культурные образцы, отличающие элиту общества.
ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА
Элитарная культура
Источник: Словарь справочник по социальной работе
КУЛЬТУРА ЭЛИТАРНАЯ
форма культуры, включающая изящные искусства, музыку, литературу и предназначенная для высших слоев общества.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
КУЛЬТУРА ЭЛИТАРНАЯ
вид культуры социальной, характеризующийся созданием исключительных, уникальных ценностей, образцов, норм и эталонов, ориентированных на «элиту общества». К.э. противопоставляется культуре массовой.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
КУЛЬТУРА ЭЛИТАРНАЯ
англ. culture, elitarian; нем. Kultur, elitare. Вид культуры, характеризующийся производством культ, ценностей, образцов, к-рые в силу своей исключительности рассчитаны и доступны в основном узкому кругу людей, элите.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Элитарная культура
вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей, образцов, которые в силу своей исключительности рассчитаны и доступны в основном узкому кругу людей (элите). Ее основной идеал — формирование сознания, готового к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности.
Источник: Социология в лицах и терминах 2017
Культура элитарная
(от франц. йlite – лучшее, отборное, избранное: от лат. eligo – выбирать). Культура елітарна. Еlitarian culture. 1. Культура высших слоев общества, претендующих на обладание высокой культурой. 2. Разновидность культуры, основанной на целенаправленном производстве культурных ценностей, предназначенных для потребления в высших сферах общества. 3. Система образцов, интерпретируемых как своеобразные ценности, доступные для восприятия и понимания только узкому кругу лиц, называемому элитой. 4. Культура, производимая профессионалами для потребления высшими слоями общества или социальной элитой. Владение культурой в элитарной среде имеет две формы: а) непосредственное владение, которое, в свою очередь, тоже распадается на два вида, а именно, владение в смысле собственности (скажем, картины, частные коллекции и прочее) и в смысле доступности к системе образования, инфраструктуре и ценностям культуры; б) процесс превращения достижений культуры в систему индивидуальных способностей, т. е. овладение ими. Различие между двумя видами владения говорит о том, что возможна ситуация, когда непосредственное владение культурными ценностями совсем не гарантирует возможность превращения снятого в них опыта в систему индивидуальных способностей. Поэтому, скажем, можно отметить достаточно высокую степень “поражения” социальной элиты масскультурой: ею масскультурным сленгом, манерами поведения, принятием системы “ценностей” масскультуры и т. д. См. также Культура аристократическая, Культура высокая и Культура массовая.
ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА
специфическая сфера культуротворчества, связанная с профессиональным производством культурных текстов, приобретающих впоследствии статус культурных канонов. Понятие "Э.К." возникает в западной культурологии для обозначения культурных пластов, диаметрально противоположных по своему содержанию "профанной" массовой культуре. В отличие от присущих любым типам культуры сообществ носителей сакрального или эзотерического знания Э.К. представляет собой сферу промышленного производства культурных образцов, существующую в постоянном взаимодействии с различными формами массовой, локальной и маргинальной культуры. В то же время для Э.К. характерна высокая степень закрытости, обусловленная как специфическими технологиями интеллектуального труда (формирующими узкое профессиональное сообщество), так и необходимостью овладения техниками потребления сложноорганизованных элитарных культурных продуктов, т.е. определенным уровнем образованности. Образцы Э.К. предполагают в процессе своего усвоения необходимость целенаправленного интеллектуального усилия по "расшифровке" авторского послания. Фактически Э.К. ставит адресата элитарного текста в положение соавтора, воссоздающего в своем сознании набор его значений. В отличие от продуктов массовой культуры элитарная культурная продукция рассчитана на неоднократное потребление и обладает принципиальной многозначностью содержания. Э.К. задает ведущие ориентиры актуального типа культуры, определяя как присущий "высокой" культуре набор "интеллектуальных игр", так и популярный набор "низких" жанров и их героев, воспроизводящих базисные архетипы коллективного бессознательного. Любая культурная инновация становится культурным событием лишь в результате своего концептуального оформления на уровне Э.К., включающей ее в актуальный культурный контекст и адаптирующей для массового сознания. Таким образом, "элитарный" статус конкретных форм культуротворчества определяется не столько их закрытостью (характерной и для маргинальной культуры) и сложной организацией культурного продукта (присущей и массовой продукции высокого класса), сколько способностью существенно воздействовать на жизнь социума, моделируя возможные пути его динамики и создавая адекватные общественным потребностям сценарии социального действия, мировоззренческие ориентиры, художественные стили и формы духовного опыта. Только в этом случае можно говорить о культурной элите как привилегированном меньшинстве, выражающем в своем творчестве "дух времени".
Вопреки романтической трактовке Э.К. как самодостаточной "игры в бисер" (Гессе) вдали от прагматизма и пошлости "профанной" культуры большинства, реальный статус Э.К. чаще всего связан с различными формами "игры с властью", сервильного и/или нонконформистского диалога с актуальной политической элитой, а также способностью работать с "низовым", "мусорным" культурным пространством. Только в этом случае Э.К. сохраняет способность влиять на реальное положение дел в обществе.
