ЭМПИРИЧЕСКОЕ и ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
англ. empirical and theoretical; нем. Empirie und Theorie. Научные категории для обозначения 2-х взаимосвязанных уровней познания. Эмпирическое исследование опирается на эксперимент, наблюдение и направлено непосредственно на объект. Теоретическое исследование представляет собой не непосредственное отражение действительности, а ее логическую конструкцию посредством идеализации и направлено на построение теории.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

ЭМПИРИЧЕСКОЕ и ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
в соц. исследовании - филос.-методологич. категории, используемые для обозначения уровней знания, типов исследования, разновидностей познавательной деятельности. Э. и т. в научн. знании эксплицируются через представление о рядоположенных уровнях знания, отражающих один и тот же объект на разных этапах развития науки. Это находит свое терминологич. выражение в понятиях "эмпирич. базис" и "теоретич. система". Формирование данных уровней знания осуществляется в различн. типах научн. исследования. Разделение Э. и т. типов исследования проводится на основе получаемого в них научн. знания - эмпирич. фактофиксирующего знания или блоков научн. теорий. Целевая направленность Э. и т. исследований ведет к существенному различию их не только по уровню отражения соц. реальности, но и по формам и средствам этого отражения. Накопление эмпирич. фактов и зависимостей предполагает в основном деятельность по применению имеющихся в науке познавательных средств для исследования характеристик и свойств соц. мира. Эти средства выступают в функции инструмента научн. описания и анализа изучаемых явлений. Формирование же теоретич. конструкций связывается прежде всего с деятельностью по развитию уже имеющегося теоретич. знания, к-рая является теоретич. по своему характеру. Преобладание в научн. исследованиях эмпирич. или теоретич. познавательной деятельности, однако, не исключает наличия здесь иных элементов деятельности. Уже само применение знания как инструмента исследования ведет к определенному его обогащению, связанному с вовлечением в сферу научн. анализа новых фрагментов реальности и неизбежной перестройкой применительно к ним инструментария исследования. Это ведет к появлению в эмпирич. исследовании элементов теоретич. деятельности, а также нек-рых теоретич. положений. Процесс формирования теоретич. знания, т. е. теоретич. исследование, может включать в себя эмпирич. компоненты, поскольку развертывание концептуального аппарата знания должно сопровождаться постоянной его коррекцией на основе применения этого знания к анализу реальных процессов и явлений. По этой причине в данных типах исследования присутствуют и эмпирич., и теоретич. элементы, хотя соотношение и преобладание каждого из них будет существенно различаться в зависимости от целевой направленности исследования. Характер и механизмы соотношения Э. и т. в различн. типах исследования определяются еще и стадией развития науки, в рамках к-рой предпринимаются данные исследования. Эмпирич. стадия науки, когда еще не создано развитой теоретич. системы, характеризуется преобладанием эмпирич. типа исследований и эмпирич. деятельности во всем познавательном процессе. В роли теоретич. компонентов здесь часто выступают элементы научн. картины мира, фрагменты теорий др. наук, изучающих сходные области соц. реальности. На начальных этапах соц. познания в качестве своеобразных теоретич. конструктов могут выступать истины "здравого смысла", хотя их объяснительные способности весьма проблематичны. По мере формирования теоретич. моделей изучаемой реальности наука вступает в теоретич. стадию своего развития, на к-рой более полно представлены теоретич. исследования и соответствующий им тип познавательной деятельности. Особенностью соц. познания на всех его стадиях является относительно большая в сравнении с естествознанием насыщенность теоретич. элементами. Это объясняется прежде всего затрудненностью, а подчас и невозможностью использования приборов в соц. познании, из-за чего фиксация и изучение многих соц. феноменов должны вестись преимущественно теоретич. методами. Еще одной причиной, увеличивающей долю теоретич. компонентов, является мировоззренческая нагруженность соц. познания, непосредственная зависимость его рез-тов от принятой исследователем соц.-филос. концепции. Изучение даже самых поверхностных пластов соц. реальности, не говоря уже о глубинных ее слоях, требует постоянного обращения к теоретич. миру соц. философии. Наиболее отчетливо данная особенность проявляется в области социологич. познания, направленного на анализ целостных, системных характеристик обществ. процессов. Эта предметная направленность делает социологию своеобразным промежуточным звеном между филос. и конкретно-научн. знанием, включающим в себя как общесоциологич. теории, филос. по характеру, так и конкретную социологию, не являющуюся филос. наукой. Для конкретной социологии данная особенность проявляется в том, что наличие развитых общесоциологич. теорий, с одной стороны, является мощным теоретич. "подспорьем" в формировании эмпирич. базиса и специальных теорий, во многом облегчая и корректируя эти процессы, а с др. стороны, значительно увеличивает долю филос. теории в конкретных исследованиях. Возрастание доли теории в социологич. исследованиях определяется также их "ценностной спецификой", т. е. включенностью ценностей в природу и структуру социологич. познания. Ценности как специфически соц. качества закономерно возникают в рез-те вовлечения объекта в систему обществ. отношений, когда на определенные природные свойства данного объекта накладывается его соц. полезность. Фиксация и изучение "ценностных" характеристик объектов оказываются возможными лишь в случае, когда они осуществляются в контексте и с использованием общесоциологич. теорий, исследующих об-во в целом. В плане соотношения Э. и т. "ценностная специфика" проявляется во включенности во все этапы социологич. познания элементов общесоциологич. теорий, необходимых для изучения свойств соц. объектов. Характерной особенностью социологич. познания является также наличие в нем различн. типов теоретич. исследования. Это объясняется присутствием в структуре социологии двух теоретич. уровней - общесоциологич. и специальных теорий. Филос.-теоретич. исследования, в ходе к-рых обогащаются и развиваются общесоциологич. теории, представляют собой наиболее яркое, предметное воплощение метода восхождения от абстрактного к конкретному и содержат только теоретич. элементы и процедуры, хотя и опираются на эмпирич. базис познания. Исследования, направленные на формирование и развитие специальных социологич. теорий, не имеют столь ярко выраженной специфики. При этом разрабатываются частные и общие теоретич. схемы, объясняющие изучаемые соц. процессы (напр., концепция диспозиционной регуляции соц. поведения личности). Теоретич. исследования этого типа отличаются нек-рыми особенностями: направленностью на формирование начальных теоретич. положений и оперированием преимущественно гипотетич. моделями, не получившими еще достаточного эмпирич. и концептуального обоснования. Присутствие эмпирич. элементов в этих исследованиях связано с обобщением рез-тов различн. конкретно-социологич. исследований, проверкой и эмпирич. обоснованием гипотетич. моделей. Диалектич. сочетание Э. и т. наиболее полно проявляется в исследованиях, направленных на формирование эмпирич. базиса социологии. Теоретич. процедуры и компоненты деятельности присутствуют на всех этапах данных исследований, особенно при составлении программы, обработке и анализе полученного эмпирич. материала. Изучение проблемы "эмпирическое - теоретическое" непосредственно связано с решением многих важных вопросов социологич. познания. Это относится к выявлению структуры социологии, выделению общесоциологич. и конкретной составляющей процесса познания, анализу различн. типов социологич. исследования, механизмов и процедур формирования специальных социологич. теорий и т. д. Лит.: Швырев B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978; Даниэлян М.С. Гносологический анализ общесоциологической теории. Ереван, 1979; Гурко Е.Н. Эмпирическое и теоретическое в социологическом исследовании. Минск, 1984. Е.Н. Гурко, B.C. Швырев.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
12.32 мб

