ГИПЕРТЕКСТ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ГИПЕРТЕКСТ
документ, содержащий ссылки на блоки текста внутри самого документа или на другие документы.

Источник: Социология массовой коммуникации: краткий глоссарий

гипертекст
текст со встроенными элементами, позволяющими соединяться с другими материалами, в частности, визуальными и звуковыми образами, а также с другими текстовыми документами.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

Гипертекст
многослойный текст, имеющий, кроме основного, еще и другие уровни. В книжном варианте подобные тексты встречаются в научно-академических изданиях, снабжаемых подстрочными ссылками, замечаниями, а также дополнительными справочными материалами. В этих материалах структура текста является линейно пространственной. В отличие от них, в объемно-пространственный и собственно многоуровневый гипертексты существуют в компьютерном выражении. Наиболее адекватными для компьютерных гипертекстов являются разного рода справочные материалы.

Источник: Энциклопедический словарь СМИ

Гипертекст
Hypertext 1.Вид информации, представляющей собой сложно структурированный естественно-языковый текст с навигационными связями между его фрагментами. 2.Конкретная информация гипертекстового вида (см. п. 1). 3.Технология хранения и обработки текстовых документов на естественном языке, которая позволяет устанавливать и поддерживать предопределенные связи между документами и/или отдельными их фрагментами, обеспечивая пользователю возможности навигации в такой структуре. Является основой представления информации во Всемирной паутине (Вебе).

Источник: Глоссарий по информационному обществу.

