Федерализм

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Федерализм
federalism), форма гос. правления, подразумевающая конституционно гарантированное террит. распределение власти. Ф. противоположен унитарной форме правления (унитарное государство), при к-рой суверенитет осуществляется в пределах нац. или, возможно, наднац. границ. Федер. конституция делегирует опред. объем власти пр-вам терр., составляющих федерацию, оставляя часть полномочий центр, пр-ву. Полномочия могут делегироваться только на один уровень властных структур или одновременно на два. В отличие от конфедерации, где пр-во обычно не имеет самостоятельных ин-тов власти, каждый правит. уровень федер. системы обладает собственными властными полномочиями, законами и налоговой структурой. Ф. считается подходящим конституц. решением для полит, систем, к-рым изначально был свойствен ограниченный уровень единства вследствие региональной рассредоточенности нас. или большой терр. (Австралия, Индия, Пакистан, быв. СССР, США, быв.Чехословакия, Швейцария). К недостаткам Ф. относятся дублирование властных функций и сложность гос. орг-ции. В США, напр., существует 51 независимая система выборов, правления, адм-ции и юстиции. Отношения между првами разл. уровней и между отд. терр. федерации обычно характеризуются соперничеством, а иногда и враждой.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

ФЕДЕРАЛИЗМ
(фр. federalisme от лат. foedus — договор, союз) — 1) принцип, форма государственного устройства; 2) политическое течение, движение за установление такого строя; 3) организационно-политическая форма объединения обществ, партий, профсоюзов и других общественных организаций. Основоположником теории Ф. считается И. Альтузиус (15631638), разработавший «федеральную теорию народного суверенитета» на основе принципа союза, или согласия. Он считал, что федерация учреждалась в результате иерархического возвышения новообразованного союза над меньшими по размерам союзами — начиная с семьи вплоть до государства. Теоретики американской федеративной системы (А. Гамильтон, Д. Джей, Д. Мэдисон) уточнили это положение в отношении гражданских прав: каждый гражданин в рамках федеральной системы правления принадлежит двум общностям — своему штату и союзу е целом. Федеральное правительство осуществляет лишь переданные ему функции, в то время как штаты сохраняют за собой всю «остаточную власть». В дальнейшем Ф. осмысливался под углом выяснения вопросов, касающихся суверенитета, — политико-правового статуса, полномочий и компетенции федерации и ее составных частей. В основном можно выделить три точки зрения по этому вопросу. Согласно одной (Г, Еллинек, П. Лабанд, В. Уиллоуби и др.) —суверенитетом обладала только федерация в целом.
Другая точка зрения (М. Зейдель, Д. Кальхаун) сводилась к мнению, что, наоборот, суверенитет принадлежит составным частям федерации, особенно в тех случаях, когда субъекты федераций наделялись конституцией правом нуллификации и свободного выхода из союза. Сторонники еще одной позиции (А. Токвиль, Г. Вайц и др.) делили суверенитет между федерацией и ее членами соответственно закрепленной в конституции доле государственной власти. В обоснование такого взгляда указывалось, что политико-правовой статус федерации и ее членов не может быть изменен никем из них в одностороннем порядке. Сущность Ф. лучше проясняется в сравнении с унитаризмом и конфедерацией Ученый Ж. Ведель выделяет следующие отличия федерации от унитарного государства и конфедерации. Первым отличительным признаком федеративного государства он считает наличие двух конституционных властей в лице центрального государства и государств-членов, обладающих каждое в отдельности «компетенцией в компетенции». При унитарной форме государства только его центральные органы определяют всю конституционную структуру. Конфедерация же предполагает наличие конституционной власти только у каждого государства и ее отсутствие у самого союза в целом.
Второй признак Ведель связывает с порядком образования «общей воли». В федеративном государстве «общая воля» вырабатывается как бы из двойного источника: из сочетания волеизъявления всех граждан, с одной стороны, и государств-членов — с другой. Именно в этом назначение двухпалатной структуры высшего органа государственной власти. В унитарном же государстве, если и существует вторая палата, то она образуется не на основе равенства представленных в ней административных частей. В конфедерации вообще отсутствует представительство от населения ее членов. Третий признак федеративного устройства Ведель связывает с характером взаимоотношений двух уровней власти. Центральная власть в федерации в отличие от унитарного государства не может отменить решение местных властей, если оно не противоречит конституционному законодательству (в унитарном можно сослаться на преждевременность, нежелательность решения).
По мнению Веделя, федеративное государство поэтому есть «сообщество сообществ», унитарное — «сообщество индивидов», а конфедерация лишь объединяет сообщества и сама не является еще настоящим полным сообществом в силу недостаточной интегрированное Федеративное государство поэтому необходимо рассматривать как нечто среднее из двух тенденций — центростремительной и центробежной. Таким образом, Ф. выполняет две важнейшие функции: децентрализует власть посредством ее разделения по вертикали и интегрирует территориальные (порой разнородные) сообщества. Выполняя эти функции, Ф. предоставляет социально-культурную и политическую автономию территориальным частям государства (провинциям, областям, землям, республикам, штатам и т. д.). Одновременно достигается политическая, экономическая и военная интеграция. Федеративное государство — более прочное, в сравнении с конфедерацией, единое государственно-правовое объединение, составные части которого (субъекты) не имеют права нарушить его территориальную целостность. Субъекты существующих федераций не имеют права одностороннего выхода, хотя на практике были случаи фактического осуществления сецессии (выхода).
Большинство федеративных государств — это крупные по территории и численности населения страны, отличающиеся большим разнообразием природных, экономических, национально-культурных особенностей частей своей территории. К таким федеративным государствам относятся — США. Канада, Россия, Индия, Мексика. Австралия, Нигерия, ФРГ и др. Однако среди федеративных государств есть и средние и небольшие. Это говорит о том, что Ф. — универсальный принцип, годный для любого государства, желающего превратиться в федеративное. Ф. завоевал прочные позиции в мире. На всех континентах планеты немало федеративных государств, являющихся, как правило, сильными и влиятельными. Если Ф. основан на демократических принципах, на устоях правового государства, если он действительно гуманистичен, то тогда наиболее полно проявляются его достоинства: общий крупный рынок, свободное движение капиталов, товаров и услуг, свобода передвижения людей, более благоприятные условия для взаимообмена достижениями науки, образования, культуры. См.; Государство федеративное, Федеративное устройство России, Формы федерации.

Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
305.26 кб

Система здравоохранения и канадский федерализм

Иванова Инна Вячеславовна
В статье сделана попытка рассмотреть развитие системы здравоохранения в Канаде в его связи с федерализмом. Здравоохранение это один из центральных элементов федерально-провинциальных отношений.
Читать PDF
345.29 кб

Международный опыт интеграции образования федерализм и образование

Норекян М. С.
В статье на материале Федеративной Республики Германия обсуждаются вопросы, связанные с будущим федерализма.
Читать PDF
121.06 кб

Российский федерализм: между территориальным и этническим измерением.

Сидоренко А. В.
Статья посвящена анализу специфики российского федерализма, соотношения этнического и территориального фактора в его становлении и развитии.
Читать PDF
100.59 кб

Сецессия: способен ли федерализм предотвратить угрозу?

Сидоренко Анатолий Иванович
В современном мире вопрос целостности государства является ключевым в обеспечении национальной безопасности.
Читать PDF
324.45 кб

Федерализм и «вертикаль» власти в современной России

Воробьева М.
Один из основателей дихотомической модели «политика администрация» американский политолог Вудро Вильсон в статье «Изучение механизма управления» утверждал: «Административное звено находится вне сферы политики как таковой.
Читать PDF
446.75 кб

Сравнительный федерализм: необходима ли стандартизация подходов?

Цыганок Н. А.
В статье рассматриваются вопросы необходимости выработки общей терминологии, а также стандартизированных подходов к изучению федерализма, его форм и институтов в разных государствах, с учетом политико-правовых, культурных, этничес
Читать PDF
161.04 кб

Федерализм и единство России

Манаков Андрей Геннадьевич
Читать PDF
129.41 кб

Бельгийский федерализм как модель кризиса европейского федерализма

Бирюков Сергей Владимирович
По мнению автора, бельгийский федерализм как политическая модель, сложившаяся в 1980-1990-е гг., исчерпал себя по этнокультурным, социально-экономическим и политическим причинам.
Читать PDF
120.55 кб

Федерализм в России

Бутаев И. А.
В статье рассматривается вопрос о путях развития федерализма в России в современных условиях
Читать PDF
1.67 мб

«Конкурентный федерализм»: развитие канадского федерализма в 1970-е начале 1980-х годов

Руденко Олеся Александровна
Рассматривается один из этапов в развитии канадского федерализма «конкурентный федерализм». Данный период характеризовался столкновением интересов правительств разных уровней и зарождением межправительственной дипломатии в Канаде.
Читать PDF
0.00 байт

Федерализм как фактор развития предпринимательства в полиэтничных республиках Поволжского региона

Тюленев Александр Иванович
Автор статьи рассматривает проблему реализации предпринимательского потенциала этносов в условиях многонационального общества и связь этого процесса с федеративным способом административно-территориального устройства государства.
Читать PDF
1.44 мб

96. 01. 001. Фадеева Т. М. Европейский федерализм и принцип субсидиарности: современные дискуссии

Читать PDF
1.56 мб

97. 03. 001. Фадеева Т. М. Европейский федерализм, регионализм и концепции культурной идентичности.

Читать PDF
287.11 кб

Централизованный федерализм и «Деполитизация политики» в регионах

Мартьянов Виктор Сергеевич
In opinion of the author there are no feedback mechanisms with a society in modern political system of the Russian Federation.
Читать PDF
128.63 кб

2006. 04. 040-042. Европейский федерализм. История и современные проблемы. (сводный реферат)

Коданева С. И.

Похожие термины:

  • НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС И ФЕДЕРАЛИЗМ

    возможность решения национального вопроса в условиях федеративного государства. Во второй половине XIX в. К. Марксом и Ф. Энгельсом федерация рассматривалась в качестве государственно-правовой фо
  • КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛИЗМА

    различные трактовки федеративного устройства в связи с особенностями положения федерации и субъектов. Анализ таких особенностей дает возможность выделить различные К. ф Концепция договорного ф
  • ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАЛИЗМА

    основные правовые положения, на базе которых создаются и функционируют федеративные государства. Одним из основополагающих принципов федеративного устройства государства является равноправие
  • СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

    процесс формирования конституционно-правовых основ федеративного устройства России. Утверждение федерализма в России — это прежде всего вывод из собственной истории, на протяжении которой наро