ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
англ. formal school in sociology; нем. formale Schule in der Soziologie. Социологическое направление (конец XIX-начало XX вв.; Г. Зиммель, Л. фон Визе, Ф. Теннис, А. Фиркандт, Г. П. Беккер), представители к-рого стремились в противоположность эволюционистскому "субстанционализ-му" (и связанному с ним "натурализму") свести соц. отношения к более или менее ограниченному набору их структурных элементов, к описатель-ности историко-эволюционистских концепций социологии. Ф. ш. в с. противопоставляется аналитичности, стремится построить науку об обществе на аксиоматическом основании, принятом в математических науках.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

ШКОЛА ФОРМАЛЬНАЯ В СОЦИОЛОГИИ
направление исследований в западной социологии конца XIX - начала XX в., пользовавшееся значительным влиянием в Германии и США, представители которого стремились, в противоположность эволюционистскому «субстанционализму» (и связанному с ним «натурализму»), свести социальные отношения к более или менее ограниченному набору их структурных элементов. Главные представители формального течения - Г. Згшмель, фон Визе, Ф. Теннис и Г. Беккер. Описательности историко-эволюционистских концепций социологии теоретики Шк.ф. в с. противопоставляли аналитичность, стремясь построить науку об обществе на аксиоматическом основании, принятом в математических науках. Ф. Теннис, а за ним Г. Зиммель выработали детальные классификации социальных форм, к-рые должны были стать фундаментом для широких историко-социологических обобщений. Ф. Теннис выделял три типа социальных «сущностей», или «форм», социальной жизни: социальные отношения, группы, объединения. Каждый из этих типов разделялся на целый ряд подтипов. В результате складывались многоуровневые разветвленные классификации, к-рые должны были охватить все существующие в обществе формы социальных взаимодействий. Наряду с формализацией аппарата социологических понятий Ф. Теннис придавал значение их содержательному аспекту, стремясь сочетать свой метод с традиционно субстанциалистским подходом. Углубляя классификаторски-формализаторскую тенденцию Ф. Тенниса, Г. Зиммель особое внимание уделил самому понятию социальной формы, противопоставляя ее содержанию социальных процессов. Он обособлял материю социального взаимодействия цели, мотивы потребности людей, вступающих в общества, отношения от простейших структур этого взаимодействия, наиболее часто повторяющихся и характерных для всех эпох. Концепции представителей Шк. ф. в с. оказали определенное влияние на структурно-функциональный анализ, символический интеракционизм, др. социологические теории.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
популярное в конце 19 - начале 20 в. в Германии и США социологическое направление, ориентированное на исследование формальных структур взаимодействия в различных по содержанию социальных процессах и сферах общественной жизни. Представители Ф.Ш. - Зиммель , фон Визе , Теннис , А. Фиркандт, Г. Беккер - стремились к построению аналитической социологии, преодолению описательного характера историко-эволюционистских концепций. В умеренной версии (Теннис, Зиммель) формальный анализ не противопоставлялся содержательному, а лишь являлся средством для поиска новой аналитической перспективы. По мнению Зиммеля, формальный анализ имеет смысл лишь тогда, когда сопровождается выяснением содержания, дополняющего в различных исторических обстоятельствах "чистые формы социации".
Представители Ф.Ш. предложили многочисленные сложные классификации формальных структур взаимодействия: господство, подчинение, соперничество, разделение труда и др. Образцы исследования подобных форм представлены в книге Зиммеля "Социология". Формальный анализ рассматривался им как исследование "грамматики" общественной жизни. Критики "формального метода", понимания социологии как науки о "чистых формах социации", отмечали утопичность просто сведения всего богатства содержания общественной жизни к ее "грамматике". Понимал это и Зиммель, для которого формальная социология была лишь частью его социологической концепции. Однако более радикальные сторонники "формального метода" (фон Визе и др.) сознательно отказывались от содержательного анализа, разрабатывая многочисленные "каталоги" типов межиндивидуальных взаимодействий, объединяя по формальному признаку совершенно различные по социо-культурному содержанию явления. Проект формальной социологии в своей основе был нереализуем, однако способствовал разработке концептуального аппарата социологии, формальной строгости в определении понятий, оказал существенное влияние на формирование структурно-функционального анализа, символического интеракционизма и других направлений социологической теории.
А.П. Лимаренко

Источник: Социология: энциклопедия

ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА в социологии
социол. направление, пользовавшееся значит, влиянием в Германии и США в конце 19 в.— начале 20 в.. представители к-рого стремились, в противоположность эволюционистскому «субстанционализму» (и связанному с ним «натурализму»), свести социальные отношения к более или менее ограниченному набору их структурных элементов. Главные представители Ф. ш. в с — Теннис, Фиркандт и Неккср. Описательности историки-эволюционистских концепций социологии теоретики Ф. ш. в с. противопоставляли аналитичность, стремясь построить науку об об-ве на аксиоматическом основании, принятом в математических науках. Теннис, а за ним Зиммель выработали детальные классификации социальных форм, к-рые должны были стать фундаментом для широких историко-социол. обобщений. Теннис выделял три типа социальных «сущностей», или «форм», социальной жизни: социальные отношения, группы, объединения. Каждый из этих типов разделялся на целый ряд подтипов. В рез-те складывались многоуровневые разветвленные классификации, к-ые должны были охватить все существующие в об-ве формы социальных взаимодействий. Наряду с формализацией аппарата социол. понятий Теннис придавал значение их содержательному аспекту, стремясь сочетать свой метод с традиционно субстанциалистским подходом.
Углубляя классификаторски-формализаторскую тенденцию Тенниса, Зиммель особое внимание уделил самому понятию социальной формы, противопоставляя ее содержанию социальных процессов. Он обособлял материю социального взаимодействия цели, мотивы потребности людей, вступающих в обществ, отношения от простейших структур этого взаимодействия, наиболее часто повторяющихся и характерных для всех эпох. При этом Зиммель часто сочетал по формальному признаку структуры, обладающие раз- лич., а подчас и взаимоисключающим социально-историческим содержанием: христианские секты и раннее коммунистическое движение, супружеский конфликт и военное столкновение, подчинение солдата офицеру и рабочего предпринимателю. В отличие от Тенниса и Зиммеля, видевших в разработке классификаций социальных форм лишь аналитическое основание социологии, фон Визе сосредоточился на изучении и классифицировании социальных форм, вообще «отказав» содержанию в праве представительствовать в социальной науке. «Все, что происходит на Земле, интересует нас лишь постольку, поскольку речь идет о соединении и разъединении индивидов. Мы не стремимся исследовать что-либо, лежащее за пределами ассоциации и диссоциации» [1, 152]. В рез-те Ф. ш. в с. фон Визе оказалась «аннотированным каталогом» многочисленных типов межиндивидуальных взаимодействий и формирующихся на их основе более устойчивых образований. Будучи позитивистом по своим филос. взглядам, фон Визе считал реально существующими лишь чувственно наблюдаемые взаимодействия, в рез-те чего он объявил «фикцией» понятия и категории, фиксирующие эмпирически неверифицируемые отношения. Концепции представителей Ф. ш. в с. оказали опред. влияние на структурно-функциональный анализ, символический интеракционизм, др. социол. теории.

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.