Дэниел Белл

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

БЕЛЛ Дэниел
BELL, Daniel) (p.1919) Американский социолог, заявивший в своей работе «Конец идеологии» (Bell, 1960), что в индустриализованных капиталистических обществах апокалипсические классовые идеологии утратили свое значение. В книге «Грядущее постиндустриальное общество» (1974) Белл утверждал, что на смену индустриализму пришло постиндустриальное общество. В другой его важной работе «Культурные противоречия капитализма» (1976) говорится о том, что гедонистическая культура, характерная для развитых капиталистических обществ, несовместима с требованием господства рациональности, предъявляемым экономической системой. См. также: Конца идеологии теория.

Источник: Социологический словарь

Дэниел Белл (1919)

амер. социолог, специалист в области истории обществ. мысли, политич. течений и соц. прогнозирования. Благодаря разработанной им концепции об-ва постиндустриального (см.) Б. стал ведущим представителем соц. прогнозирования на Западе и приобрел значительное влияние в интеллектуальной жизни и обществ. мнении США. Согласно этой концепции, научно-технич. революция делает излишней революцию соц. Изображал будущее человечества с позиций умеренного технологич. детерминизма. Для эволюции взглядов Б. характерно, что "постиндустриальное об-во", первоначально изображавшееся как технократич. утопия, постепенно превращается у него в новую стадию антагонистич. об-ва, увековечивающего конфликты между управляющими и управляемыми. Б. - один из наиболее видных представителей амер. неоконсерватизма. Соч.: Третья технологическая революция и ее возможные социально-экономические последствия. М., 1990; The End Of Ideology. N.Y., 1960; The Coming Of Post-Industrial Society. N.Y., 1973; The Cultural Contradictions Of Capitalism. N.Y. 1976. Э.Л. Араб-Оглы

Источник: Российская социологическая энциклопедия

БЕЛЛ ДЭНИЕЛ (Bell, Daniel)
1919— ) — американский эссеист и социолог, чьи многочисленные описания современного общества сколь широко распространены, столь и активно оспариваемы. В "Конце идеологии" (1960) он одним из первых предсказал резкое снижение значения ранее доминировавших классовых идеологий (см. Тезис о конце идеологии). Позже в "Грядущем постиндустриальном обществе" (1973) он развил представление о том, что современные общества стали не только постиндустриальными обществами, но также информационными обществами, в которых наука и техника, профессиональная и техническая занятость заняли центральное место. На этой стадии главной у Белла была идея оптимистического будущего и общества затухающих социальных конфликтов. В "Культурных противоречиях капитализма" (1976), однако, тон меняется. Теперь уже Белл обращает внимание на новые нерешенные противоречия между тремя конкурирующими "осевыми принципами" современного общества: технико-экономической эффективностью; универсальным гражданством, политическим равенством и правом на социальное обеспечение; индивидуальным самовыражением и гедонистским исполнением (см. также Культурные противоречия капитализма; Финансовый кризис в капиталистическом государстве; Кризис легитимации; Секториальные расхождения). Можно сказать, что его социологический анализ выявил изменение настроений в современном обществе. См. Футурология.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Дэниел Белл

