ДЭВИДСОН Джеймс

Найдено 1 определение
ДЭВИДСОН Джеймс
(р. 1942) - американский исследователь религии, профессор социологии в ряде католических университетов США. Д. неоднократно избирался в руководство различных религиоведческих исследовательских организаций в США; в 1988-1993 был исполнительным секретарем Общества научного изучения религии. Первые работы Д. по социологии религии были посвящены концепциям измерений религиозности (статья «Религиозная вера как независимая переменная », 1972, и др.), в частности анализу взглядов Глока и дискуссиям по их поводу. Рассматривая динамику религиозности в разных слоях христианского населения США, Д. обратил внимание на явный разрыв между вероучительными установками, предписывающими сочетать любовь к Богу с милосердием к ближним, и фактическим низким уровнем соучастия обеспеченной части верующих к бедным слоям населения (статья «Теории и измерения бедности», 1985). Связь между верой религиозной и социальным служением оказалась весьма неустойчивой. Религиозная принадлежность состоятельных христиан в большей степени играла роль комфортного фактора, нежели вдохновляла на помощь обездоленным. Д. провел опрос среди служителей католических и протестантских церквей в нескольких городах штата Индиана, подтвердивший его наблюдения. Полученные данные были опубликованы им в коллективном труде «Религиозная вера и социальное служение» (1990) и вызвали широкое обсуждение в церковной среде, побудив организации религиозные к поиску способов более эффективного участия в социальных программах. Другой темой, которой Д. посвятил немало исследований и публикаций, стали перемены в католических общинах США, произошедшие после Второго Ватиканского собора. По инициативе Д. была разработана программа широкомасштабного социологического обследования отношения американских католиков к плюрализму религиозному. Совместно с Уоллес и другими авторами он участвовал в составлении коллективных трудов - «Американские миряне-католики в изменяющейся Церкви» (1989), «Миряне: американцы и католики» (1996), «Поиск общей почвы: что объединяет и что разделяет американских католиков» (1997), содержащих большой объем документальных свидетельств перемен в мировоззрении и жизненных позициях исповедующих католицизм американцев. По мнению Д., среди католиков произошло расслоение: родившиеся до Второй мировой войны сохраняли традиционное признание церковного авторитета в своей религиозной жизни и мирских делах, тогда как поколения родившихся в 1960-е и последующие годы полностью интегрировались в американский образ жизни, принимая религиозный плюрализм и обнаруживая склонность к приватизации веры. Значительное место в научных интересах Д. заняла также тема религиозного состава «властвующей элиты» США с 1930-х до 1990-х годов. Результаты его исследования (статья «Религия среди американской элиты», 1994 и др.) свидетельствовали, что, несмотря на возрастающее присутствие в американских правящих кругах католиков и иудаистов, протестанты (епископальных, пресвитерианских и других церквей) продолжают составлять наибольшую часть влиятельных групп в США. Следовательно, утверждения об утрате ведущих позиций «протестантским истеблишментом» являются преувеличенными и страна еще не вошла в постпротестантский период.

Источник: Социология религии. Словарь.