(итал. gazzetta; фр. gazette) В традиционном понимании печатное издание, выходящее под одним названием с заранее установленной периодичностью (чаще всего в ежедневном или еженедельном режиме) в заранее оговоренном формате (рубрикатор, объем, дизайн и т. д.), для которого характерно актуальное общественно значимое содержание. Последний критерий не всегда оговаривается в российской издательской практике, в результате чего газетами могут считаться и сугубо тематические неновостные печатные издания – например, газеты кроссвордов, газеты рецептов и т. д. Суть газеты как медийного феномена наиболее полно отражает английская этимология – newspaper (дословно «новостной листок»). Создание газеты связано с формированием общественно значимой повестки дня, прохождением информации через профессиональных «привратников», соблюдением профессиональных стандартов и журналистской этики. Газету следует понимать как форму существования журналистского текста, объясняющего и анализирующего быстротекущую и постоянно меняющуюся современность. В советской, а позднее в российской традиции исследования и преподавания журналистики газета, по сути, ассоциировалась с журналистикой, что отражалось в трудах по жанровой теории или работе журналиста. Газеты делятся на качественные, массовые и бульварные/желтые. В особую группу выделяют квалоиды (качественные таблоиды) с особым, облегченным стилем подачи информации, который не исключает обращения к серьезным темам политики, бизнеса, социальной жизни. Развитие цифровых технологий создания контента и Интернета привели к тому, что привязка газеты к печатному формату для теории медиа постепенно теряет актуальность. Все более очевидным становится переход от четкого технологического разделения на газеты, журналы или информационные агентства к общему понятию мультимедийных новостных медиа. Это прослеживается как в понимании и презентации себя практиками – например, Газетная ассоциация Америки (Newspaper Association of America) стала Альянсом новостных медиа (News Media Alliance), а Всемирная газетная ассоциация (World Association of Newspapers) добавила к названию понятие «новостных издателей» (World Association of Newspapers and News Publishers), – так и в исследовательском дискурсе. Таким образом, в современном медийном контексте газету можно определить как тип печатного и/или электронного (экранного) издания для различных массовых аудиторий, специализирующегося на выпуске с определенной периодичностью оригинальных новостных журналистских материалов, для которого характерно актуальное общественно значимое содержание.
Литература Вырковский А. В. Редакционный менеджмент в печатных и онлайновых массмедиа: процессный подход. – М.: МедиаМир, 2016. Гуревич С. М. Газета вчера, сегодня, завтра. – М.: Аспект Пресс, 2004. Информационные жанры газетной публицистики / под ред. В. Д. Пельта. – М.: Изд‑во Моск. ун‑та, 1986.
0.00 байт
«Живой журнал» как новая газета
В процессе исследования реакции блогосферы на аварию Саяно-Шушенской ГЭС авторы статьи столкнулись с вопросом, чем с социологической точки зрения являются «живые журналы», размещаемые в сети?