Инварианты эмпирического и теоретического знания

Розов М.А.
Читать PDF
242.39 кб

Благотворительность: теоретический и эмпирический анализ

Суханова Анна Юрьевна
В данной научной статье рассмотрен феномен благотворительности как объект социологического анализа.
Читать PDF
241.46 кб

От эмпирической базы к теоретическому осмыслению. Не пора ли?

Тавровский В. М.
Читать PDF
362.53 кб

Теоретические и эмпирические аспекты анализа социального капитала

Мамсурова З. Т.
Статья посвящена проблеме осмысления концепции социального капитала и ее роли в понимании процессов социальной самоорганизации, в частности, в трудовых коллективах современных российских предприятии; анализируются западные подходы
Читать PDF
235.41 кб

Общественное мнение о полиции: теоретические и эмпирические аспекты

Капралова Светлана Валерьевна
В статье рассматриваются теоретические и эмпирические аспекты генезиса общественного мнения о полиции в современной России.
Читать PDF
227.93 кб

Теоретическая и эмпирическая структура отношения учащихся к учителю

Слепко Юрий Николаевич
Статья посвящена анализу отношения субъектов образовательного процесса (учащихся) к личностным и деятельностным характеристикам учителя. Сравниваются традиционные модели структуры педагогической деятельности, выделяемые Н. В.
Читать PDF
958.98 кб

Эмпирическое изучение теоретических моделей в физическом образовании

Ревинская О. Г., Стародубцев В. А.
The principles of pedagogical projecting for the computer simulation studies are discussed in relation with system of common didactical, methodological and practical recommendations.
Читать PDF
481.11 кб

Теоретические и эмпирические основания уровневого подхода к вниманию

Уточкин Игорь Сергеевич
В статье исследуется возможность приложения уровневого подхода к исследованиям внимания.
Читать PDF
497.62 кб

Вовлечённость персонала: теоретические подходы, эмпирические результаты

Чеглакова Людмила Михайловна, Кабалина Вероника Ивановна
Даётся обзор наиболее распространенных подходов в психологии и управлении человеческими ресурсами к определению понятия «вовлечённость работников».
Читать PDF
322.42 кб

Теоретическая и эмпирическая типологизация социальной адаптации молодежи

Щербакова Вера Петровна
Рассматривается проблема типологизации социальной адаптации молодежина теоретическом и эмпирическом уровнях.
Читать PDF
117.06 кб

Теоретическое и эмпирическое обоснование паллиативной помощи в педиатрии

Лазуренко С. Б., Мазурова Надежда Владимировна, Намазова-баранова Л. С., Геворкян А. К., Кузенкова Л. М., Вашакмадзе Н. Д.
Цель исследования: изучение теоретических и практических основ организации специализированной паллиативной педиатрической службы с учетом потребности в оказании комплексной медико-социальной помощи больному ребенку в терминальной
Читать PDF
405.83 кб

Теоретическое и эмпирическое определение проблемного потребления алкоголя

Одинокова Вероника Александровна
В статье представлены результаты идентификации теоретических и эмпирических определений проблемного потребления алкоголя в российских и зарубежных социологических исследованиях с целью определения полноценной характеристики назван
Читать PDF
124.77 кб

Эмпирическое и теоретическое осмысление понятия "образовательное событие"

Волкова Наталья Викторовна
В статье представлены результаты исследования проблемы влияния образовательной событийности на подготовку студентов к инновационной педагогической деятельности.
Читать PDF
153.17 кб

О судьбе лекции в цифровую эпоху: теоретический обзор, эмпирический анализ

Лехциер Виталий Леонидович
Статья ставит вопрос о судьбе института лекции в информационную эпоху.
Читать PDF
153.92 кб

Проблема эмпирического и теоретического знания в научном и учебном познании

Сухорукова Людмила Николаевна, Фаюстова Елена Александровна