ГЕРОЙ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ГЕРОЙ
от греч. heros - полубог, герой) - англ. hero; нем. Held. Личность (мистическая или реальная, живая или мертвая), символизирующая своей прошлой или настоящей соц. ролью (или поступками) особо важные аспекты ценностей данной культуры.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

герой
 1) по Дж. С. Александеру, политик, способный посредством мифов, перформативных суждений, бинарных дискурсов, спектаклей сформировать идентификации людей со своей личностью, утвердить чувство большой и настоятельной потребности в своей деятельности; 2) по Э. Кантаровичу, индивид, вошедший в миф, прекративший быть просто смертным мужчиной (или женщиной) и развивший второе «бессмертное» тело с «иконной» внешностью, которая вызывает у людей сильнейшее чувство связи с божественным царством, возможностью утверждения «идеальной» жизни в самое ближайшее время; 3) по Г.Л. Моссе – индивид, умирающий ради сохранения нации, побочный продукт национализации смерти. - Литература: Александер Дж. С. Демократическая борьба за власть: президентская кампания в США 2008 года. - Вестник МГИМО-Университета, № 3, 2008; Kantorowicz, E. The King’s Two Bodies. Princeton: Princeton University Press, 1997; Mosse, G.L. Fallen Soldiers. – Oxford: Oxford University Press, 1990.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

ГЕРОЙ
личность, совершившая самоотверженный поступок во имя интересов народа, общества, государства. Первоначальное значение термина было связано с историей и культурой Древней Греции, в которой герои представляли собой поколение полубогов, рожденных от смертной женщины и олимпийского бога. Одними из самых известных героев Древней Греции были Геракл и Одиссей. В первоначальной античной традиции сформировалось представление, что герой - это человек, обладающий каким-то необычным даром. Характеристика героев как свободных, деятельных натур, принимающих активное участие в жизни социума, нашла свое отражение в развитии в философии и этике нового времени (Г.-В.-Ф. Гегель, Шеллинг, И. Кант, Ф. Ницше). В социологии понятие «герой» начало активно разрабатываться в связи с развитием теорий социального действия, социологии влияния, теории героев и толпы. В рамках последней сложилось представление о том, что, если, например, оценка деятельности того или иного выдающегося человека связана с его вкладом в жизнь общества, то герой - это личность, которая осуществляет первый шаг и ведет за собой толпу.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

Герой
(от греч. heros – полубог, герой). Герой. Hero. 1. Индивид, группа, класс, нация, взявшие на себя ответственность за решение сверхзадачи, которая в данный момент не под силу другим индивидам, группам, классам или нациям, заинтересованным в решении этой задачи. Но так как в силу наличия социальной дифференциации интересы у разных индивидов, групп, классов и наций разные, то действия Г. всегда встречают сопротивление. Сила сопротивления действиям Г. определяет масштаб совершенного им героизма. Сам же героизм означает степень социальной значимости всего совершенного Г. Поэтому решение Г. такой сверхзадачи рассматривается членами общества, заинтересованными в наличии в обществе примеров для социальных ориентаций, в качестве подвига – этой непреходящей ценности его героического поступка. Однако, в силу наличия в обществе людей, занимающих разное социальное положение, возникает ситуация, когда одно и тоже действие или поступок могут рассматриваться с разных и даже противополождных по социальному смыслу позиций. Поэтому, поступок или действие, рассматриваемое как героическое с одной социальной позиции, может в глазах других усматриваться как злодейство или преступление. Современная социальная расслоенность общества и чрезвычайная расслоенность культуры затрудняет поиск общих критериев оценки героических поступков. Но бесспорно одно, что одним из таких критериев является совпадение интересов всех социальных слоев, т.е. когда Г. действует в интересах абсолютного большинства. 2. Личность или группа (реальные или мифические), образы в произведениях искусства или литературы, символизирующие выражаемой в их поступках социальной позицией, рассматриваемой другими как непреходящая культурная ценность. Социальная роль Г. в обществе – наглядное представление образцов поведения, возможностей для социальных притязаний и определения ориентиров для ценностных ориентаций. Так, например, признание литературного произведения означает, что его герои стали выражением типа социального поведения, посредством которого осуществяются социальные самоидентификации читателей (зрителей). В дезинтегрированном обществе взникают герои, символизирующие противоположные ценности и взаимоисключающие ценностные ориентации. В таком случае в отношении друг друга они выступают как антигерои, которые, на первый взгляд, совершают одинаковые поступки. Но дело все в том, что эти поступки совершаются ради достижения различных целей. Только одна из этих целей совпадет с общеисторической тенденцией общественного развития, а другая – лишь с частными интересами определенных социальных слоев. Духовная культура предполагает умение распознавать признаки Г. и его отличие от антигероя. Сложность такого распознания заключается в том, что их противопоставление, как правило, осуществляется с позиций дегероизации Г. и героизации антигероя, а мерой индивидуальной оценки поступков каждого из них всегда является “свой герой”. См. также Антигерой и Дегероизация.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
142.41 кб

