ЭПИСТЕМОЛОГИЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
EPISTEMOLOGY) В философии это понятие используется достаточно определенным образом для обозначения теории познания, то есть теории о том, каким образом люди приобретают знание о внешнем мире. В социологии этот термин используется в менее строгом смысле и обозначает методы научной процедуры, ведущие к получению социологического знания: например, эпистемология социологов, основывающихся на реализме, отлична от эпистемологии тех, кто основывается на позитивизме. Лит.: Keat and Urry (1975)

Источник: Социологический словарь

Эпистемология
обозначение границ теории познания. В эпистемологическом анализе проводится деление между эмпиризмоми рационализмом. Если эмпирики делают наш непосредственный опыт основой всего познания, то рационалисты утверждают, что наше знание мира управляется фиксированными и априорными понятиями-категориями. В методологии структурализма, деконструктивизма, введении в анализ децентрированного субъекта формирование знания объясняется из социальных структур, форм жизни. Прежде принадлежащие философии сферы методологии переходят в разряд проблем социологии: социологию познания, социологию науки. Из социологии знания следует, что социальный мир как реальность конструируется людьми.

Источник: Социология морали: метод. указания по спецкурсу.

Эпистемология
epistemology), филос. теория познания. Общепризнано, что различие между мнением или убеждением, претендующим на подлинное знание, и простым выражением мнения состоит в том, что первое можно так или иначе подтвердить. Э. иногда связывают с изучением способов такого подтверждения. Скептики (скептицизм) считают, что оно, а след., и знание, невозможно. Традиционно противоборствующими теориями познания являются рационализм, согласно к-рому конечное обоснование нашей уверенности следует искать в разуме (априори), и эмпиризм, полагающийся на чувственный опыт. Т.о., традиц. предмет споров — природа обоснования знания. В последнее время, однако, акценты сместились с проблемы обоснования знания на проблему его структуры, т.е. характер соотношения наших истинных убеждений. Положение, согласно к-рому всякое знание должно иметь свое основание, было подвергнуто сомнению т.н. когерентной теорией познания, с т.зр. к-рой убеждение может быть обосновано в той мере, в какой оно согласуется с др. нашими убеждениями, т.е. когерентно им.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
epistemology) (от греческого «эпистема», знание) — раздел философии, связанный с теорией (или теориями) познания, который пытается информировать нас о том, каким образом мы можем познавать мир. Эпистемологию разделяет с онтологией — дисциплиной, занимающейся установлением видов существующих вещей, — претензия быть основным принципом всей философской мысли и познания. Важное деление в эпистемологии проводится между эмпиризмом и рационализмом или идеализмом. Если эмпирики делают наш непосредственный опыт основой всего познания, рационалисты и идеалисты доказывают, что наше знание относительно мира управляется фиксированными и априорными понятиями или категориями (например, концепциями "субстанции", "причинности"), которые структурируют каждую мысль и аргумент и, следовательно, наш опыт и восприятие действительности (см. также Кант). В большинстве форм эпистемологии чистое мышление индивидуально мыслящего "эго" — философа - считается обеспечением пути к окончательному пониманию познания и основного принципа, на котором покоится развитая эпистемологическая теория (см. Декарт). Недавно, однако, появились более социологические формы эпистемологии, пытающиеся "децентрировать" роль, выполняемую традиционным индивидуальным "субъектом" в философии (см. Субъект и объект; Децентрированный субъект; Структурализм; Деконструкция), подчеркивая формирование знания за счет социальных структур, форм жизни и т.д. Таким образом теперь открыт путь к тому, чтобы многие из сфер, прежде принадлежащих философии, были заняты социологическими оценками познания и наук (см. Социология познания; Социология науки; Кун; Фейерабенд). Так как любая теория познания должна по необходимости обращаться также к самой себе, было бы ошибочно полагать, будто в социологии они способны в большей мере избегать элемента кругообразности, чем в традиционной философии. Но такая социологическая теория может достигать того, чтобы обходиться без тенденции к догматическому заключению в эпистемологическом мышлении — так часто очевидному в более традиционных теориях с их претензиями на достижение основного принципа. Как только знание, включая и научное, станет однозначно рассматриваться с точки зрения социально созданного явления, ожидание каких-либо окончательных доктрин о его характере превратится в неуместное. См. также Наука.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
372.71 кб

Социально-историческая субъективность: эпистемология теоретических репрезентаций

Соколов Алексей Михайлович
Статья посвящена проблеме определения понятия «социально-исторический субъект». Автор указывает на ряд трудностей, которые возникают при рассмотрении данной темы.
Читать PDF
397.70 кб

Эпистемология социального противоречия и социального конфликта: история или социальная эпистемология

Липаков Кирилл Анатольевич
В статье ставится вопрос о том, в компетенции какой из дисциплин находится определение эпистемологического статуса социальных противоречий и конфликтов.
Читать PDF
142.87 кб

