ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
социальное явление, представляющее собой совместные действия детей, объединяющихся с целью достижения своих прав и удовлетворения интересов, саморазвития, активного участия, наряду с другими членами общества, в жизни общества. Д.д. – совокупность деятельности различных детских формирований: объединений, организаций, ассоциаций, клубов. Д.д. носят различный социальный характер: военно-патриотические, скаутские, пионерские, тимуровские, коммунарские, экологические и иные формы институциональной организованности детей. Как правило, такие объединения имеют общие целевые установки. Д.д. строится на основе демократии и по своему смыслу является частью гражданского общества.

Источник: Терминологический ювенологический словарь

ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
совокупность деятельности различных детских общественных организаций и детских общественных объединений; одна из форм социально значимой деятельности детей и молодежи. Употребляется также термин “детское и юношеское движение”.
В отечественной педагогической литературе представлены различные подходы к дефиниции “Д.д.”. Например, только в словаре “Детское движение” (М.; Минск, 1998) представлено свыше 10 определений Д.д. В широком смысле Д.д. — социальное явление, охватывающее большую группу детей и подростков, стремящихся к объединению в рамках детских сообществ. Д.д. способствует самовыражению, самоопределению и социализации личности ребенка.
В Д.д. ребенок приобретает социальный опыт общения и деятельности. Особенностью Д.д. является участие взрослых, которые в процессе воспитательного взаимодействия помогают детям организовать их деятельность. Однако активное вмешательство взрослых в жизнь детских сообществ с позиций авторитарного воспитания может привнести в Д.д. элементы формализма, потерю самостоятельности и снижение его привлекательности для детей и подростков. В то же время без внимания со стороны взрослых существует опасность превращения Д.д. в стихийное асоциальное и даже антисоциальное движение.
По масштабу деятельности Д.д. может носить массовый международный характер (пионерское движение, скаутизм и др.), может быть распространено в одной или нескольких странах (тимуровское движение).
Отечественное детское и юношеское движение до начала 90-х гг. XX в. было представлено Всесоюзной пионерской организацией им. В.И. Ленина и Всесоюзным ленинским коммунистическим союзом молодежи (ВЛКСМ), которые носили массовый идеологизированный характер и практически работали под руководством образовательных и партийных организаций. В начале 90-х гг. государство отказалось от монополии на деятельность общественных объединений и способствовало росту демократических преобразований в общественной жизни подрастающего поколения. Однако в середине 90-х гг. государственная поддержка вновь созданных детских и юношеских объединений практически прекратилась. В результате образовательные учреждения перестали влиять на Д.д. и утратили один из важных механизмов выполнения своих воспитательных функций.
В Российской Федерации современное Д.д. представлено многочисленными детскими и юношескими организациями, объединениями в сфере досуга, здорового образа жизни, благотворительности, патриотического воспитания и др. В каждом регионе насчитывается от 5 до 50 общественных формирований и более, однако вовлеченность детей и молодежи в общественное движение составляет лишь 2–3%. Многообразие форм объединений детей и подростков сочетается в молодежной среде с отсутствием нравственных ориентиров, идеологическим нигилизмом, неспособностью противостоять серьезным асоциальным явлениям. Большинство детских и юношеских объединений решают свои специфические задачи самостоятельными приемами и методами. Участники детского и молодежного движения реализуют свой творческий и лидерский потенциал исходя из своих интересов и потребностей, которые часто отличаются от интересов взрослых, заботящихся о будущем подрастающего поколения.
Одна из основных задач Д.д. — гармонизация взаимодействия детей и взрослых на основе совместной общественной деятельности, конструктивного диалога разных поколений, имеющих свой опыт индивидуальных и коллективных отношений. Расширение совместной деятельности с детскими и молодежными общественными объединениями по вопросам обучения, воспитания детей и учащейся молодежи — одно из условий повышения эффективности практики образовательных учреждений с учетом специфических особенностей национальной, культурно-этнографической, социальной среды.
Л.Е. Сикорская
Лит.: Басов Н.Ф. Науковедческие аспекты исследования истории детского движения в России: методология, историография, источниковедение: нач. XX в. — 90-е гг.: Дис. … д-ра пед. наук. М., 1997; Волонтер и общество. Волонтер и власть: Научно-практический сборник / Сост. С.В. Тетерский; Под ред. Л.Е. Никитиной. М.: Academia, 2000; Сикорская Л.Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности как средство социализации студенческой молодежи: Дис. … д-ра пед. наук. Елец, 2011.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
325.64 кб

