ФУКО Мишель Поль

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Фуко Мишель Поль
французский социолог, один из основоположников постструктурализма, предложивший оригинальный теоретико-методологический инструментарий, применимый к изучению истории систем мышления, который основан на постулате о том, что социальный мир всегда структурируется посредством определенных языковых средств. Он получил выражение в методологиях археологии знания и генеалогии, которые, с его точки зрения, позволяют воспроизводить характер знания о социальных феноменах как прошлого, так и настоящего, динамику социального смысла, его противоречивость. Предметом исследований социолога являются объекты, вещи, власть, безумие, знание, сексуальность и т.д. вне их субъективного контекста – своего рода «молчаливые монументы». Абстрагирование от субъекта, который, по его мнению, господствовал в социальных науках, начиная с ХIХ века, позволяет преодолеть субъективность, «ангажированность» социально-гуманитарного знания. Вместе с тем, предметом его анализа является прерывность, различные формы темпоральности. - Соч.: Фуко М. Герменевтика субъекта. Курс лекций в Коллеж де Франс. Выдержки / пер. И.И. Звонаревой // Социо-логос. Социология. Антропология. Метафизика. М., 1991; Порядок дискурса / Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996; История сексуальности-III: Забота о себе / пер. с фр. Т.Н. Титовой и О.И. Хомы: Дух и литера; Грунт; М., 1998; Археология знания. Киев, 1996; Рождение клиники. М., 1998; Воля к истине: По ту сторону власти и сексуальности. Работы разных лет. М., 1996; Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977; История безумия в классическую эпоху. СПб., 1998; Надзирать и наказывать. М., 1999; Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. М., 2002. - Литература: Давыдов Ю.Н. У истоков социологического постмодернизма: от распредмечивания социальной науки к плюралистическому разложению разумности // История теоретической социологии. Том 4. С-Петербург, 2000; Smart, B. Miсhel Foucault // The Blackwell Companion to Major Social Theorists / Edited by G. Ritzer. The Blackwell Publishers Ltd 2000; Smart, Barry. Foucault, Marxism and Critique. London: Routledge and Kegan Paul, 1983; Michel Foucault. Chichester, England: Ellis Horwood, 1985; Dean, M. Miсhel Foucault: ‘A Man in Danger’ // Handbook of Social Theory / Edited by G. Ritzer and B. Smart. London: SAGE Publications, 2001.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

ФУКО Мишель Поль
05.10.1926, Пуатье —25.06.1984, Париж) — франц. философ, социолог, историк науки. Преподавал в ун-тах Парижа, Клермон-Ферранса, Варшавы, Уппсалы, Гамбурга и др., с 1970 г.— «а кафедре истории систем мысли в Коллеж де Франс. Главные концептуальные влияния — Фрейд, Ницше, Ж. Ипполит, Ж. Кангийем, Г. Башляр. В творчестве Ф. ясно различимы три периода: период т. наз. «археологии знания» (60-е гг.), период исследования «генеалогии власти» (70-е гг.). период преимущественного внимания к «эстетике существования» (80-е гг.). В социол. плане наибольшее значение имеют работы «генеалогического» цикла, и прежде всего «Надзор и наказание» (1975), «Воля к знанию» (1-й том «Истории сексуальности», 1976). Задача «генеалогии власти» — вычленение и анализ специфических комплексов власти-знания, стратегий власти и дискурсивных практик (Дискурс), характер взаимодействия к-рых определяет те или иные познавательные подходы к человеку в различ. исторические периоды. Власть (Власть политическая), по Ф., никогда не имеет чисто негативного характера (подавление, исключение и проч.): различ. типы власти порождают и саму реальность, и объекты познания, и «ритуалы» их постижения. Типы соотношений власти-знания исторически различны.
Совр. «диспозиция» власти-знания возникла на рубеже Просвещения и 19 в.: власть здесь не есть привилегия одного лица (как в монархиях), не имеет центра, не явл. привилегией гос-ва и гос. аппарата, это власть, осн. модальности к-рой — «всеподнадзорность» («паноптизм»), дисциплинирование и нормирование. Она предполагает опред. стратегии управления индивидами (Физика социальная), надзора за ними (социальная оптика), процедуры их изоляции, перегруппировок (социальная механика), наказания или терапии социальных недугов (Физиология социальная). Наиболее яркое выражение всех этих процедур — тюрьма как социальный ин-т.
Однако отношения власти пронизывают всю обществ, структуру и могут быть обнаружены в лицее и казарме, кабинете врача и семье. Совр. индивид, его душа и тело, изучающие его гуманитарные науки — это порождение одновременно действующих механизмов социального нормирования и индивидуализации (чем анонимнее власть, тем «индивидуализированное» ее объект — он предстает как ребенок, больной, заключенный и проч.,— тем доступнее он эмпирическому контролю и изучению). Концепция «генеалогии власти» оказала большое влияние на «новую философию» во Франции, на младшее поколение сторонников Франкфуртской школы, на совр. конкретно-социол. и политологические разработки в ряде европ. стран.
В работах 80-х гг. «Пользование наслаждениями» и «Забота о себе» (обе—1984, 2-й и 3-й тома «Истории сексуальности») намечается опред. «индивидуализирующий» поворот в исследовании темы социальной детерминации поведения человека и его познания, поднятой уже в работах первой половины 60-х гг. («История безумия в классический век», 1961; «Рождение клиники», 1963). Перенос внимания с Нового времени на античность и период перехода к эллинизму позволяет здесь изучать поведение «морального субъекта» не только в его подчинении кодам, правилам, стереотипам социальным, но и в аспекте более свободного практического выбора собственного отношения к самому себе, своему телу, к окружающим, к обществ, долгу и проч. Социально-практическая позиция Ф. выражена, в частности, в организации им «Группы информации о тюрьмах» (1971 —1973), задачами к-рой были информирование общественности о положении заключенных как маргинальной группы, расширение их социальных прав, и прежде всего — права голоса. Творчество Ф. интерпретируется как в плане леворадик., так и в духе правых идейных ориентации, однако трезвость и критичность обеспечивают социальной и интеллектуальной позиции Ф. опред. независимость по отношению к этим истолкованиям.

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.