Эмпирическое знаниеЭмпирическое исследование

ЭМПИРИЧЕСКОЕ и ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ

Найдено 2 определения термина ЭМПИРИЧЕСКОЕ и ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ

англ. empirical and theoretical; нем. Empirie und Theorie. Научные категории для обозначения 2-х взаимосвязанных уровней познания. Эмпирическое исследование опирается на эксперимент, наблюдение и направлено непосредственно на объект. Теоретическое исследование представляет собой не непосредственное отражение действительности, а ее логическую конструкцию посредством идеализации и направлено на построение теории.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

ЭМПИРИЧЕСКОЕ и ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ

в соц. исследовании - филос.-методологич. категории, используемые для обозначения уровней знания, типов исследования, разновидностей познавательной деятельности. Э. и т. в научн. знании эксплицируются через представление о рядоположенных уровнях знания, отражающих один и тот же объект на разных этапах развития науки. Это находит свое терминологич. выражение в понятиях "эмпирич. базис" и "теоретич. система". Формирование данных уровней знания осуществляется в различн. типах научн. исследования. Разделение Э. и т. типов исследования проводится на основе получаемого в них научн. знания - эмпирич. фактофиксирующего знания или блоков научн. теорий. Целевая направленность Э. и т. исследований ведет к существенному различию их не только по уровню отражения соц. реальности, но и по формам и средствам этого отражения. Накопление эмпирич. фактов и зависимостей предполагает в основном деятельность по применению имеющихся в науке познавательных средств для исследования характеристик и свойств соц. мира. Эти средства выступают в функции инструмента научн. описания и анализа изучаемых явлений. Формирование же теоретич. конструкций связывается прежде всего с деятельностью по развитию уже имеющегося теоретич. знания, к-рая является теоретич. по своему характеру. Преобладание в научн. исследованиях эмпирич. или теоретич. познавательной деятельности, однако, не исключает наличия здесь иных элементов деятельности. Уже само применение знания как инструмента исследования ведет к определенному его обогащению, связанному с вовлечением в сферу научн. анализа новых фрагментов реальности и неизбежной перестройкой применительно к ним инструментария исследования. Это ведет к появлению в эмпирич. исследовании элементов теоретич. деятельности, а также нек-рых теоретич. положений. Процесс формирования теоретич. знания, т. е. теоретич. исследование, может включать в себя эмпирич. компоненты, поскольку развертывание концептуального аппарата знания должно сопровождаться постоянной его коррекцией на основе применения этого знания к анализу реальных процессов и явлений. По этой причине в данных типах исследования присутствуют и эмпирич., и теоретич. элементы, хотя соотношение и преобладание каждого из них будет существенно различаться в зависимости от целевой направленности исследования. Характер и механизмы соотношения Э. и т. в различн. типах исследования определяются еще и стадией развития науки, в рамках к-рой предпринимаются данные исследования. Эмпирич. стадия науки, когда еще не создано развитой теоретич. системы, характеризуется преобладанием эмпирич. типа исследований и эмпирич. деятельности во всем познавательном процессе. В роли теоретич. компонентов здесь часто выступают элементы научн. картины мира, фрагменты теорий др. наук, изучающих сходные области соц. реальности. На начальных этапах соц. познания в качестве своеобразных теоретич. конструктов могут выступать истины "здравого смысла", хотя их объяснительные способности весьма проблематичны. По мере формирования теоретич. моделей изучаемой реальности наука вступает в теоретич. стадию своего развития, на к-рой более полно представлены теоретич. исследования и соответствующий им тип познавательной деятельности. Особенностью соц. познания на всех его стадиях является относительно большая в сравнении с естествознанием насыщенность теоретич. элементами. Это объясняется прежде всего затрудненностью, а подчас и невозможностью использования приборов в соц. познании, из-за чего фиксация и изучение многих соц. феноменов должны вестись преимущественно теоретич. методами. Еще одной причиной, увеличивающей долю теоретич. компонентов, является мировоззренческая нагруженность соц. познания, непосредственная зависимость его рез-тов от принятой исследователем соц.