ЭКСПЕРИМЕНТ СОЦИАЛЬНЫЙ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ЭКСПЕРИМЕНТ СОЦИАЛЬНЫЙ
целенаправленное воздействие на социальную действительность для ее усовершенствования: во имя науки (менее тяжелый случай) или во имя народа (более тяжелый случай).

Источник: Альтернативный социологический словарь

ЭКСПЕРИМЕНТ СОЦИАЛЬНЫЙ
англ. experiment, social; нем. Experiment, soziales. Метод изучения соц. явлений и процессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением соц. объекта под воздействием факторов, к-рые контролируют и направляют его развитие в соответствии с программами и практическими целями исследования. Э. с. предполагает внесение изменений в сложившиеся отношения; контроль за влиянием изменений на деятельность и поведение личности и соц. групп; анализ и оценку результатов этого влияния. Э. с. выполняет познавательные функции проверки гипотезы и получения нового знания, практической проверки эффективности форм и методов деятельности с целью их совершенствования.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Эксперимент социальный
способ получения информации о наличии причинно-следственных связей между показателями функционирования, деятельности, поведения социального объекта и воздействующими на него некоторыми управляемыми и контролируемыми факторами. Использование экспериментального метода требует: 1) наличия четко сформулированной гипотезы о причинно-следственных связях, в соответствии с которой данное теоретическое суждение может быть представлено в виде эмпирически проверяемых утверждений; 2) наличия объекта, допускающего: а) возможность описания системы переменных, детерминирующих его поведение, б) возможность количественных и качественных измерений воздействующих на него управляемых факторов и изменения его деятельности и поведения, в) контроль воздействующих факторов, состояния объекта и условий во время проведения эксперимента. Общая логика Э. с. заключается в том, чтобы, выбрав некоторую экспериментальную группу (или группы), воздействовать на нее определенными факторами и проследить направление, величину и устойчивость изменения характеристик, интересующих исследователя. По специфике исследовательской задачи, поставленной в Э. с., различаются научно-исследовательские и практические эксперименты, эксперименты научного характера, например методический эксперимент о пригодности такой-то методики. Практические эксперименты решают задачи по управлению общественными процессами, например применимость бригадного подряда в данных конкретных условиях. По логической структуре доказательства гипотез различают параллельный и последовательный эксперимент. В параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы контрольная и экспериментальная. Они должны быть близки по условиям и характеру деятельности, идентичны по всем контрольным характеристикам, кроме одной экспернментальной. Характеристики контрольной группы остаются постоянными в течение всего экспериментального периода, а в экспериментальной группе проводится эксперимент, т. е. на нее воздействует то условие (независимая переменная), действие которого проверяется. После проведения эксперимента сопоставляют результаты контрольной и экспериментальной групп. Последовательный эксперимент отличается от параллельного тем, что анализу подвергается одна и та же группа, являющаяся и контрольной (ее состояние перед введением экспериментальной независимой переменной) и экспериментальной (ее состояние после эксперимента). Например, вводят новую систему стимулирования труда и проверяют ее эффект в практической деятельности. Поскольку и параллельный и последовательный эксперимент обладают множеством недостатков, часто используют более сложные схемы их комбинирования. По характеру экспериментальной ситуации различают «полевые» (объект находится в естественных условиях своего функционирования «полем» может быть цех, школа, город и т. п.) и лабораторные эксперименты (объект находится в специально подготовленной обстановке, экспериментальная ситуация формируется искусственно). В зависимости от направленности деятельности во времени выделяют Э. с.: а) проективные от настоящего к будущему и б) ex post facto (эксперименты «задним числом») от момента времени в прошлом к настоящему. Среди проективных выделяют активные (экспериментальная переменная вводится исследователем) и пассивные эксперименты (исследователь ищет в естественно складывающейся ситуации такое положение, когда предполагаемая причина, независимая переменная начинает свое действие).

