Детское телевещаниеДЕФЕКТОЛОГИЯ

ДЕТСТВО

Найдено 5 определений термина ДЕТСТВО

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

ДЕТСТВО

childhood) — стадия в течение жизни, часто, хотя и не обязательно, характеризующаяся зависимым состоянием из-за биологической незрелости. В осознании возраста людьми имеются исторические и культурные различия, а его деление на стадиальные и значимые категории называется социальным конструированием возраста. Согласно Филиппу Арису ("Столетия детства", 1962), понятие детства как решающей стадии в развитии человека ведет к особым способам восприятия и организации жизни молодежью, что зависит от исторического периода и конкретных обществ. См. Детское развитие; Социализация; Школа анналов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый социологический словарь

ДЕТСТВО

системный феномен, полифункциональный и многоуровневый (многомерный), основу (базу) которого составляют медико-биологические характеристики, а сущность определяется уровнем развития социального общества, типом культуры и т.д. Поэтому Д. можно рассматривать под разными углами зрения: (1) Д. – стадия жизненного цикла человека, на которой продолжается становление организма, развитие его важнейших функций, наиболее активно осуществляется социализация индивида; (2) Д.– особое социальное явление, актуализирующееся в обществе через возникновение специфических социальных связей (в сферах социальных отношений, политики, права, культуры), институтов, механизмов социального управления и социального контроля, норм, ценностей, детской субкультуры.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Терминологический ювенологический словарь

Детство

childhood), период человеческой жизни, длящийся примерно с младенчества до полового созревания или достижения установленного правом совершеннолетнего возраста. Период взросления детей обычно сопровождается значит, изменением социального и правового статусов и отмечается обрядами перехода и инициации. В разные историч. эпохи и в разных странах социальная роль, опыт и продолжительность Д. весьма различны. Напр., до 20 в. в Европе дети обычно работали вместе со своей семьей на з-де, в поле или на шахте. Такое положение до сих пор сохраняется во мн. развивающихся странах, где дети продолжают работать вместе с родителями (детский труд), а молодые люди женятся и заводят детей в возрасте, когда их сверстники в др. странах, как правило, еще учатся в школе и живут под опекой старших. Несмотря на необычайное многообразие социальных и культурных условий, именно зап. взгляд на Д., закрепленный в Конвенции ООН о правах ребенка, оказывает доминирующее влияние на и семейную политику.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

ДЕТСТВО

CHILDHOOD) Основываясь на результатах исторического исследования Ф. Арьеса (Aries, 1960), социологи полагают, что ребенок как социальная роль и дети как социальная категория, отличная от взрослых, стали развиваться в XVIII в. среди дворянства. Дифференциация и специализация возрастных групп были связаны с возникновением школы как места нравственного воспитания, отделенного от дома. В Англии такое культурное развитие было тесно связано с возникновением привилегированных частных школ как специального института для взращивания элиты. До этого времени дети были в гораздо большей степени включены в мир взрослых. Развитие «детства» как особой категории было связано также с новыми теориями образования, утверждавшими, что дети невинны и нуждаются в защите от взрослого общества с тем, чтобы на более поздней стадии быть готовыми к этой взрослой жизни. К концу XIX в. значение, которое придавалось нравственному развитию детей, потребовало нового отношения к родительским обязанностям и привело к пониманию важности частной домашней жизни для воспитания ребенка. В ХХ в. озабоченность по поводу надлежащей нравственной среды, которая должна окружать детей с рождения, нашла выражение в теории материнской депривации Дж .Боулби (Bowlby, 1953). Рост значения, придаваемого социальным правам детей, можно рассматривать как форму расширения гражданских прав (см.: Гражданство). Начало этому положили фабричные акты 1840-х гг., защищавшие детей от неограниченной эксплуатации на работе. В ХХ в. эти права были расширены до включения в них права на образование и социальное обеспечение (welfare). Значение этих прав для детей заключается в том, что государство может вмешиваться в жизнь домохозяйства с целью защиты ребенка от грубого обращения со стороны родителей (parental abuse). Например, в последнее десятилетие значительно возросла обеспокоенность частыми случаями сексуального домогательства по отношению к детям, происходящим дома (главным образом, со стороны отцов в отношении дочерей). Некоторые авторы, например Дж. Донзелот (Donzelot, 1977), утверждают, что развитие медицины, психиатрии и юриспруденции привело к тому, что управление обществом осуществляется через семью, и уже государство, а не отец является основой патриархата. Проблемы, связанные с детством, приобретают все большее значение в области социальной политики, поскольку положение детей в обществе становится более неопределенным вследствие увеличения числа разводов, более широкого распространения домашнего насилия над детьми (в том числе сексуального), преобладания домохозяйств с одним родителем и неспособности разведенных мужчин обеспечивать необходимую финансовую поддержку детям от предыдущих браков. Некоторые консервативные критики утверждают, что сочетание этих обстоятельств ведет к социальному кризису (такому, как резкий рост уровня подростковой делинквентности). См. также: Брак; Делинквентность; Подростковый возраст; Поколение; Развод. Лит.: Jenks (1996)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социологический словарь

