Федеративный договор 1992 года

Найдено 1 определение
Федеративный договор 1992 года
под этим названием вошел в историю комплекс взаимосвязанных документов о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти России и тремя группами российских властных структур: 1) органами власти входящих в РФ суверенных республик; 2) органами власти краев, областей Москвы и Санкт-Петербурга; 3) органами власти автономной области и автономных округов. Этими государственными актами была на основе исторической преемственности юридически закреплена свойственная России тенденция федеративных отношений и совершен поворот от централизма при формальной федеративности к подлинно федеративному устройству страны. Роспуск СССР поставил перед российским политическим руководством проблему сохранения России как суверенного государства и предотвращения цепной реакции ее распада по союзному сценарию. Декларация о государственном суверенитете РСФСР лишь очертила перспективы реконструкции российского федерализма. Детализация принципов и содержания договорных отношений была поручены Совету Федерации и Совету Национальностей Верховного Совета РСФСР. В апреле 1991 г. проект Ф.д. был представлен III съезду народных депутатов и
одобрен Президиумом ВС РСФСР. В его основу легла идея о трех типах равноправных субъектов Федерации, добровольно объединяющихся в едином государстве. Согласование его основных положений в республиках, краях, областях и автономиях, Москве и Санкт-Петербурге заняло около года. Парафирование документа субъектами Федерации прошло с 13 по 23 марта 1992 г., а 31 марта состоялось подписание трех текстов договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, с одной стороны, и тремя группами субъектов Федерации — с другой. В юридическую практику три договора вошли как составные части единого Ф.д. IV съезд народных депутатов РСФСР закрепил федеративность России в качестве принципа формирования многонационального государства. Содержание договора легло затем в основу принятой в 1993 г. всенародным голосованием Конституции РФ. Тем самым российская государственность обрела конституционно-договорной характер. Договор не был под писан двумя субъектами Федерации — Татарстаном и Чечней. В 1994 г. Татарстан отдельно заключил двусторонний договор с центральной властью. Основное содержание Ф.д. сводится к конкретному разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации. К ведению федеральных органов отнесены принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов (включая контроль за их соблюдением), федеративное устройство страны и ее территория, гражданство, регулирование прав и свобод человека и гражданина, регулирование и защита прав национальных меньшинств. К числу федеративных прерогатив относятся также установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, их формирование и порядок деятельности, федеральная собственность и управление ею, федеральная политика в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития, правовое и финансовое регулирование рынка, денежной и банковской систем, федеральный бюджет, налоги и сборы, внешняя политика и международные отношения, вопросы оборонной промышленности, защита государственных границ и т. д. Часть прерогатив закреплена в качестве предметов совместного ведения федеративных органов и органов субъектов федерации: обеспечение соответствия конституционно-законодательных актов субъектов Федерации Конституции РФ и другим федеральным законам, разграничение государственной собственности, свобода и защита прав человека и гражданина, охрана окружающей среды и памятников культуры, природопользование, вопросы воспитания, образования, науки и культуры, здравоохранение, судопроизводство, определение общих принципов местного самоуправления и др. Устанавливается самостоятельное участие республик в международных и внешнеэкономических отношениях, если это не противоречит Конституции РФ. Земля и ее недра являются достоянием тех народов, которые на ней проживают. Полномочия, касающиеся внутренней деятельности субъектов Федерации, специально в Договоре не выделяются. Оговаривается лишь запрещение изменений его положений в одностороннем порядке. Споры, возникающие на почве разграничения полномочий, разрешаются Конституционным Судом. Ф.д. стал решающим шагом на пути единения России после развала Советского Союза. Включение его основных положений в Конституцию РФ не отрицает самостоятельного значения этого документа как правового акта. Все его участники признают свою ответственность за единство и целостность государства и неприкосновенность его границ. Др филос. наук А. И. Доронченков.

Источник: Нации и этносы в современном мире. Словарь-справочник.