Источник: Социологический справочник

ЭКСПЕРИМЕНТ СОЦИАЛЬНЫЙ
способ получения информации о количественном и качественном изменении показателей деятельности социального объекта в результате воздействия на него управляемых и контролируемых факторов. Э. с. в социологии – необходимый элемент научного познания общественных явлений. Специфика Э. с. в том, что его объектом являются люди, осуществляющие социальную деятельность, обладающие способностью осознавать себя и свое отношение к внешнему миру.
Методологическое основание Э. с. –концепция социального детерминизма. Поэтому основная теоретическая проблема Э. с. –выделение значимых переменных, детерминирующих данное социальное явление. Воздействуя на эти переменные и исследуя причинно-следственные зависимости, можно выяснить структуру детерминации данного явления и роль отдельных переменных. Отличительная особенность Э. с. как метода получения социальной информации состоит в том, что его проведение требует разработки гипотезы о наличии причинно-следственной связи между исследуемыми явлениями или о характере какого-либо механизма коллективной или индивидуальной деятельности, выведенной логическим путем на основании теоретических и эмпирических данных. Построение гипотезы и планирование ее проверки требует описания системы переменных, детерминирующих поведение социального объекта. Переменная, направление или интенсивность действия которой определяются социологом в соответствии с заранее разработанной программой, называется управляемой. Она является контролируемой, если ее качественные и количественные изменения, а также направление воздействия осуществляются в заданных пределах. Управляемая и контролируемая исследователем переменная называется независимой и обозначается как экспериментальная (экспериментальный фактор). Фактор, изменение которого определяется независимой переменной, называется зависимой переменной. Выбор того или иного фактора в качестве независимой или зависимой переменной определяется гипотезой исследования и природой объекта.
Специфика социальных объектов –целостность, системность зависимостей. Это означает, что тот или иной экспериментальный фактор может привести не к отдельным изменениям, которые легко зарегистрировать, а к комплексным, многообразным изменениям объекта, которые не вызваны только данным фактором, а объясняются также и спецификой потенциальных состояний, которые данный фактор лишь привел в действие. Так, изменение системы оплаты труда может повлиять на его производительность и качество лишь через создание мощного мотивационного механизма высококачественной работы. При проведении Э. с. важно выявить, каким образом под воздействием управляемых и контролируемых факторов меняются те или иные характеристики социального объекта. Основные требования к проведению Э. с.: 1) описание объекта наблюдения в системе составляющих его переменных; 2) описание условий существования объекта исследования; 3) формулирование гипотезы о причинно-следственных связях; 4) определение понятий сформулированной гипотезы через эмпирические показатели и индикаторы; 5) выделение независимых переменных; 6) выделение зависимых переменных; 7) описание специфических условий (время, место и т. д.). По характеру логической структуры доказательства гипотезы Э. с. разделяются на параллельные и последовательные. Под параллельным Э. с. понимается исследование, в котором существует как экспериментальная, так и контрольная группа, и в котором доказательство гипотезы опирается на сравнение двух объектов наблюдения (экспериментального и контрольного) в одно и то же время. В последовательном Э. с. контрольная группа отсутствует. Одна и та же группа выступает в нем как контрольная до введения независимой переменной и как экспериментальная после ее введения. Доказательство гипотезы в этом случае опирается на сравнение двух состояний объекта наблюдения в разное время.
По характеру экспериментальной ситуации Э. с. делятся на полевые (в естественной ситуации) и лабораторные. Чистота проведения Э. с. в сочетании с применением методов статистического анализа результатов может гарантировать, что выявленные в ходе экспериментирования связи изучаемых переменных не будут случайными, а явятся по своему характеру причинно-следственными. Установление причинно-следственных связей между переменными означает раскрытие механизма, лежащего в основе изучаемого типа деятельности. Проблема обобщения результатов Э. с. –это проблема того, насколько общий характер имеют выделенные в эксперименте связи, характеризующие механизм изучаемой деятельности. Только повторенное многократно экспериментирование позволяет сделать обобщенный вывод о характере исследуемых связей. Для увеличения возможности обобщения полученных выводов, их распространения за рамки экспериментальной ситуации необходимо, чтобы в Э. с. отражался характер распределения важных (с точки зрения экспериментатора) свойств изучаемых социальных групп, т. е. чтобы выводы были репрезентативными. Характерные ошибки Э. с.: неверно выбранные эмпирические показатели; субъективное восприятие экспериментальной ситуации; тенденция переоценивать воздействие изучаемой переменной, что приводит к произвольному ее толкованию; недооценка воздействия дополнительных факторов; неадекватность статистических методов природе изучаемых причинно-следственных связей. Ослабление контроля также значительно снижает достоверность сделанных выводов.
Лит.: Куприян А. П. Проблема эксперимента в системе общественной практики. –М., 1981; Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. –М., 1972. Г. Н. Соколова

Источник: Экономико-социологический словарь.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
219.52 кб

