ДИЛЕММА УЗНИКА

Найдено 1 определение
ДИЛЕММА УЗНИКА
от греч. dilemma: di(s) - дважды и lemma - посылка - затруднительная ситуация выбора между двумя равнонеприятными возможностями) - лабораторный метод изучения конфликтных явлений в соц. и политич. психологии, базирующийся на модели игр со смешанными мотивами (класс игр с ненулевой суммой), заимствованной психологами из математич. теории игр. Суть любой игры со смешанными мотивами состоит в том, что каждый из игроков стремится сделать наиболее выгодный для себя выбор, исходя из матрицы возможных выигрышей (суммарный исход обоих участников отличен от нуля). При этом условно различают два вида контроля, к-рыми могут обладать участники игры, - безусловный и поведенческий. Считается, что игрок А обладает безусловным контролем над игроком В, если любой выбор А влияет на исход игры для игрока В, независимо от его собственного выбора. Соответственно игрок А обладает поведенческим контролем над игроком В, если, меняя свое поведение (выбор), А ставит В в такое положение, что последнему также выгодно изменить свое поведение (выбор). Такое разграничение условно в том смысле, что игроки могут обладать взаимным безусловным контролем. В этом случае посредством безусловного контроля осуществляется (инициируется) и поведенческий контроль. А.Теккер, теоретик математич. теории игр, первый предложил матрицу и объяснил ее на примере двух заключенных: заключенные помещаются прокурором в отдельные камеры и каждому предлагается сделать выбор - признать вину либо отвергнуть ее. Одновременно прокурор сообщает условия и последствия выборов для каждого из заключенных: 1) если оба не признают себя виновными, их обоих отпускают; 2) если оба признают себя виновными, оба получают легкое наказание; 3) если один признает себя виновным, а другой нет, то признавший вину будет отпущен и награжден, тогда как непри-знавший будет сурово осужден. Представление соц. взаимодействия в виде матрицы возможных исходов в модели игр с ненулевой суммой, особенно модели Д.у., оказалось весьма удобным инструментом для описания в абстрактной форме различн. типов соц. взаимозависимости и анализа в лаборатории многих факторов, детерминирующих динамику конфликта в диаде и групповых конфликтных процессов. Это обстоятельство стимулировало огромное количество экспериментальных исследований конфликтов. М. Дейч был первым соц. психологом, начавшим использовать алгоритм игр со смешанными мотивами в экспериментальных исследованиях конфликтов. Систематически эта модель стала использоваться психологами в качестве основы для организации лабораторных экспериментов после выхода работы Дж. Тибо и X. Келли(1959). Среди распространенных тем, связанных с динамикой конфликтных отношений, исследуемых в лабораторных экспериментах на основе модели игр с ненулевой суммой и Д.у., можно выделить изучение личностных особенностей в конфликте; анализ различн. типов соц. влияния (механизмов угроз и поощрений, доверия и подозрения); изучение коммуникативных процессов в конфликте, влияние первоначальной мотивирующей ориентации, анализ различн. стратегий поведения и т. д. вплоть до имитации ме-ждунар. конфликтов. Признавая относительную полезность использования модели игр с ненулевой суммой в качестве вспомогательного метода анализа конфликтных явлений, многие исследователи (М. Дейч, Д. Пруитт, М. Киммель), критически оценивая накопленный опыт, приходят к выводу о методологич. неадекватности самой модели для изучения отношений реального индивида как соц. существа, несмотря на кажущееся удобство этого алгоритма для анализа конфликтов. Дело в том, что алгоритм игры жестко предписывает "рациональные" решения в ситуации конфликтов, исходя из предположения, что данные матрицы платежных исходов правильно отражают и субъективную психологич. полезность для участников игры. Однако такое предположение мало приемлемо для анализа реальных психологич. и соц.-психологич. механизмов конфликтного взаимодействия, поскольку указанный алгоритм игнорирует субъективную систему ценностей личности, сводя ее в лучшем случае к простому финансовому знаменателю. В этом и заключен основной методологич. недостаток всех экспериментальных процедур подобного плана, объясняющий и скудность конкретных рез-тов исследований при их удивительной многочисленности. Лит.: Thibaut J.W., Kelly H.H. The social psychology of groups. N.Y., 1959; The structure of conflict. RY., 1970-Pruitt D.G., Kimmel M.J. Twenty years of experimental gaming: critique, synthesis and suggestion for the future//Annual review of psychology. 1977. №28; Drutch M. Fifty years of conflict//Retrospections on social psychology. N.Y., 1980; Games//The encyclopedic dictionary of psychology. Oxford, 1983; Conflict resolution in "mixed-motive" setting// Handbook of socialjasychology. N.Y., 1985. B.A. Соснин.

Источник: Российская социологическая энциклопедия