ЭТНОПСИХОЛОГИЯ
ЭТНОПСИХОЛОГИЯ
англ. eth-nopsychology; нем. Ethnopsychologie. Отрасль соц. психологии, изучающая особенности псих, склада рас и народов.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Этнопсихология
пограничная дисциплина на стыке этнографии и психологии, имеющая своим предметом изучение психологии этнических групп, а также психологии межэтнических отношений.
Источник: Социология в России. Глоссарий. 2016
Этнопсихология
(от греч еthnоs – племя, народ). Междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования национального самосознания, этнических стереотипов и т.д.
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
этнопсихология
ethnopsychology греч. ethnos ‘народ’+ psyche ‘душа’ + logos ‘понятие, учение’. - Этнографическая дисциплина на стыке этнологии и психологии, изучающая психотип народа (этноса); основы поведения, этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования национального самосознания, стереотипов.
ЭТНОПСИХОЛОГИЯ (ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ)
междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнич. особенности психики людей, нац. характер, закономерности формирования и функции нац. самосознания этнич. стереотипов и т. д. Создание особой дисциплины - "психологии народов" - было провозглашено уже в 1860 г. М. Лацарусом и X. Штейнталем, к-рые трактовали "нар. дух" как психич. сходство индивидов, принадлежащих к определенной нации, и одновременно - как их самосознание; содержание его должно быть раскрыто путем сравнительного изучения языка, мифологии, морали и культуры. В нач. XX в. эти идеи получили развитие и частичную реализацию в 10-томной "Психологии народов" В. Вунд-та. В амер. науке 1930-1950 гг. Э. практически отождествляется с неофрейдистской теорией "культуры и личности", в к-рой делалась попытка вывести свойства нац. характера из т. н. базовой, или модельной, личности, к-рая, в свою очередь, ассоциировалась с типичными для данной культуры методами воспитания детей. Современная Э. не представляет собой единого целого ни по своей тематике, ни по методам. В ней можно выделить ряд самостоятельных направлений. 1. Сравнительные, кросскуль-турные исследования этнич. особенностей психофизиологии, когнитивных процессов, памяти, эмоций, речи и т. д., к-рые теоретически и методически составляют неотъемлемую часть соответствующих разделов психологии. 2. Культуро-логич. исследования, направленные на раскрытие особенностей символичности мира и ценностных ориентации народной культуры, неразрывно связанные с соответствующими разделами этнографии, фольклористики, искусствознания и т. п. 3. Исследования этнич. сознания и самосознания, заимствующие понятийный аппарат и методы из соответствующих разделов соц. психологии (теория соц. перцепции, соц. установок, межгрупповых отношений и т. д.). 4. Исследования этнич. особенностей социализации детей, понятийный аппарат и методы к-рых ближе всего к социологии воспитания. Методология Э. очень сложна. Поскольку свойства нац. культуры как целого и свойства составляющих этнос индивидов не тождественны, между культурология, и психология, исследованиями Э. всегда имеется определенный зазор. Кроме того, все заключения об этнич. особенностях подразумевают какое-то сравнение, масштаб к-рого требует уточнения, чтобы избежать возможного этноцентризма. Абстрактные, необоснованные заключения о психологич. особенностях народов вредны и могут оскорбить нац. чувства. Для психологов больной проблемой является кросс-культурная валидность тестов и экспериментальных процедур. Вместе с тем разработка Э., особенно ее соц.-психологич. аспектов, имеет важное значение для интернац. воспитания, преодоления национализма и т. д. Лит.: Брунер Дж. Психология. М., 1977; Коул М., л/оД6(tm) кУльтУРа и мышление: психологический очерк. м., 19//; Методологические проблемы исследования этнических культур. Ереван, 1978; Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983; Материалы "круглого стола" по про-олемам этнопсихологии//Сов. этнография. 1983 № 2- Bour-guignon E. Psychological Anthropology//Handbook of social and cultural anthropology. Chic, 1973; Handbook of cross-cultural Human development. N.Y., L, 1981; Jahoda G. Psychology and anthropology: Psychological perspective. L., N.Y., ГЛГГ.ТТ И.С. Кон.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
этнопсихология
(от греч. ethnos — народ + psyche — душа + logos — учение) — междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т. д. Содержание этнопсихологических исследований — установление взаимосвязи между типом хозяйственной деятельности в определенных природных условиях и характером духовной культуры (традиций, верований и др.), с одной стороны, и особенности психологии членов исследуемой общности — с другой. Эти исследования в большинстве своем носят эмпирический, сравнительно-описательный характер. Возникновение Э. первоначально было связано с развитием этнографии и антропологии, а ее материал составляли отчеты миссионеров и путешественников. Создание специальной дисциплины «психология народов» было провозглашено в 1860 г. М. Лацарусом и X. Штейнталем, которые трактовали «народный дух» как особое, замкнутое образование, выражающее психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенной нации, и одновременно как их самосознание, содержание которого должно быть раскрыто путем сравнительного изучения языка, мифологии, морали и культуры.