Детское движение как феномен xx века

Радина Ксения Давыдовна
Выступление на научно-практической конференции Ассоциации исследователей детского движения «Повестка дня: участие детей в жизни школы, общества, государства» 25 апреля 2006 г. в Пялово Московской области, записанное участниками.
Читать PDF
142.26 кб

Детское движение в России. Уроки истории

Мальцева Эсфирь Абрамовна
В статье рассматривается исторический опыт возникновения и развития детского движения в России, дается характеристика каждого этапа развития детского движения.
Читать PDF
77.15 кб

Управление детским движением в мегаполисе

Астафьева Валерия Сергеевна
Рассматриваются задачи формирования детского движения в г. Москве, определяются трудности в их решении
Читать PDF
221.09 кб

Детское движение Калмыкии на страже экологии

Тарбаева А.А.
Читать PDF
81.11 кб

О государственной поддержке детского движения

Чистяков Александр Васильевич
От редакционной коллегии. 28 августа 2007 года Правительство города Москвы обсудило комплекс мер по государственной поддержке детского движения.
Читать PDF
193.44 кб

Детское движение как предмет научного познания

Мальцева Эсфирь Абрамовна, Костина Нина Михайловна
Определяется понятие «детская общественная организация» в совокупности социологического, психологического и педагогического подходов. Рассматриваются общественные и воспитательные смыслы детского движения.
Читать PDF
92.94 кб

Ценностные приоритеты участников детского движения

Астафьева Валерия Сергеевна
Излагаются современные проблемы организации детского движения, проанализированы ценностные ориентации его участников.
Читать PDF
167.05 кб

Наука о детском движении: история и перспективы развития

Мальцева Эсфирь Абрамовна
Рассматриваются история и перспективы развития детского движения. Исследуется понятийный аппарат науки о детском движении.
Читать PDF
352.42 кб

Категория «Детское движение» как объект научного познания

Руденко Ирина Викторовна
Статья посвящена феномену детского движения практике внешкольного воспитания.
Читать PDF
182.98 кб

Профессиональная подготовка организаторов детского движения

Руденко И. В.
The article concerns the principals of creating the system of preparation for teacher organizer of children's public union are opened; the model of specialist and conditions of its reorganization are represented, generalization of
Читать PDF
523.23 кб

Профессиональная подготовка организаторов детского движения

Клячкина Н. Л.
Читать PDF
193.47 кб

Тенденции развития детского движения в Удмуртской республике

Мальцева Эсфирь Абрамовна
В предлагаемой статье обобщается и анализируется опыт развития детского движения в Удмуртской Республике в постпионерский период (1991-2006 гг.).
Читать PDF
367.05 кб

Опыт магистерской подготовки организаторов детского движения

Тихомирова Елена Викторовна
В статье рассматривается первоначальный опыт магистерской подготовки организаторов детского движения, специалистов для общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» на базе Костромского
Читать PDF
387.22 кб

Дума про детское движение. Субъективные пессимистические заметки

Трухачёва Тамара Викторовна
Статья посвящена анализу современного состояния детского общественного движения, вычленению новых черт и особенностей его развития, определению основных проблем и путей их разрешения.
Читать PDF
814.83 кб

Детское движение как предмет междисциплинарного научного изучения

Турушев Николай Иванович
Содержание материала данной статьи построено на анализе педагогической категории «детское движение».