ДЕТСТВО

– динамическое социальное состояние в пределах возрастного периода от рождения до совершеннолетия, для которого характерны специфические признаки, особая субкультура и специфические социальные связи и взаимоотношения. Возрастные границы детства – изменяющийся продукт истории, который связан с определенным социальным статусом, кругом прав и обязанностей, характерных для этого периода жизни, совокупностью доступных для него видов и форм деятельности, которое предлагает ему общество. На современном этапе определение возрастных рамок детства обусловлено положениями Конвенции ООН о правах ребенка, где отмечается, что дети – лица от рождения до 18 лет (совершеннолетия). С позиции медико-биологических наук, детство – период развития человека, который не завершил свое физическое развитие. Это не только период, для которого характерны определенные физиологические особенности, но и результат влияния окружающей среды на ребенка. В исследованиях психологической науки феномен детства изучают через особенности психического развития, системного описания такого развития ребенка в онтогенезе. Направления исследований детства в психологии: общее психологическое развитие ребенка (Л.Выготский, Л.Божович, Д.Эльконин и др.); концепция обучения и развития ребенка (Л.Венгер, В.Давыдов, А.Дяченко, Ж.Пиаже и др.); проблемы периодизации детского возраста (Л.Выготский, Д.Эльконин). Согласно принятой периодизации, детство охватывает младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольный возраст (4-6 лет), младший школьный возраст (6-10), средний школьный возраст (11-15 лет), старший школьный возраст (15-18лет). С позиции социальной психологи детство рассматривают как социальный феномен в контексте детских групп и детских сообществ (Д.Фельштейн). Социология рассматривает детство как часть социальной структуры общества (И. Кон, Д.Фельдштейн, Дж.Квортруп, И.Богданова). На современном этапе развития общества детство является предметом полидисциплинарного исследования, в котором выделяют исторический, социогенный, этнографический и психолого-педагогический аспекты его изучения (Ф.Ариес, Д.Эльконин, Э.Эриксон, В.Мухина и др.). Детство можно рассматривать как особенное состояние развития человека в обществе, социальное явление, суть которого определена спецификой той общественной системы, в которую детство интегрировано, его социокультурным контекстом (способами производства, половой и возрастной стратификацией, системой межличностных отношений, ценностными ориентациями, особенностями средств и механизмов социализации), и одновременно, - обобщенный субъект, который взаимодействует с миром взрослых на уровне субъект - субъектных отношений. В содержательном контексте – это процесс постоянного физического роста, приобретения психических новообразований, освоения социального пространства, рефлексии всех взаимоотношений в этом пространстве, определение в нем себя, собственной самоорганизации, что формируется и отражается в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка с взрослыми и другими детьми. Специфические черты детства: формирование основ личностной активности и личностных характеристик, ценностей, которые определяют качество дальнейшей жизни; особая уязвимость, незащищенность от влияние окружающей среды, различных видов насилия; постоянная ориентация на взрослый мир, потребность быть включенным в социум, взаимодействовать с ним, привлеченным к принятию решений; чувствительность к изменениям в социуме и одновременно способность ставить перед взрослыми новые задачи, активно влияя на общество. Можно выделить шесть периодов в истории детства (Л.Демоз): инфантицидный стиль (от древности до IV стю н.э.) отмечается негативным отношением к маленьким детям, которых считали преградой в развитии общества взрослых. За массовые детоубийства власть не наказывала, а те дети, которые выживали, часто становились жертвами насилия со стороны взрослых; для стиля игнорирования (IV-ХІІІ ст.) характерно признание существования в ребенке души, но одновременно и стремление отдалится от нее, игнорируя ее интересы, желания, проблемы; амбивалентный стиль (ХIV-ХVІІ ст.) способствовал повышению статуса ребенка. К детям начинают относиться с уважением, прежде всего в физическом развитии, однако каждое их действие жестко контролируется и регламентируется; навязывающий стиль (ХVIІ ст.) характеризуется доминирующей контролирующей позицией взрослых, что проявляется в навязчивом стремлении целиком контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и волю ребенка; социализирующий стиль (ХІ – середина ХХ ст.), для которого характерны тренировки воли ребенка, его подготовка к будущей самостоятельной жизни. Ребенка рассматривают как объект воспитательного влияния – единственно возможного способа приобретения позитивного социального опыта; поддерживающий / помогающий стиль (с середины ХХ ст.) характеризуется осознанием взрослыми субъективности выбора жизненного пути, помогает ребенку максимально разить индивидуальность, приобрести собственный социальный опит. Отсюда – стремление родителей к эмоциональной близости с ребенком, понимание, эмпатия. Детство можно понять через осознание системы детских представлений, образов, чувств и настроений, благодаря которым ребенок воспринимает культуру взрослых. Отношение к детям и их воспитание в обществе – одна их главных его социокультурных характеристик.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)

Найдено схем по теме ДЕТСТВО — 0

Найдено научныех статей по теме ДЕТСТВО — 0

Найдено книг по теме ДЕТСТВО — 0

Найдено презентаций по теме ДЕТСТВО — 0

Найдено рефератов по теме ДЕТСТВО — 0