Экономические школы

Найдено 1 определение
Экономические школы
economics, schools of). Исторически с сер. 16 в. до последней четверти 20 в. развитие эконом, мысли шло в русле пяти осн. школ: меркантилизма; экономики франц. физиократов; Классической (и неоклассич.) политической экономии; кейнсианства и монетаризма, — представляющих широкий спектр идей. Меркантилисты сер. 16 — сер. 18 в. утверждали, что богатство наций зависит от денежного баланса (торговый баланс). В условиях существовавших в ту пору простых денежных отношений сторонники этой теории разрабатывали политику, направленную на увеличение кол-ва драгоценных металлов в стране. Поощрялся протекционизм. Критики меркантилизма начиная с философа Юма утверждали, что стремление к накопительству золотых слитков — гибельная политика, к-рая в конечном итоге приведет к оттоку золота из страны. Франц. физиократы 18 в. во главе с Франсуа Кенэ (1694—1774) отдавали преимущество аграрному сектору, считая его единств, источником богатства и налоговых поступлений. Они считали, что роль пр-ва должна ограничиваться поддержкой естественного порядка вещей и возлагали надежды на свободную торговлю. Поэтому их подход ограничивался теорией невмешательства гос-ва (laissezfaire). Эту теорию, а также идею свободы торговли взяли на вооружение экономисты-классики. Осн. положения совр. микроэкономики заимствованы из теорий классич. экономики, обобщенных в кн. Смита Исследования о природе и причинах богатства народов (1776). Маржинальный анализ 19 в. привел к появлению неоклассич. экономики, усовершенствовавшей и развившей классическую. Неоклассич. экономика с помощью механизма цен разъяснила взаимосвязь между спросом и предложением и разрешила ряд проблем классич. эконом, теории, напр., кажущийся парадокс большей ценности бриллиантов (роскошь) по сравнению с водой (жизненная необходимость). Гл. проповедники классич., а затем и неоклассич. экономики: Смит, Роберт Мальтус (1766—1834), Рикардо, Милль, Уильям Стэнли Джевонс (1835—82), Маршалл, Артур Сесил Пигу (1877—1959), Вальрас, Парето и Фрэнсис Исидро Эджуорт (1845—1926). Осн. положение классич. экономики — конкуренция. Согласно закону, спрос и предложение уравновешиваются ценой товара. Наличие свободных рынков гарантирует, что своекорыстное поведение людей приведет к эффективному, социально оптимальному размещению ресурсов и производства. Это т.н. невидимая рука, по Адаму Смиту. Роль пр-ва ограничивается вмешательством в тех случаях, когда рынка не существует либо он несовершенен. В нач. 20 в. экономисты дискутировали о роли гос-ва в контроле за безработицей, вызванной колебаниями спроса. Сторонники классич. традиции утверждали, что пр-во должно поддерживать сбалансированный бюджет; др. экономисты выступали за гос. стимулирование спроса путем поддержки бюджетного дефицита, что нашло отражение в труде Кейнса Общая теория занятости, процента и денег (1936). Там же были заложены основы теории того, что сейчас мы называем макроэкономикой. Влиятельный в 1970—80х гг. монетаризм возродил в обновленном виде еще докейнсианские идеи, поставив деньги в центр макроэконом, политики. Он связал уровень цен с общим кол-вом денег в стране. В последнее время монетаристы утверждают, что экономику определяют денежные факторы и что, в частности, увеличение денежной массы госвом скорее ведет к инфляции, чем к повышению занятости (марксизм, позитивная экономическая теория).

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
2.12 мб

Формирование экономического мышления-задача школы

Ридин О. Н.
Читать PDF
259.04 кб

Формирование экономической грамотности у учащихся начальной школы

Шепель Лариса Алексеевна, Кушхова Нафисет Лелевна
основная причина низкой экономической грамотности младших школьников состоит в том, что в начальной школе нет системы работы в этом направлении, и учителя начальных классов не имеют специальной научно-методической подготовки в обл
Читать PDF
554.08 кб

Стратегия высшей школы в современной социально-экономической среде

Костылева С. Ю.
In clause the basic elements of strategic management of high school as by the research centre, and also precondition становления of regional university complexes are considered.
Читать PDF
207.82 кб

Проблемы экономического воспитания в образовательном процессе школы

Главатских Константин Владимирович
Рассмотрены проблемы, связанные с преподаванием экономики в школе, проанализированы три общие ступени экономического образования в образовательном процессе, подвергнуты рассмотрению основные подходы преподавания и выявлен наиболее
Читать PDF
944.50 кб

Тенденции развития высшей школы в современной экономической ситуации

Занина Лариса Витольдовна, Кирик Владимир Александрович
В статье рассматриваются тенденции и мегатенденции в мировом и отечественном образовании, определяющие специфику позиции вуза как центра их пересечения и реализации.
Читать PDF
2.35 мб

Организационно-экономические подходы к развитию европейской высшей школы

Ищук Т. Л.
Рассматриваются организационно-экономические характеристики трансформации высшей школы стран Евросоюза с учетом требований Болонского соглашения.
Читать PDF
338.25 кб

Социально-экономические особенности профессии "преподаватель высшей школы"

Кумаре Идрисс, Пескова Ольга Сергеевна
В статье рассматриваются особенности профессии «преподаватель высшей школы» в России.
Читать PDF
142.74 кб

Экономическая феноменология как метод политической экономии австрийской школы

Усанов П. В.
В статье содержится исследование философских оснований экономической теории. На примере соотношения феноменологии Э.
Читать PDF
3.15 мб

Образовательные и экономические особенности процесса модернизации высшей школы

Молочников Н.Р., Сидоров В.Г., Валькович О.Н.
В статье анализируются особенности процесса модернизации российской высшей школы. Рассматриваются тенденции развития образовательного процесса и основные проблемы предстоящей модернизации экономики страны.
Читать PDF
157.18 кб

К вопросу о социально-экономических функциях высшей школы в Российской Федерации

Логвин Нина Владимировна
Статья посвящена рассмотрению актуальных вопросов возрастания социальноэкономических функций высшей школы в Российской Федерации. Затронуты вопросы стратегий поведения вуза на рынке образовательных услуг.
Читать PDF
270.98 кб

О некоторых проблемах высшей школы в условиях современной экономической ситуации

Трубникова В.М.
В настоящее время существует множество проблем, связанных с высшим образованием в России. Одной из проблем является трудоустройство выпускников.
Читать PDF
5.84 мб

Интеграция экологического и экономического образования в контексте профилизации средней школы

Саламатов А. А.
Автором доказывается, что эколого-экономическое образование в профильной школе призвано решить одну из важнейших задач нового этапа развития образования преодоления исторически возникшего разобщения двух компонентов культуры естес
Читать PDF
2.97 мб

Стратегия развития старшей школы на основе интеграции педагогического и экономического знания

Рягин Сергей Николаевич
В статье рассматриваются проблемы интеграции педагогического и экономического знания в отношении старшей школы общего образования.
Читать PDF
476.60 кб

Развитие прикладной направленности экономических знаний старшеклассников в условиях сельской школы

Могильников Иван Петрович
В статье рассматриваются проблемы подготовки учащихся к деятельности в современных социально-экономических условиях, их профессиональной ориентации, вопросы организации производственной деятельности школьников.
Читать PDF
272.63 кб

Труды Л. И. Абалкина и российской экономической школы в контексте преодоления ограничений современно

Павленко Ю.Г.
В статье рассматривается цивилизационный и эволюционный подходы к анализу экономического развития в трудах российских экономистов, и прежде всего в работах Л.И. Абалкина.