Этносфера

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Этносфера
земная оболочка, представляющая собой совокупность этноценозов Земли.

Источник: Социологический глоссарий к книге Народы мира в зеркале геополитики

ЭТНОСФЕРА
земная оболочка, представляющая собой мозаичную в этническом отношении антропосферу, складывающуюся на всей совокупности этнических природных систем Земли, в пределах которой адаптировалась этническая система. Этот процесс изучен и описан Л. И. Гумилевым. Этнос приспособляется к определенному ландшафту в момент своего сложения. Этносы непосредственно и тесно связаны с природой через свою хозяйственную деятельность. В последующее время, при переселении или расселении, этнос ищет себе область, похожую на ту, в которой данный этнос сложился. Так, угры расселялись преимущественно по лесам; тюрки и монголы — по степям; русские, осваивая Сибирь, заселяли прежде всего лесостепную полосу и берега рек; англичане колонизовали земли с более умеренным климатом (Канада, Новая Зеландия и т. д.), чем испанцы (Южная Америка). Большинство племен и народностей древности и средневековья вписывалось в ландшафт, не пытаясь его изменить.
Таковы все охотники, рыболовы, скотоводы и собиратели, а также часть земледельческих племен, не применяющих искусственного орошения. Исключение составляли народы, практиковавшие интенсивное земледелие: египтяне, шумеры, древние иранцы, индийцы и китайцы, которые приспосабливали ландшафт к своим потребностям. Связь сложившихся этносов с вмещающими их ландшафтами проявляется в приспособлении этнического коллектива и его хозяйственной деятельности к определенным условиям. Стечением времени соотношение этнос — ландшафт становится оптимальным для того и другого. Это означает, что» устойчивый ландшафт стабилизирует этнос. Если же ландшафт меняется вследствие резких климатических изменений, то этнос, теряя привычные условия, нищает, численность его сокращается, и возможно либо вымирание, либо миграция в поисках привычных условий. Процессы этногенеза возникают без участия климатических изменений, но, исследуя исторически зафиксированные моменты начальных точек этногенетических процессов, можно констатировать, что они происходят на определенных участках поверхности Земли. Некоторые удобные для жизни территории никогда не являлись родиной народов, хотя этносы, уже сложившиеся, заселяют их и достигают процветания.
Одноландшафтные территории, например, сибирская тайга (исключая азональные речные долины), внутренняя часть Австралии, саванны, тропические леса и т. п., никогда не были местом возникновения этносов. И, наоборот, разнообразие сочетаний ландшафтов на западноевропейском полуострове Евразийского континента столь благоприятно для этногенеза, что там возникло ошибочное представление, будто происхождение новых народов — дело обычное. На самом же деле благоприятные географические условия, при которых только и может начаться процесс, являются на поверхности земного шара скорее исключением, хотя и встречаются во всех частях света. Искусственные ландшафты ведут себя так же, как естественные, в смысле воздействия на этнос. Задача по перестройке при роды бывает сложнее, чем покорение соседей, но выполнив коллектив, спаянный общим делом, превращается в этнос, живущий за счет привычного ландшафта. Если же этнос приходит в упадок в результате неудачных войн или социальных кризисов, вместе с ним гибнет лишенный поддержки созданный им ландшафт. Так было в Северном Китае, в Месопотамии и в Древнем Египте. Иногда воздействие возникающего этноса на ландшафт бывает малозаметным, потому что сводится к эксплуатации природных богатств, но и тут биологическое равновесие региона нарушается. Так, ахейцы привели с собою в Пелопоннес коз, пожравших дотоле пышную растительность, что уже в V в. вызвало эрозию почв в Аттике, полинезийцы истребили в Новой Зеландии птицу моа, европейские колонисты в Северной Америке развели лошадей и уничтожили бизонов и т. д. Иначе говоря, антропогенное воздействие на ландшафт можно рассматривать как адаптацию новой популяции, находящейся в динамическом состоянии, т.е. слагающуюся в этнос. А полностью сложившиеся этносы вписываются в ландшафт настолько, что не могут и не хотят приспосабливаться к иным природным условиям.
Таким образом, общий признак для динамического состояния любого этноса — способность возникшей популяции к так называемым сверхнапряжениям, которые проявляются либо в преобразовании природы, либо в миграциях, тоже связанных с изменением ландшафта на вновь освоенных территориях, либо в повышенной интеллектуальной, военной, организационно-государственной, торговой и т. п. деятельности. Первоначально этнос занимает район, в котором он появился и соседствует не всегда мирно со своими «сверстниками». Затем, набрав силу, он мигрирует, оставив на родине часть своего состава. При этом он обязательно теряет изрядную долю первоначального запаса энергии. Некоторые этнические группы гибнут, а другие, попав в изоляцию от мощных соседей, превращаются в изолированные, реликтовые этносы, у которых нет ни прироста населения, ни саморазвития общественного бытия, а модификации происходят только при воздействии соседей. Это указывает, что здесь наблюдается не явление саморазвития, а влияние экзогенных факторов, своего рода толчков, после которых инерция постоянно затухает. Для спонтанного общественного развития по спирали Э. и этногенез являются фоном. Причину же, вызывающую образование этносов, можно обнаружить, только проанализировав историю человечества в этническом аспекте.

Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
173.81 кб

2009. 04. 052. Амоголонова Д. Д. Современная бурятская Этносфера: дискурсы, парадигмы, социокультурн

Хабарова А. А.
Читать PDF
83.67 кб

Образы культурной памяти в конструировании бурятской этносферы

Амоголонова Д. Д.
The article deals with contemporary socio-cultural processes among the Buryats.
Читать PDF
5.09 мб

Волны этногенеза. Иные генезы этносферы. Концепция геохомогенезов: в развитие теории пассионарности

Никифоров С.В.
В статье на основе теории пассионарности и этногенеза Л.Н.