Искусство как форма социального эксперимента

Медведев А. В.
Эксперимент как средство научного познания формируется в культуре Нового времени. Но наука не является единственным пространством культуры, в котором осуществляется экспериментальная деятельность.
Читать PDF
111.60 кб

Лаборатория социальных наук. Приглашение к эксперименту

Габович Михаил
Читать PDF
1.71 мб

Актуальное искусство как область социального экспериментирования

Ткач Екатерина Геннадиевна
В работе исследуется эволюция социальной функции искусства и его место в современном социокультурном пространстве.
Читать PDF
1.85 мб

Организация волонтёрской практики студентов (социальный эксперимент)

Щербакова Надежда Викторовна
Для подготовки современных специалистов актуальным и значимым становится использование наряду с традиционными принципиально новых активных форм обучения, позволяющих формировать общекультурные и профессиональные компетенции.
Читать PDF
667.68 кб

Дискуссия о тестах интеллекта как социально-психологический эксперимент

Ушаков Дмитрий Викторович
It is argued that discussions about intelligence tests reveal their participants' different values. The value of equality requires that social reward should be a result of individual effort, and not a privilege given by birth etc.
Читать PDF
6.41 мб

Эксперимент в социально-гуманитарном познании: становление и трансформация

Гаврилина Е.А.
Статья посвящена изучению экспериментального метода в социально-гуманитарном познании и его становлению.
Читать PDF
1.58 мб

Исследование надежности малых групп в социально- психологическом эксперименте

Сарычев Сергей Васильевич
В статье представлены итоги экспериментального исследования социально-психологических аспектов надежности малых групп в напряженных ситуациях совместной деятельности.
Читать PDF
405.72 кб

Тюменский индустриальный эксперимент: нравственная история и социальная реконструкция

Ганопольский Михаил Григорьевич
Новое индустриальное освоение Тюменской области рассматривается как уникальный крупномасштабный социальныйэксперимент.
Читать PDF
262.37 кб

Социально-адаптивный эффект аксорбата лития в экспериментальной модели стресса у крыс

Остренко Константин Сергеевич, Колоскова Елена Михайловна
Стресс является основным фактором риска возникновения афферентных расстройств нервной системы.
Читать PDF
17.46 мб

Вербальные и визуальные коды социальной рекламы: опыт экспериментального исследования

Анненкова А. В.
В статье рассматривается социальная реклама в сфере образования, приводятся некоторые результаты и анализ психолингвистического эксперимента по определению закономерностей восприятия рекламных текстов в рамках теории проксиматики.
Читать PDF
397.91 кб

Экспериментальная модель социально-педагогической реабилитации детей с нарушением зрения

Карандаева Татьяна Аркадьевна
Статья посвящена изучению и осуществлению процесса социально-педагогической реабилитации детей с нарушением зрения в условиях школы-интерната как открытой социальной системы.
Читать PDF
299.74 кб

Этико-философские идеи Ханны Арендт и эксперименты социальной психологии: общее и различие

Краснова Любовь Алексеевна
В статье проанализированы положения двух сторон: идеи философа Ханны Арендт и двух крупных специалистов XX в. по социальной психологии: Стэнли Милгрэма и Филипа Зимбардо. Есть ли общие представления, и если да, то какие?
Читать PDF
429.00 кб

Опыт экспериментального исследования социальной лености на выборке российских мужчин и женщин

Стратилат Карина Николаевна, Семечкин Николай Иванович
В статье приводится описание процедуры и результатов эмпирического исследования различий в проявлении социальной лености у российских мужчин и женщин. Выборку составили 27 сотрудников (12 мужчин и 15 женщин) трех компаний г.
Читать PDF
50.86 кб

Экспериментальное изучение культурных потребностей детей в учреждениях социальной защиты населения о

Заикина Ольга Александровна
В статье рассматривается проблема формирования культурных потребностей детей. Раскрывается специфика социально-культурной среды учреждений социальной защиты населения и анализируются формы социально-культурной деятельности.
Читать PDF
494.65 кб

Новые формы социальной мобилизации? Социальное экспериментирование в Pеспублике Беларусь (комментари

Черныш Михаил Федорович
Французский социолог Ронан Эрвуэт полагает, что в Республике Беларусь он наблюдал процесс воспроизводства патриархальной системы управления, доказавшей свою относительную эффективность.

Похожие термины:

  • ЭКСПЕРИМЕНТ в социальных дисциплинах

    один из методов эмпирических исследований, применяемый с целью исследования причинных связей или проверки гипотезы. Он является основой так называемых каузальных исследований. История Э. начина