В начале XX в. эти идеи получили развитие и частичную реализацию в «психологии народов» В. Вундта. В дальнейшем в США Э. отождествляется с неофрейдистской теорией, пытавшейся вывести свойства национального характера из «базовой» или «модальной» личности, которая в свою очередь ассоциировалась с типичными для данной культуры методами воспитания детей. Современная Э. не представляет собой единого целого ни по тематике, ни по методам. В ней можно выделить ряд самостоятельных направлений: 1) сравнительные исследования этнических особенностей психофизиологии, когнитивных процессов, памяти, эмоций, речи и т. д., которые теоретически и методически составляют неотъемлемую часть соответствующих разделов общей и социальной психологии; 2) культурологические исследования, направленные на уяснение особенностей символического мира и ценностных ориентации народной культуры, неразрывно связанные с соответствующими разделами этнографии, фольклористики, искусствознания и т. п.; 3) исследования этнического сознания и самосознания, заимствующие понятийный аппарат и методы из соответствующих разделов социальной психологии, изучающих социальные установки, межгрупповые отношения и т. д.: 4) исследования этнических особенностей социализации детей, понятийный аппарат и методы которых ближе всего к социологии и детской психологии. В ряде стран, особенно в США, распространен подход к Э. с позиций фрейдизма и неофрейдизма. На развитие Э. оказывают влияние исследования в смежных областях, особенно в лингвистике (исследование специфики мышления народов, принадлежности к различным языковым группам) и социологии, у которой Э. заимствует методы исследования, в частности методику изучения малых групп.
Поскольку свойства национальной культуры и свойства, составляющие этнос (этническую общность) индивидов, не тождественны, между культурологическими и психологическими исследованиями Э. всегда существуют определенные расхождения. Абстрактные, необоснованные заключения Э. о психологических особенностях народов вредны и могут оскорбить национальные чувства. Для психологов острой проблемой является надежность тестов и экспериментальных процедур, применяемых для исследования этнических общностей. Разработка Э., особенно ее социально-психологических аспектов, имеет важное значение для оптимизации межнациональных отношений. В современных условиях особое внимание в Э. уделяется изучению психологических причин этнических конфликтов, нахождению эффективных путей их разрешения, а также выявлению истоков роста национального самосознания, развития его в разных социальных и национальных средах.
В начале XX в. эти идеи получили развитие и частичную реализацию в «психологии народов» В. Вундта. В дальнейшем в США Э. отождествляется с неофрейдистской теорией, пытавшейся вывести свойства национального характера из «базовой» или «модальной» личности, которая в свою очередь ассоциировалась с типичными для данной культуры методами воспитания детей. Современная Э. не представляет собой единого целого ни по тематике, ни по методам. В ней можно выделить ряд самостоятельных направлений: 1) сравнительные исследования этнических особенностей психофизиологии, когнитивных процессов, памяти, эмоций, речи и т. д., которые теоретически и методически составляют неотъемлемую часть соответствующих разделов общей и социальной психологии; 2) культурологические исследования, направленные на уяснение особенностей символического мира и ценностных ориентации народной культуры, неразрывно связанные с соответствующими разделами этнографии, фольклористики, искусствознания и т. п.; 3) исследования этнического сознания и самосознания, заимствующие понятийный аппарат и методы из соответствующих разделов социальной психологии, изучающих социальные установки, межгрупповые отношения и т. д.: 4) исследования этнических особенностей социализации детей, понятийный аппарат и методы которых ближе всего к социологии и детской психологии. В ряде стран, особенно в США, распространен подход к Э. с позиций фрейдизма и неофрейдизма. На развитие Э. оказывают влияние исследования в смежных областях, особенно в лингвистике (исследование специфики мышления народов, принадлежности к различным языковым группам) и социологии, у которой Э. заимствует методы исследования, в частности методику изучения малых групп.
Поскольку свойства национальной культуры и свойства, составляющие этнос (этническую общность) индивидов, не тождественны, между культурологическими и психологическими исследованиями Э. всегда существуют определенные расхождения. Абстрактные, необоснованные заключения Э. о психологических особенностях народов вредны и могут оскорбить национальные чувства. Для психологов острой проблемой является надежность тестов и экспериментальных процедур, применяемых для исследования этнических общностей. Разработка Э., особенно ее социально-психологических аспектов, имеет важное значение для оптимизации межнациональных отношений. В современных условиях особое внимание в Э. уделяется изучению психологических причин этнических конфликтов, нахождению эффективных путей их разрешения, а также выявлению истоков роста национального самосознания, развития его в разных социальных и национальных средах.
Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.