общественноэкономической жизни.
Читать PDF
2.10 мб

Становящееся привычкой: демонстративное потребление, обычное действие и жизненный стандарт

Ворожейкин Святослав Игоревич
Работа является переводом статьи Рэйчел Е. Дуаер в «Журнале Потребительской Культуры»[13]. Рэйчел Е. Дуаер - ассистент профессора факультета социологии в Государственном Университете Огайо, США.
Читать PDF
1.58 мб

Теоретические основания социально-философского исследования демонстративного потребления как социоку

Печкуров Илья Васильевич
В статье рассматриваются теоретико-методологические проблемы исследования демонстративного потребления в контексте возрастания социальной роли потребления в целом и его символической составляющей в параметрах современной социокуль
Читать PDF
1,018.84 кб

Теоретические подходы в изучении демонстративного потребления в контексте общества постмодерна: соци

Печкуров Илья Васильевич
В статье рассматриваются теоретические подходы, связанные с социально-философским исследованием демонстративного потребления в контексте общества постмодерна.
Читать PDF
1.78 мб

Культурно-исторический контекст практик демонстративного потребления в повседневном социокультурном

Печкуров Илья Васильевич
В статье выявляется культурноисторический контекст практик демонстративного потребления в повседневном социокультурном пространстве современной России.
Читать PDF
1,020.13 кб

Проблема субъектности в исторических и актуальных процессах проявления демонстративного потребления

Печкуров Илья Васильевич
В статье анализируется проблема субъектности в исторических и актуальных процессах проявления демонстративного потребления в повседневности российского общества.
Читать PDF
1,002.89 кб

Аксиология престижа и статуса в практиках демонстративного потребления в Российской социальной дейст

Печкуров Илья Васильевич
В статье показано, что в российском обществе проявление ценностей престижа и статуса в практиках демонстративного потребления связано с тем, что само по себе потребление носит характер дифференцирующей деятельности, определяемой с
Читать PDF
269.68 кб

2019.02.001. ПЕЧКУРОВ И.В. ОНТОЛОГИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕМОНСТРАТИВНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКО

Дмитриева Е.Л.
Читать PDF
449.40 кб

Гендерные аспекты психологии потребительского поведения: анализ женского «Демонстративного потреблен

Шайдакова Наталья Викторовна
Рассматриваются основные направления развития экономической психологии в ХХ—ХXI вв. Особое внимание уделено социально-психологическим аспектам потребления в зарубежных и российских психологических исследованиях.