ГИДДИНГС Франклин Генри

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ГИДДИНГС ФРАНКЛИН ГЕНРИ
(1855–1931) Американский ученый-социолог, первый профессор социологии в США. Последователь О. Конта и Г. Спенсера. Разделял концепцию генезиса и телезиса Л.Ф. Уорда. Основатель концепции психологического эволюционизма, опирающейся на закон всеобщей эволюции Спенсера. Предложил собственные теории социальной стратификации, ценностей и традиций. Считал задачей социологии изучение психологических особенностей общества.

Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018

ГИДДИНГС ФРАНКЛИН ГЕНРИ

(1855-1931) - амер. социолог. В ранний период своей научн. деятельности примыкал к эволюционизму психологич. (см.), одному из течений психологич. социологии конца XIX - нач. XX вв. Как и др. представители этого направления, Г. стремился сочетать органицизм Г. Спенсера с идеалистич. интерпретацией обществ. жизни. Об-во, по мнению Г., есть физико-психич. организм, особого рода организация, представляющая отчасти продукт бессознательной эволюции, отчасти рез-т сознательных усилий. В трактовке Г. психологич. оснований обществ. жизни сказалось влияние Г.Тарда. Во второй период своей научн. деятельности, после первой мировой войны, Г. становится одним из самых активных пропагандистов новых концепций позитивизма (Э. Маха, К. Пирсона, Б. Рассела) и статистич. методов исследования, оказав заметное влияние на формирование эмпирич. социологии США. Соответственно изменяется и его трактовка предмета социологии, к к-рому он относит изучение "плюралистич. поведения", истолковываемого в бихевиористском смысле как совокупность реакций индивидов на стимулы среды. Соч.: Основания социологии. СПб., 1898; Studies In the Theory Of Human Society. N.Y., 1924. M.C. Комаров.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Гиддингс, Франклин Генри
1855-1931) - первый полный профессор социологии в США, президент Американского социологического общества (1908 г.). В основной работе "Основания социологии" Гиддингс утверждает, что общественная эволюция - результат и физических и психических причин, работающих вместе, а социология должна объединять объективное (подчиняющееся законам природы) и субъективное (результат сознательной деятельности людей) истолкование общества. На становление и развитие социальной организации влияет "сознание рода", благодаря которому человек становится общественным существом, а общество структурируются, исходя из степени группового сознания. Цикл социальной причинности, по Гиддингсу, начинается и заканчивается естественным процессом, а между его началом и завершением действует сознательный выбор, определяемый сознанием рода. Социологу предстоит решить три задачи: каковы условия формирования простого сообщества, каковы законы субъективного процесса, каковы законы объективного процесса, формирующего общество как структурное подразделение, поглощающее отдельных индивидов и требующего приспособления их к себе. В 20-е годы Гиддингс оказывает заметное влияние на становление эмпирической социологии США.

Источник: История западной социологии: биографический справочник

ГИДДИНГС (Giddings) Франклин Генри
1855-1931) - американский социолог, первый полный профессор социологии в США (в Колумбийском университете), президент Американского социологического общества (1908), основатель первой в США кафедры социологии в Колумбийском университете (1894).
Г., подобно Уорду , ориентировался на создание всеохватывающей социологической системы, исходя из психологических оснований.
Характеризуя социологию как "конкретную, описательную, историческую, объяснительную" науку, Г. отмечал, что в отличие от психологии, изучающей проявления индивидуального разума, социология касается более сложных и специализированных явлениий разума, наблюдаемых в ассоциации индивидов друг с другом.
По мысли Г., социология - это наука, изучающая психические явления в их более высокой сложности и противодействии, в силу чего в социологии необходимо развивать "конструктивный" метод психологического синтеза на основе тщательного изучения психических вероятностей "великого мира человеческой борьбы".
Центральная теоретическая идея Г. наиболее полно выразилась в понятии "себеподобного сознания" ("сознания рода", "родового сознания"), под которым подразумевалось чувство тождества, испытываемое одними людьми по отношению к другим. "Первичный элементарный субъективный факт в обществе есть сознание рода, - утверждал Г., - ... под этими словами я подразумеваю такое состояние сознания, в котором всякое существо, какое бы место оно ни занимало в природе, признает другое сознательное существо принадлежащим к одному роду с собою". Именно "сознание рода", по Г., делает возможным осмысленное многомерное взаимодействие разумных существ и одновременно сохраняет индивидуальные особенности каждого из них, так как только сознание рода, по его мнению, отличает социальное поведение от чисто экономического, политического или чисто религиозного поведения.
Трактуя общество как рад взаимосвязанных дифференцированных групп и ассоциаций, в которых наблюдается постоянный сложный процесс производства и воспроизводства социальных отношений и сложных организаций, Г. считал необходимым рассматривать общество как союз, организацию, сумму внешних отношений, связывающих вместе соединившихся индивидов.
В качестве исходного момента социального организма Г. полагал исключительно психическое начало. "Общество в первоначальном смысле слова, - отмечал Г., - означает сотоварищество, общую жизнь, ассоциацию, а все... социальные факты по природе своей - психические", в силу чего общество есть "психическое явление, обусловленное физическим процессом".
Анализируя природу и характер общественной ассоциации индивидов, Г. утверждал, что "истинная ассоциация начинается в зарождении сознания рода", а "ассоциация подразумевает, что сношение убедило сталкивающихся индивидов в том, что они слишком подобны между собою, чтобы пытаться покорить друг друга...".
С точки зрения Г., в обществе действуют два основных типа сил, именуемые им "волевым процессом" и силами "искусственного отбора как сознательного выбора". В частности, это силы социализирующие (условие, по Г., внешнее по отношению к социальной структуре, порождающее ассоциацию и способствующее социализации) страсти и стремление индивидов, климат, почва и прочее, с одной стороны, и социальные силы - с другой. В структуру "социальных сил" Г. включал влияние группы или общества на индивида. Это влияние направляет поведение индивидов к достижению групповых целей любого характера. Примерами "социальных сил", полагал Г., могут служить общественное мнение или законодательство.
В общем виде социальный процесс выступает у Г. как взаимодействие сознательных мотивов, волевой ассоциации и физических сил.
К числу позитивных моментов социологического учения Г. можно отнести и его вывод о существовании определенной взаимосвязи между социальной структурой, социальным процессом, социальными силами и различного рода субъективными моментами социальных явлений.
В целом, придерживаясь в первый период своего творческого развития идеи психического эволюционизма, он полагал, что в общественном развитии действуют две силы: сознательная и бессознательная, поэтому главными факторами эволюции у него выступают, с одной стороны, объективно-природные, а с другой - субъективно-психологические. Причем последние приобретают не столько личностный, сколько коллективный характер как "сознание рода", которое и предопределяет поведение индивидов.
Позднее, в 1920-х, Г. начинает разделять базовые идеи творчества Э. Маха, Б. Рассела и пр., уделяет повышенное внимание статистическим методам исследования социальной реальности, чем содействует становлению эмпирической социологии США. Предметом социологии Г. полагает в этот период своего творчества изучение "плюралистического поведения", сводимого им к совокупности реакций индивида на динамику стимулов среды.
А.А. Грицанов, В.И. Овчаренко

Источник: Социология: энциклопедия

Похожие термины:

  • ГИДДИНГС ФРАНКЛИН ГЕНРИ (1855–1931)

    Американский ученый-социолог, первый профессор социологии в США. Последователь О. Конта и Г. Спенсера. Разделял концепцию генезиса и телезиса Л.Ф. Уорда. Основатель концепции психологического эвол