Этническая антропология

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Этническая антропология
специальный раздел биологической антропологии, направленный на изучение истории формирования и специфики биологической изменчивости этно-территориальных групп человека, и их генетических взаимоотношений. Иногда понимается как синоним расоведения или его раздел.

Источник: Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь

АНТРОПОЛОГИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ
научная дисциплина, сформировавшаяся на стыке этнографии (этнологии) и антропологии, занимающаяся главным образом изучением проблем происхождения этносов в связи с процессом расогенеза, эволюции расовых признаков во времени, межрасовой метисации — смешения в различных регионах мира. А.э. рассматривает также происхождение и проявление расовых предубеждений как специфические явления при межрасовых и межэтнических контактах. Антропологические признаки играют определенную роль в этническом размежевании. Вместе с тем, если исходить из существенных антропологических отличий, используемых для выделения основных рас, то окажется, что подавляющее большинство народов мира и даже многие языковые семьи в расовом отношении сравнительно однородны. Почти 90% всех людей, входящих в индоевропейские народы, и 95% — говорящих на языках уральской лингвистической семьи, принадлежат к европеоидной расе; почти 100% людей, говорящих на языках китайско-тибетской семьи, входят в монголоидную расу и т. п. Некоторое разнообразие основных расовых типов отмечено среди народов, говорящих на языках африканской или семито-хамитской семьи (70% — европеоиды и свыше 20% — эфиопская раса) и на языках алтайской семьи (60% — европеоиды, 20% — монголоиды, остальные — смешанные расы), но эти две языковые семьи в сумме представляют менее 4% всего человечества. Следует учитывать также, что примерно 30% населения мира принадлежит к смешанным и промежуточным в расовом отношении группам.
Все это, как правило, затрудняет использование антропологических (расовых) показателей в качестве признаков, отличающих один этнос от другого. Нельзя не учитывать и то, что значительная часть этносов состоит из людей, принадлежащих к различным основным (большим) расам (например, большинство латиноамериканских народов). Поэтому совершенно неправомерно утверждение, что расовое единство является обязательным признаком любой этнической общности, любого народа. Следует иметь в виду и то, что крупные этносы обычно включают представителей разных антропологических типов, или так называемых малых рас (например, различные антропологические типы преобладают среди жителей южной и северной части Италии). И это опять-таки свидетельствует о несовпадении расового и этнического деления человечества. В силу вышесказанного встречающиеся в повседневной практике попытки определения этнической принадлежности людей на основе одних только внешних антропологических показателей обычно имеют весьма приблизительный характер. Такие показатели выполняют этноотличительные функции лишь в тех случаях, когда сопоставляемые народы обладают расовыми отличиями, которые резко бросаются в глаза при повседневном общении. Это свойственно преимущественно этносам, соседи которых принадлежат к другим расам. Подобная ситуация обычна на границах основных ареалов больших рас, т.е. в целом в условиях далеко не типичных. Еще менее типичны случаи, когда в результате изоляции этнос в целом оказывается в окружении народов другого расового типа.
Расовые различия всегда наследственны; они передаются от родителей к детям на протяжении многих поколений. Для изучения этих различий огромное значение имеют данные науки о наследственности — генетики (древнегреч. genos — род, происхождение), в первую очередь, генетики человека или антропогенетики. Понятно, что сходство во многих наследственных физических признаках у разных людей или целых их групп служит веским доказательством общности их происхождения, или генетического родства.
Основные единицы исследования А. э. — ареальные общности людей (популяции), различающиеся по расовым признакам. А. э. тесно связана с геногеографией, т. к. признаки с хорошо изученной наследственностью часто служат отметками (маркерами), отражающими историю формирования, расселения и метисации популяций и сложившихся на их основе рас. В человеческом обществе популяции сопряжены с системой специфических для людей социальных общностей, их подразделений и полиэтнических групп. Анализ взаимоотношений между этносами и расами в различных странах и в различные периоды истории позволяет использовать данные А. э. в качестве исторического источника при разработке многих проблем эволюции человека как биологического существа, популяционной генетики, расообразования, этногенеза и др. важнейших вопросов антропологической этнографии, исторической географии. См.: Расоведение. Этногенез.

Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
196.22 кб

АНТРОПОЛОГИЯ ПОПУЛЯРНОГО ВЕРОУЧЕНИЯ БУДДИЗМА В ЭТНИЧЕСКОЙ БУРЯТИИ

Абаева Любовь Лубсановна
В статье рассматриваются основные тенденции в эволюции буддийского вероучения и развитии буддийских монастырских комплексов в этнической Бурятии.
Читать PDF
450.43 кб

Игра на этническом музыкальном инструменте: философско-антропологический аспект

Мараев Владимир Николаевич, Тебякина Елена Евгеньевна
В статье рассматривается игра на музыкальном инструменте как феномен, позволяющий сконструировать особую реальность музыкального мира, возвращающую слушателей к истокам собственного бытия.
Читать PDF
336.47 кб

Этническая идентичность поморов Архангельской области через призму основных антропологических подход

Пыжова Анна Николаевна
В статье приводится обзор двух основных теоретических подходов, которые широко применяются для изучения вопросов этнической идентичности в социальной антропологии примордиализм и конструктивизм.