ФРИДМАН Жорж

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Фридман Жорж
1902-1977) - французский социолог, основоположник социологии труда. Профессор Института политических исследований Парижского университета, президент факультета социальных наук в Сантьяго. С 1932 по 1936 г. проводил исследования в СССР, по результатам которых опубликовал книги «Проблемы механизации в СССР и капиталистических странах» и «От святой Руси к Советскому Союзу». В 1946 г. обосновал появление новой науки - социологии труда. Анализируя труд в связи с социальной структурой, эволюцией техники, увеличением досуга и другими социальными процессами, Фридман критикует современные ему формы разделения труда. Он выступает против культа технических инноваций, технократических мифов об эффективности, производительности, постоянном экономическом росте. В 1960-х гг. Фридман отходит от проблем социологии труда и посвящает себя исследованию роли СМИ в формировании личности, массовой культуры, экологических последствий научно-технического прогресса [67].

Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие

ФРИДМАН (Friedmann) Жорж
1902- 1977) - франц. социолог. Опубликовал большое число теоретич. работ и провел ряд эмпирич. исследований по проблемам труда и социологии промышленного предприятия. Для Ф. характерно рассмотрение труда не только с т. з. его функционирования в промышленной организации, но с более широких соц.-филос. позиций. Анализируя труд в связи с соц. структурой, эволюцией техники и различн. соц. процессами (рабочее движение, увеличение досуга), Ф. остро критикует современные формы труда, разделение труда. Смысл социологии труда Ф. видел в том, чтобы в современных условиях найти формы повышения ценности труда в интеллектуальном, моральном и соц. плане и способы реализации личности вне трудовой деятельности. Согласно его взглядам, механизация и автоматизация труда имеют действенные и противоречивые последствия. С одной стороны, трудовые задачи множатся, распадаются на бесчисленное количество частей, лишая трудящегося инициативы, ответственности, ощущения смысла труда. Это "деспиритуализация" труда. С др. стороны, современная техника предъявляет более высокие требования к качественной стороне труда. Отсюда процесс "респиритуализации" труда. Однако последняя играет менее важную роль в современных условиях, чем первая. В оценке последствий механизации и автоматизации человеческого труда Ф. выступает против глобальных пессимистич. и оптимистич. суждений, отстаивая необходимость анализа конкретных соц.-эко-номич. условий труда. Соч.: Problcmes humains du machinisme industriel. P., 1946; The Urban Transition (with R. Wulff). L., 1975. Н.Г. Оспова.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ФРИДМАН Жорж
(13.05.1902, Париж—15.11.1977, там же) — франц. социолог. Проф. Ин-та политических исследований при Парижском ун-те (1949—1962), директор отдела социол. исследований при Национальном центре научных исследований (1949—1951), президент Международной социол. ассоциации (1956—1959), президент Латиноамер. факультета социальных наук при ЮНЕСКО (1958—1964), основатель Центра исследований массовых коммуникаций, редактор журнала «Sociologie du travail», один из издателей ежегодника «Annales, economies, societes, civilisations». Сфера интересов Ф.— социол. проблемы «индустриального об-ва» и его культуры, взаимоотношения сельской и городской культур. Ф. был одним из ведущих представителей франц. школы социологии труда, для к-рой характерно рассмотрение труда не только с т. зр. его функционирования в промышленной организации, но с более широких социально-филос. позиций. Анализируя труд в связи с социальной структурой, эволюцией техники и различ. социальными процессами (рабочее движение, увеличение досуга и проч.), Ф. остро критиковал совр. ему формы труда. Разделение труда, расчленение его на частичные функции приводит, по Ф., к дегуманизации труда и вызывает у рабочего психологическую напряженность и неудовлетворенность трудом. Человек уже не может в процессе труда полностью реализовать свою личность.
По мн. Ф., ни прогресс техники, ни изменение формы собственности не решают острых социальных и социально-психологических проблем дегуманизированного труда. Вместе с тем Ф. не отрицал, что социальная структура оказывает существенное влияние на взаимоотношение техники и человека. Смысл социологии труда Ф. видел в том, чтобы в совр. условиях найти формы повышения ценности труда в направлении интеллектуального, морального и социального совершенствования и способы реализации личности вне трудовой деятельности.

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.