Новый русский герой на рандеву с Америкой (этнокультурная семантика стереотипов маскулинности в филь

Тимофеев М. Ю.
Читать PDF
293.85 кб

Нарративы «Зеленых потребителей»: антигерой, эко-герой и анархист

Аутио Мина , Хейсканен Ева , Хейнонен Виса
Понятие «зеленого» потребления не теряет привлекательности для создателей и приверженцев политики защиты окружающей среды.
Читать PDF
664.54 кб

Герой в России: кто он? (анализируя современный кинематограф)

Кошкин Андрей Петрович, Мельков Сергей Анатольевич
В статье анализируется поиск современного героя в российском кинематографе. Рассмотрены некоторые популярные зарубежные фильмы.
Читать PDF
275.59 кб

А. Столяров. Герой нашего времени

Фетисова Т.А.
Читать PDF
16.41 мб

«Сервисное общество» и новый герой телевизионных сериалов 2006-2011 гг

Лапина-Кратасюк Екатерина Георгиевна
В статье внимание сфокусировано на изменениях в сфере влияния кинематографа и телевидения. Жанр современного сериала служит легитимации «сетевых» практик как феномена повседневности.
Читать PDF
58.78 кб

Мифологический герой в культуре XX века

Гусарова Л. Д.
В статье исследуется проблема существования мифа и его элементов в культуре XX века. Рассматриваются функции мифа, его символическое наполнение в современной культуре.
Читать PDF
141.69 кб

«Народный герой» современного психоанализа

Аксенов Ф. О.
Современная экранная культура нуждается в осмыслении происходящих в культуре процессов.
Читать PDF
195.89 кб

Культурный и народный герой в современной экранной культуре. Постановка проблемы

Аксенов Ф. О.
Современная экранная культура нуждается в глубоком осмыслении происходящих в массовой культуре процессов.
Читать PDF
239.07 кб

Д. С. Мережковский, как автор, представитель романтической школы, и романтический герой

Малашонок Михаил Геннадьевич
В данной статье рассматривается творчество писателя, критика и моралиста Д.С. Мережковского, как представителя романтизма, особенности его мировоззрения, а также причины, которые сыграли свою роль в его формировании.
Читать PDF
368.61 кб

Грифон и герой-олень в космологической композиции на Пазырыкском ковре (v В. До Н. Э. ) как практиче

Полякова Ольга Олеговна
In Eurasian traditions in general and in the Scythian world-view in particular there exist two astral parallels of social relations building by analogy with the observed picture of the starry heaven, which is reflected in the monu
Читать PDF
42.69 мб

Актуальная маргинальность или некультурный герой современной культуры (теоретические аспекты и практ

Зубанова Людмила Борисовна
Данная статья посвящена осмыслению актуальности маргинального: пониманию основных причин популяризации маргинального начала в современной культуре и, как следствие, в культурологических исследованиях конца XX начала XXI вв.
Читать PDF
143.36 кб

«Герой культуры» в картине мира: к теории культурологического исследования

Найдорф Марк Исаакович
В статье обсуждается категория «герой культуры» и её применение в рамках культурологического исследования.
Читать PDF
939.09 кб

Культурный герой и трикстер: функциональные и онтологические сходства

Шевякова Алина Вячеславовна
В статье рассматривается вопрос о функциональных особенностях образов культурного героя и трикстера в условиях современного общества и массового сознания.
Читать PDF
1,002.60 кб

Любовь как властное отношение: Дон Жуан как архетипичный герой в пространстве репрезентации

Шапинская Екатерина Николаевна
В статье рассмотрена любовь как отношение власти и ее репрезентация в различных социокультурных контекстах и художественных формах.
Читать PDF
373.43 кб

«Культовая фигура» как герой в современной массовой культуре

Афанасьев К. С.

Похожие термины:

  • Город-герой

    в бывшем СССР высшая степень отличия, присвоенная за массовый героизм и мужество, проявленные в Великой Отечественной войне.