Дислексия

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Дислексия
dyslexia), затруднения при чтении, непропорциональные др. интеллектуальным способностям. Считается врожденным нарушением, к-рое воздействует на оперативную память, моторику рук и восприятие, что затрудняет овладение грамотностью. Для Д. типичны ошибки на письме, особенно перестановка букв или слов. Д. ведет к нарушению пространственной ориентации при работе с текстом. Др. проблема Д. связана с тем, что слово представляется таким, как слышится. Последние исследования подтверждают, что Д. сопровождает невралгические нарушения, влияющие на зрение. В Великобритании живут ок. 2,5 млн. людей, страдающих Д., причем совр. ученые доказали, что встречается она у представителей всех классов, а не преимущ. у ср., как считалось ранее.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

Дислексия
частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Дислексия часто сочетается с дисграфией (см. Дисграфия), и их общая распространенность среди детей младшего школьного возраста с нормальным интеллектуальным развитием составляет 5 – 11 %.
Чтение – сложный психический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. Выделяют следующие ступени формирования навыка чтения: овладение звукобуквенными обозначениями; послоговое чтение; становление синтетических приемов чтения; синтетическое чтение. Дислексия обычно сочетается с нарушениями устной речи. У детей с дислексией наблюдаются нарушения звукопроизношения, бедность словаря, неточность употребления слов. Они неправильно оформляют свою речь, избегают сложных фраз, ограничиваются короткими предложениями. К основным симптомам дислексии относятся:
-замены и смешение звуков при чтении, чаще всего фонетически близких и графически сходных: х-ж, п-н, з-в;
-побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова;
-искажение звукослоговой структуры слова – пропуски согласных и гласных, добавления, перестановки звуков, слогов;
-нарушение понимания прочитанного на уровне отдельного слова, предложения или текста;
-аграмматизмы при чтении – нарушение падежных окончаний, согласования слов в словосочетании.
В зависимости от того, функции какого из анализаторов нарушены первично, выделяют акустическую, оптическую и моторную дислексию.
- Акустическая дислексия - связана с недостаточным развитием слухового восприятия, зрительного анализатора. Дети с трудом сливают отдельные звуки в слоги и слова, так как звук (артикулема) не воспринимается ими как сигнал фонемы. Акустические нарушения проявляются и в устной речи детей в виде дизартрии, дислалии.
- Моторная дислексия - обусловливается нарушениями в координированной, взаимосвязанной работе зрительного, слухового и двигательного анализаторов в процессе чтения. Отмечаются сужение зрительного поля, потеря строки или отдельных слов в строке; дети не могут воспроизводить нужные артикуляционные движения, у них имеются нарушения движений глаз в процессе чтения.
- Оптическая дислексия - характеризуется неустойчивостью зрительного восприятия и несформированностью пространственных представлений. Плохо усваиваются отдельные буквы, не устанавливаются связи между зрительным образом и звуком, нет четкого зрительного образа буквы, поэтому одна и та же буква воспринимается по-разному; наблюдается частое смешение букв, сходных по начертанию, нарушается узнавание слов при чтении.

Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
201.62 кб

Дислексия: механизмы развития и принципы лечения

Заваденко Н.Н., Румянцева М.В.
Дислексия -распространенная (5-10% детей школьного возраста) специфическая форма трудностей обучения, для которой характерны сложности с точным и быстрым распознаванием слов при чтении, а также письмом под диктовку/орфографией и д
Читать PDF
5.00 мб

«Смешанная» дислексия и её взаимосвязь с особенностями развития кратковременной зрительной памяти и

Киселёва Василиса Сергеевна
Статья посвящена изучению наиболее сложного типа дислексии, где нарушения технической и смысловой стороны чтения встречаются в сочетанном варианте.
Читать PDF
138.06 кб

Дислексия развития: состояние проблемы в США

Григоренко Елена Леонидовна
Задача данной статьи заключается в том, чтобы кратко описать современное состояние проблемы дислексии в США.
Читать PDF
414.93 кб

Дислексия и дисграфия в речи обучающихся как общеобразовательная проблема

Крючкова Д.С
Механизм формирования профессиональной коммуникативной компетенции у студентов затрудняется из-за наличия у них устойчивых и повторяющихся нарушений норм современной речи с позиций семантического и графического отображения мысли.
Читать PDF
0.00 байт

Биологическая природа дислексии: краткий обзор литературы и примеры исследований

Григоренко Е. Л.
Статья содержит краткий обзор современного понимания биологических основ чтения и дислексии, а также представляет вниманию читателя три психогенетических исследования, выполненных разными методами на разных выборках и иллюстрирующ
Читать PDF
369.62 кб

Динамика овладения технической и смысловой сторонами чтения школьниками с дислексией

Иншакова А. Г.
За последние годы резко возросло количество школьников с дислексией.
Читать PDF
336.77 кб

Различные типы дислексии и их взаимосвязь с нарушениями речевого развития у младших школьников

Иншакова Анна Геннадьевна
Читать PDF
266.56 кб

Исследование особенностей зрительного запоминания детей с дислексией

Киселева Василиса Сергеевна
Статья посвящена изучению особенностей кратковременной зрительной памяти у детей с дислексией. В данной работе представлены новые результаты, раскрывающие специфику зрительного запоминания детей с нарушениями чтения.
Читать PDF
387.17 кб

Сравнительный анализ уровней понимания читаемого у младших школьников с дислексией и без нарушений ч

Мигурская Анастасия Александровна
В статье представлены результаты обследования детей младшего школьного возраста с дислексией, с целью выявления особенностей понимания читаемого на уровне слова, логико-грамматических конструкций и предложений, а также на уровне т
Читать PDF
0.00 байт

Теоретико-методологическое обоснование проблемы дислексии у детей младшего школьного возраста с синд

Жаркова Елена Анатольевна
Статья посвящена актуальной для современного общества проблеме нарушения чтения – дислексии у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Читать PDF
301.55 кб

Динамический анализ процесса овладения чтением детьми с дислексией

Суханова Анна Геннадьевна
Количество школьников с дислексией в последние годы резко возрастает.
Читать PDF
2.33 мб

Взаимосвязь дошкольного и школьного обучения чтению детей с дислексией

Кузовкова Татьяна Николаевна
Статья посвящена изучению особенностей формирования навыка чтения у детей с дислексией. Исследование дошкольного читательского опыта первоклассников проводилось с помощью специально разработанной анкеты для родителей.
Читать PDF
2.48 мб

Динамический анализ процесса овладения чтением детей с дислексией

Иншакова А. Г.
Количество школьников с дислексией в последние годы резко возрастает.
Читать PDF
306.79 кб

Состояние процесса понимания читаемого на уровне текста у младших школьников с дислексией

Мигурская Анастасия Александровна
В статье представлены результаты обследования детей младшего школьного возраста с дислексией с целью выявления особенностей понимания читаемых текстов, представлен обобщенный статистический анализ исследуемых параметров сложного р
Читать PDF
0.00 байт

Особенности преодоления дислексии у учащихся школ с углубленным изучением иностранных языков

Китаева Наталья Николаевна, Николаева Ирина Александровна
Статья посвящена проблеме оптимизации коррекционно-педагогической работы по устранению дислексии у детей младшего школьного возраста, обучающихся в гимназиях с углубленным изучением иностранных языков.