М.Р. Жбанков
Вопреки романтической трактовке Э.К. как самодостаточной "игры в бисер" (Гессе) вдали от прагматизма и пошлости "профанной" культуры большинства, реальный статус Э.К. чаще всего связан с различными формами "игры с властью", сервильного и/или нонконформистского диалога с актуальной политической элитой, а также способностью работать с "низовым", "мусорным" культурным пространством. Только в этом случае Э.К. сохраняет способность влиять на реальное положение дел в обществе.
М.Р. Жбанков
Источник: Социология: энциклопедия
КУЛЬТУРА ЭЛИТАРНАЯ
Субкультура, рассчитанная на избранных. Обобщенная характеристика сравнительно редко встречающегося типа культуры, превращенной в форму производства культурных ценностей, рассчитанных и доступных в силу своей исключительности в основном лишь узкому кругу людей (элите). Высокая степень закрытости К. э. обеспечивается благодаря использованию высокоинтеллектуальных технологий ее производства и потребления. Многозначность содержания продуктов К. э. ставит потребителя перед необходимостью приложить интеллектуальные усилия для поиска их скрытого значения. Важной особенностью К. э. является ее способность формировать мировоззренческие ориентиры, глобальные цели и фундаментальные ценности для всего общества. Апеллируя к привилегированному меньшинству общества, К. э. сознательно и последовательно противостоит культуре большинства, или массовой культуре, во всех ее исторических и типологических разновидностях (фольклору, народной культуре, культуре того или иного сословия или класса). Понятие “К. э.” возникло в ХХ в. в связи с широким распространением ее антипода — культуры массовой. К. э. находится в постоянном соприкосновении с массовой культурой, поскольку основывается на механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в массовой культуре, на разрушении сложившихся в ней стереотипов и шаблонов (в форме пародирования, полемики, отторжения).
В этом отношении К. э. вторична, производна по отношению к культуре большинства. Носителем К. э. выступает сформировавшаяся в сфере культуры группа избранных, исповедующая определенные идейные принципы, духовные ценности и социокультурные нормы.
В основе выделения К. э. лежит ее производство представителями социальных групп, занимающих ведущее положение в духовной жизни общества, его культурном развитии. Смыслом К. э. традиционно является поиск правды, красоты, забота о духовном развитии человека, преодоление его невежества, воспитание лучших нравственных качеств личности.
В настоящее время К. э. выступает в формах художественного модернизма, новаторства в искусстве, углубляет идеи классического художественного наследия. Ее восприятие требует специальной подготовки, работы ума и души. Она функционирует в среде не столько социальной, сколько интеллектуальной элиты, профессиональной духовной интеллигенции. К. э. характеризуется эстетической свободой и коммерческой независимостью творчества, мировоззренческой глубиной тематики, философским проникновением в сущность явлений и души человека, сложностью и разнообразием форм художественного освоения мира. Теоретической основой становления и распространения К. э. стала теория и практика так называемых модернизационных элит — движущей силы социальных процессов модернизации, перехода от традиционного общественного уклада к современному. Колыбелью модернизации, как и ее художественного стиля — модернизма, стала европейская цивилизация. Здесь у К. э. были собственные традиции, исходившие из теории и практики классицизма, строго разграничивавшие “высокие” и “низкие” жанры, “высокий” и “низкий” стиль. Появление постмодернизма в последней трети ХХ в. разрушило иерархические представления о культуре и, соответственно, поколебало всевластие К. э. Из зачинательницы моды она превратилась лишь в один из элементов плюралистического видения картины мира, в одну из субкультур (субкультуру высшего слоя творческой интеллигенции) наряду с другими (этническими, демографическими, региональными и др.).
В этом отношении К. э. вторична, производна по отношению к культуре большинства. Носителем К. э. выступает сформировавшаяся в сфере культуры группа избранных, исповедующая определенные идейные принципы, духовные ценности и социокультурные нормы.
В основе выделения К. э. лежит ее производство представителями социальных групп, занимающих ведущее положение в духовной жизни общества, его культурном развитии. Смыслом К. э. традиционно является поиск правды, красоты, забота о духовном развитии человека, преодоление его невежества, воспитание лучших нравственных качеств личности.
В настоящее время К. э. выступает в формах художественного модернизма, новаторства в искусстве, углубляет идеи классического художественного наследия. Ее восприятие требует специальной подготовки, работы ума и души. Она функционирует в среде не столько социальной, сколько интеллектуальной элиты, профессиональной духовной интеллигенции. К. э. характеризуется эстетической свободой и коммерческой независимостью творчества, мировоззренческой глубиной тематики, философским проникновением в сущность явлений и души человека, сложностью и разнообразием форм художественного освоения мира. Теоретической основой становления и распространения К. э. стала теория и практика так называемых модернизационных элит — движущей силы социальных процессов модернизации, перехода от традиционного общественного уклада к современному. Колыбелью модернизации, как и ее художественного стиля — модернизма, стала европейская цивилизация. Здесь у К. э. были собственные традиции, исходившие из теории и практики классицизма, строго разграничивавшие “высокие” и “низкие” жанры, “высокий” и “низкий” стиль. Появление постмодернизма в последней трети ХХ в. разрушило иерархические представления о культуре и, соответственно, поколебало всевластие К. э. Из зачинательницы моды она превратилась лишь в один из элементов плюралистического видения картины мира, в одну из субкультур (субкультуру высшего слоя творческой интеллигенции) наряду с другими (этническими, демографическими, региональными и др.).
Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018