р. 1919) - американский философ, социолог и публицист, член Американской академии искусств и наук. Преподавал социологию в Колумбийском университете (1959-1969), профессор Гарвардского университета (с 1969). Основные сочинения: "Новое американское право" (1955), "Конец идеологии. Истощение политических идей в 50-х годах" (1960), "Марксистский социализм в Соединенных Штатах" (второе издание, 1967), "Капитализм сегодня" (1971), "Грядущее пост-индустриальное общество. Опыт социального прогнозирования" (1973), "Культурные противоречия капитализма" (1976), "Извилистый путь" (1980), "Социальные науки после Второй мировой войны" (1982) и др. В 1955 Б. вместе с И. Кристолом и Д. Мойнихеном основал журнал "The Public Interest".
Наряду с А.Шлезингером-младшим Б. возглавлял т.наз. "школу консенсуса" - либерально-центристское течение, доминировавшее в интеллектуальной жизни Америки 1950-х. Ключевым тезисом этой школы стало утверждение об исчерпанности традиционных политических идеологий. Коммунизму, фашизму и другим "программным" идеологиям Б. противопоставил либеральную приверженность умеренному социальному реформизму, свободному рынку и индивидуальным гражданским свободам. В отличие от либеральных теоретиков националистического склада или неоконсерваторов, Б. не стремился преувеличивать степень культурной однородности американского общества или распространенности ценностей среднего класса. Б. - один из наиболее выдающихся представителей сциентистско-технократического направления социальной философии. В 1960 Б. выступил одним из основных авторов (одновременно с Ароном - ) концепции деидеологизации, ставшей истоком теории индустриального общества .
Согласно Б., центральными переменными, обусловливающими тенденции, динамику и направленность развития индустриального общества, являются труд и капитал, а противоречия между ними составляют основной источник его развития. Основным инструментом оптимизации такого общества, а также управления существующими в нем организациями и предприятиями выступает машинная технология. Технологии как инструментальные способы рационального действия являются главным детерминантом общественного развития. Само же развитие технологии происходит рывками. Более того, можно выделить целые эпохи в ее автономном саморазвитии, в рамках которых происходят разнообразные социальные трансформации. Хотя технологические революции идеальны в своих теоретических основаниях, их символами и одновременно носителями выступают вполне реальные материально-вещные формы, например для постиндустриального общества эта "вещь" - компьютер. Б. вводит в свою философско-социологическую концепцию в качестве теоретико-методологического основания т.наз. "осевой принцип". Суть его заключается в том, что различные типы общества развиваются в контексте определенной стержневой линии, обусловливающей социальный, экономический, культурный и политический облик их осмысления. В зависимости от выбора основной оси, согласно Б., исторический процесс можно, например, рассматривать как смену форм собственности и соответствующих им общественных формаций. И тогда правомерна его интерпретация в терминах "феодализм", "капитализм", "социализм". Если же вместо данного измерения использовать иной "осевой принцип", где "главная стержневая линия" - статус и историческая роль человеческих знаний, то социальная эволюция выглядит совершенно иначе: доиндустриальное - индустриальное - постиндустриальное общество. В отличие от индустриального общества, в постиндустриальную эпоху именно знание выступает, по Б., основным источником богатства и власти , поэтому решающим средством управления выступают уже не машинные, а интеллектуальные технологии. В наступающем столетии определяющее значение будет иметь становление системы телекоммуникаций. Для понимания сущности и характера "телекоммуникационной революции", играющей решающую роль в организации и обработке информации и знаний, особенно важны три аспекта: 1) переход от индустриального к "сервисному обществу"; 2) первостепенное значение кодифицированного теоретического знания для осуществления технологических нововведений; 3) превращение новой интеллектуальной технологии в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решений. Взаимодействие этих трех аспектов предопределяет громадное значение теоретического знания в качестве "осевого принципа" постиндустриального общества. Одновременно в контексте проблемы "направляющей и определяющей" силы социальных изменений этого общества возрастает значимость того, что оно становится все более открытым и индетерминированным, а также увеличивается его "социальная плотность". Признавая, что знания и информация становятся стратегическими ресурсами и агентами трансформации постиндустриального общества, Б. вместе с тем стремится избежать упреков в приверженности технологическому детерминизму. Поэтому он формулирует концепцию многоаспектности социального организма. В этой концепции каждая из сфер - экономика, социальная жизнь, культура, политика - развивается по особым, только ей присущим законам. Поэтому эти сферы способны не только взаимодействовать, но и противостоять друг другу. В частности, "информационное общество" в силу нарастающих культурных противоречий может оказаться перед опасностью еще более глубокого разрыва между культурной и социальной жизнью. Возрастает противоречие между весьма нежелательной и опасной для развития общества "революцией растущих притязаний" и вытесняемой ею, но действовавшей прежние десятилетия "революцией растущих ожиданий". Самые существенные причины этих нежелательных революций, считает Б., заключаются как в непомерном уровне требований, предъявляемых их поборниками, так и в том, что они носят всеобщий характер. Это нарушает установленный в обществе порядок, расшатывает социальную устойчивость, порождает многочисленные межгрупповые конфликты. Следствием такой ситуации становится политическая нестабильность, дополняемая нестабильностью экономической. Лучшими средствами для искоренения этих нестабильностей выступают, по Б., рыночная система организации экономики и основанные на философии неоконсерватизма принципы порядка и устойчивости, активно внедряемые в жизнь современного общества.
Е.М. Бабосов

Источник: Социология: энциклопедия