На Мосту интерпретаций: Р. Мертон и социальная эпистемология

Порус Владимир Натанович
Социологическая концепция "этоса науки" Р. Мертона рассматривается с точки зрения ее социальноэпистемологического содержания.
Читать PDF
803.35 кб

96. 03. 002. Холмвуд Дж. Феминизм и эпистемология: каков характер будущей науки? Holmwood J. feminis

Фомичев П. Н.
Читать PDF
638.45 кб

96. 04. 012. Холмвуд Дж. Феминизм и эпистемология. Holmwood J. feminism and epistemology: what kind

Виноградова Т. В.
Читать PDF
403.92 кб

Практическая эпистемология: роль рецензирования в организации научной деятельности

Шестопал Алексей Викторович, Коннов Владимир Иванович
В статье рассматривается механизм рецензирования как основная процедура, используемая для отделения научного знания от знания иного рода, не соответствующего требованиям, которые предъявляются к исследовательским результатам.
Читать PDF
262.58 кб

Девиантное поведение: cинтагма, онтология, эпистемология

Клейберг Юрий Александрович
Рассматривается синтагма девиантного поведения как систематизированная и логически выверенная система знаний, полученных на базе разных парадигм.
Читать PDF
517.43 кб

Эпистемология и стратегия научного поиска

Плюснин Юрий Михайлович
Анализ влияния методологических установок (шире теоретико-познавательных принципов осуществления деятельности исследователя) на стратегию научного поиска и соответствующий ей стиль профессионального поведения проведен на примере т
Читать PDF
0.00 байт

Эпистемология и эвристические возможности Big Data

Карчагин Евгений Владимирович
В статье рассматриваются теоретические аспекты, связанные с появлением феномена Big Data (Большие Данные). Эти аспекты имеют эпистемологический и методологический характер.
Читать PDF
533.04 кб

Социология и эпистемология: обмен когнитивным опытом

Микешина Л.А.
В статье рассматривается современная социология, опыт которой обогащает социальную эпистемологию и философию науки. Трудной для понимания явля ется проблема универсальной, общей теории, возникшая еще в эпоху Просве щения.
Читать PDF
1.40 мб

Историческая эпистемология в поисках символического статуса

Кузнецова Н.И.
Утверждается, что анализ предмета и проблем исторической эпистемологии неэффективно начинать с упорядочивания практики употребления основных ее терминов.
Читать PDF
707.72 кб

Историческая эпистемология: зона неопределенности и пространство теоретического воображения

Гавриленко Stanislav
В данной статье предпринимается попытка определить историческую эпистемологию не как выделенное место в дисциплинарном пространстве, а как весьма специфическую область, чья неустойчивая конфигурация и «состав» определяется отличны
Читать PDF
0.00 байт

Эпистемология против экономики

Балевский Блажей
автор статьи рассматривает явления эпистемологии и экономики с точки зрения сравнительного анализа.the author of the article considers phenomena of epistemology and economy from the point of view of comparative analysis.
Читать PDF
206.97 кб

2018.03.002. АРГАМАКОВА А.А. СОЦИОГУМАНИТАРНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ТЕХНОНАУКИ // ЭПИСТЕМОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУ

Виноградова Т.В.
Читать PDF
0.00 байт

ПРОБЛЕМА РЕСЕНТИМЕНТОЕМКОСТИ ЭТОСА СЕТЕВОЙ СРЕДЫ: СОЦИАЛЬНАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ СЕТЕВОГО РЕСЕНТИМЕНТА

Бакшутова Екатерина Валерьевна
В статье обосновывается проблема ресентимента как коллективного деструктивного чувства ненависти к социальным противникам, принимающего нормативный характер в сетевой коммуникации.

Похожие термины:

  • ФЕМИНИСТСКАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ

    - феминистские теории познания, утверждающие, что традиционная эпистемология преуменьшала значение главных в женском опыте и в женской жизни областей знания. … традиционная эпистемологическая т
  • Прагматическая эпистемология

    система методологии, центральными принципами которой выступали операционализм, квантификация и бихевиоризм (Дж. Ландберг).
  • Социальная эпистемология

    специфическая для социальных наук теория познания, изучающая социальное измерение знания или информации. Наибольшую сложность здесь представляет собой определение понятия «знание». В целом соц
  • Эпистемология урбанистическая

    термин, используемый рядом авторов для фиксации проблем и сложностей познания городской реальности, а также взаимодействия разнородных занимающихся городом систем знания.
  • ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАРХИЗМ

    epistemological anarchism) — доктрина, согласно которой нет эпистемологического основания отсутствия единого "научного метода", что "что-либо проходит" (методологический анархизм) — см. Фейерабенд; Методолог
  • ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗРЫВ

    epistemological break) (в науке) — "революционная" замена одних теоретических рамок — парадигмы или проблематики — другими. С точки зрения Томаса Куна или Луи Альтюссера, отношения между конкурирующими или
  • интегрализм отношений эпистемологический

    принцип научного анализа, исходящий из того, что знания о социальной реальности должны формироваться в терминах отношений между индивидами, группами и обществом. - Литература: Ritzer, G. Explorations in Social The