-филос. концепции. Изучение даже самых поверхностных пластов соц. реальности, не говоря уже о глубинных ее слоях, требует постоянного обращения к теоретич. миру соц. философии. Наиболее отчетливо данная особенность проявляется в области социологич. познания, направленного на анализ целостных, системных характеристик обществ. процессов. Эта предметная направленность делает социологию своеобразным промежуточным звеном между филос. и конкретно-научн. знанием, включающим в себя как общесоциологич. теории, филос. по характеру, так и конкретную социологию, не являющуюся филос. наукой. Для конкретной социологии данная особенность проявляется в том, что наличие развитых общесоциологич. теорий, с одной стороны, является мощным теоретич. "подспорьем" в формировании эмпирич. базиса и специальных теорий, во многом облегчая и корректируя эти процессы, а с др. стороны, значительно увеличивает долю филос. теории в конкретных исследованиях. Возрастание доли теории в социологич. исследованиях определяется также их "ценностной спецификой", т. е. включенностью ценностей в природу и структуру социологич. познания. Ценности как специфически соц. качества закономерно возникают в рез-те вовлечения объекта в систему обществ. отношений, когда на определенные природные свойства данного объекта накладывается его соц. полезность. Фиксация и изучение "ценностных" характеристик объектов оказываются возможными лишь в случае, когда они осуществляются в контексте и с использованием общесоциологич. теорий, исследующих об-во в целом. В плане соотношения Э. и т. "ценностная специфика" проявляется во включенности во все этапы социологич. познания элементов общесоциологич. теорий, необходимых для изучения свойств соц. объектов. Характерной особенностью социологич. познания является также наличие в нем различн. типов теоретич. исследования. Это объясняется присутствием в структуре социологии двух теоретич. уровней - общесоциологич. и специальных теорий. Филос.-теоретич. исследования, в ходе к-рых обогащаются и развиваются общесоциологич. теории, представляют собой наиболее яркое, предметное воплощение метода восхождения от абстрактного к конкретному и содержат только теоретич. элементы и процедуры, хотя и опираются на эмпирич. базис познания. Исследования, направленные на формирование и развитие специальных социологич. теорий, не имеют столь ярко выраженной специфики. При этом разрабатываются частные и общие теоретич. схемы, объясняющие изучаемые соц. процессы (напр., концепция диспозиционной регуляции соц. поведения личности). Теоретич. исследования этого типа отличаются нек-рыми особенностями: направленностью на формирование начальных теоретич. положений и оперированием преимущественно гипотетич. моделями, не получившими еще достаточного эмпирич. и концептуального обоснования. Присутствие эмпирич. элементов в этих исследованиях связано с обобщением рез-тов различн. конкретно-социологич. исследований, проверкой и эмпирич. обоснованием гипотетич. моделей. Диалектич. сочетание Э. и т. наиболее полно проявляется в исследованиях, направленных на формирование эмпирич. базиса социологии. Теоретич. процедуры и компоненты деятельности присутствуют на всех этапах данных исследований, особенно при составлении программы, обработке и анализе полученного эмпирич. материала. Изучение проблемы "эмпирическое - теоретическое" непосредственно связано с решением многих важных вопросов социологич. познания. Это относится к выявлению структуры социологии, выделению общесоциологич. и конкретной составляющей процесса познания, анализу различн. типов социологич. исследования, механизмов и процедур формирования специальных социологич. теорий и т. д. Лит.: Швырев B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978; Даниэлян М.С. Гносологический анализ общесоциологической теории. Ереван, 1979; Гурко Е.Н. Эмпирическое и теоретическое в социологическом исследовании. Минск, 1984. Е.Н. Гурко, B.C. Швырев.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Найдено схем по теме ЭМПИРИЧЕСКОЕ и ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ — 0

Найдено научныех статей по теме ЭМПИРИЧЕСКОЕ и ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ — 0

Найдено книг по теме ЭМПИРИЧЕСКОЕ и ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ — 0

Найдено презентаций по теме ЭМПИРИЧЕСКОЕ и ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ — 0

Найдено рефератов по теме ЭМПИРИЧЕСКОЕ и ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ — 0