Гипертекст
(hypertext, гіпертэкст) — появившийся благодаря развитию компьютерных технологий нелинейный формат организации пространства содержания текста, который предполагает любую, зависящую от читателя, последовательность связи текстовых элементов. Если процесс мышления есть сложное единство инсайтов, то и гипертекст воспроизводится как сеть смысловых элементов, отражающих движение мысли или ассоциативных озарений человека. Цифровые системы для информационного хранения и редактирования, обычно известные как базы данных, показали новые пути использования текстового материала. В созданной компьютерной базе данных «поверхность чтения» была отделена от сохраненной информации. Такая конструкция разделила текст на два независимых технологических уровня: интерфейс и носитель данных. Социальное значение изобретения состояло в том, что массивы данных могли просматриваться, изучаться и обновляться несколькими людьми сразу из различных мест земного шара. Оформились действия, которые значительно изменили практики, называемые нами «чтение» и «письмо». Идеи о пределах выразительных возможностей традиционных текстов, запечатленных на бумаге, начали высказываться с середины XX века. Американский философ и теоретик в сфере информационных технологий Т. Нельсон в 1965 г. провозгласил, что система книги не позволяет гибко приспосабливаться к интересам специфического читателя, однако система с компьютерно-управляемым дисплеем и ассоциированными множествами памяти создает новую удобную среду, позволяющую читателю находить его уровень, удовлетворять его вкус. Согласно утверждению Т. Нельсона, термин «гипертекст» был изобретен уже в 1963 году, двумя годами раньше, чем это слово впервые появилось в печати. Концепция гипертекста излагалась Т. Нельсоном на конференции, состоявшейся в августе 1965 года, и была опубликована в итоговых материалах. Т. Нельсон писал о том, что ход размышления человека является нелинейным. «Мы думаем гипертекстуально, мы говорим гипертекстуально, так почему же мы не пишем гипертекстуально? Традиционное письмо подобно процессу преобразования дерева мыслей в их частокол», — таковы основные доводы Т. Нельсона в поддержку нового для середины XX века способа упорядочения информации. Т. Нельсон подчеркивал, что гипертекст — это совокупность связанного материала, который почти невозможно хранить и представлять на бумаге, оптимальной и естественной средой для гипертекста является компьютер. Однако в работе «Литературные механизмы», изданной в 1981 г., это определение им было несколько пересмотрено и изменено, поскольку Т. Нельсон включил туда также и печатные тексты, констатировав: «Под гипертекстом я просто подразумеваю произведение, содержание которого представлено в неупорядоченной, нелинейной последовательности» (Gunder, 2004: 207). Вслед за Т. Нельсоном целый ряд исследователей приступили к техническому воплощению гипертекста. Инженер-информатик Дуглас Энгельбарт, глава Исследовательского центра роста в СанФранциско, был очарован способами, которыми вычислительная технология могла использоваться для усиления человеческого интеллекта. В результате его работа также послужила развитию концепции гипертекста. В 1968 году на конференции специалистов по компьютерным технологиям Д. Энгельбарт представил устройство oNLine System (NLS), на платформе которого действовал интерактивный журнал, сохраняющий более 100 тыс. статей, сообщений, записок, связанных перекрестными ссылками, все они были доступны через связи гипертекста. Его выступление включало также «живую» видеоконференцию с сотрудниками, находящимися в лаборатории на расстоянии нескольких десятков километров. Прошедшая демонстрация впервые показала, что компьютерная технология может быть интерактивной. Однако стремления Д. Энгельбарта были далеки от простой разработки интерактивного инструмента для человеческого труда или развлечения. В его работе ключевую роль играли идеи о том, каким образом действует человеческое сознание, строящееся не по строго линейному принципу, а как сеть мыслей. Используя сетевой принцип строения гипертекста, он теоретизировал о том, что может сделать интеллект людей более эффективным, и пытался создать метод совместного распределения знания. Название его книги 1962 года, в которой изложены основы NLS, определяет логику видения Энгельбарта: книга называлась «Усиление интеллекта человека: обоснование концепции». Идеи Д. Энгельбарта опережали свое время, и даже сегодня его вклад широко неизвестен. Молодой программист, которого не знали вне пределов CERN (Centre Européen pour la Recherche Nucléaire), швейцарской лаборатории ядерной физики, независимо от ранее сделанных другими исследователями разработок повторно изобрел гипертекст. Это был англичанин Тим Бернерс-Ли, именно он, в конечном счете, создал всемирную паутину. Он написал в своей книге «Сплетая сеть», что, когда он приступал к работе в 1980 г. по программе, названной им «Enquire» (сокращение от Enquire Within Upon Everything), он был мало знаком с работой Т. Нельсона, и не знал идей Д. Энгельбарта. Задача «Enquire» состояла в том, чтобы решить проблемы координации данных CERN’а. Лаборатория имела огромный массив информации по большом количестве исследований, сохраненных на множестве компьютеров и во множестве форматов. Проектируемый Т. Бернерсом-Ли Enquire должна была стать ключом решения этой проблемы. Enquire работала по принципу карты, сводящей в единую систему все сведения: страницы в системе напоминали перечень, и единственный способ создать новые страницы состоял в том, чтобы связаться с уже существующими. Enquire имела два вида гиперсвязей: «внутренние» — соединяли данные между страницами в отдельном файле, и «внешние» — соединяли различные файлы. Это мало чем отличалось от сети, разработанной Т. Бернерсом-Ли позже. Когда Т. Бернерс-Ли начал свою работу, гипертекст использовался главным образом в пределах программ и баз данных, открывая читателям переход от одной части базы данных к информации, сохраненной в другой части. Инновация Т. Бернерса-Ли, имевшего опыт администратора компьютерной сети, состояла в том, что гипертекст стал соединять данные компьютеров «во внешнем мире» за пределами организации. Это было важно в CERN’е, где связывались компьютеры в различных зданиях и в некоторых отдаленных местах. Найденное Т. Бернерсом-Ли решение не заставляло несовместимые машины соответствовать единственному стандарту, но оно синхронизировало хранящиеся данные. Синхронизация достигалась созданием HTTP, компьютерного языка, который сделал возможным работу в широких сетях, как это делает сегодня интернет. Когда в 1992 году World Wide Web, «Всемирная паутина», была предана гласности, концепция соединения всего со всем через гипертекст, когда-то предложенная Т. Нельсоном, была осознана и понята в полной мере. После того как в начале 1993 г. был выпущен мозаичный браузер (то есть программа для просмотра веб-страниц), гипертекст часто стали называть наиболее революционной новой формой технологии коммуникации начиная с появления телевидения — и возможно наиболее существенной — начиная с изобретения печати И. Гутенбергом, поскольку произошла демократизация и чтения, и письма. Возникнув, сеть продолжает расти, и, кроме того, гипертекст развивается в других интерактивных медиа, например в электронных книгах (e-book), компьютерных играх и интерактивном телевидении. Практически в унисон с размышлениями инженеров-разработчиков Т. Нельсона, Д. Энгельбарта, Т. Бернерса-Ли о социальном и гуманистическом смысле их изобретений в философии, литературной критике, лингвистике формируется комплекс родственных идей о нелинейности как новом процессе бытования текстов. В концепциях Ж. Деррида, Ю. Кристевой, М. Бахтина, Ж. Женетта, Р. Барта, Ж. Делёза даётся видение меняющейся реальности общества и культуры. Ж. Деррида провозглашает конец монополии линейного письма, утверждая, что форма книги сменяется единой непрерывной средой совокупности текстов. Произведения проникают друг в друга, оставляя «следы». Ю. Кристева, размышляя о ситуации, в которой слова и книги превратились в постоянно умножающийся поток, находясь внутри которого невозможно не повторить или не сделать ссылку на что-то уже однажды написанное, вводит определение «интертекстуальность». По мысли М. Бахтина, тексты живут в непрерывном диалоге, Р. Барт пишет о сети переплетающихся внутренних ходов между всеми существующими текстами, Ж. Женетт оперирует понятием «палимпсесты», говоря о процессах взаимоприсутствия частей разных произведений в одном тексте. Наконец, Ж. Делёз образно и вместе с тем точно классифицирует творческий хаос современного мира метафорой «ризома» (см.: безмасштабная сеть). Благодаря усилиям перечисленных авторов сложилась философская традиция осмысления «текста без границ» и новой социальности, где действуют «коды» и «потоки».
Литература Шартье Р. Письменная культура и общество. — М.: Новое издательство, 2006. Gunder A. Hyperworks. On digital literature and computer games // Publications from the section for sociology of literature at the department of literature Uppsala University. — 2004. № 48. Landow G. Р. Hypertext 2.0: The convergence of contemporary critical theory and technology. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1997. Landow G. Р. Hypertext, hypermedia and literary studies: the state of the art / Landow G., Delany P. // Hypermedia and Literary Studies / ed. by George Landow and Paul Delany. Cambridge: Massachusetts Institute of Technology Press, 1991. P. 3 - 50. О. Сергеева

Источник: Новые медиа-социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник 2016

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
63.71 кб

Гипертекст графического дизайна

Желондиевская Лариса Владиславовна
В статье анализируются современные форматы коммуникации, в частности принципы орга/ низации информационных массивов.
Читать PDF
262.55 кб

Гипертекст и современный синтез дискретного и континуального кода

Сергиенко Нина Леонидовна
Статья посвящена осмыслению гипертекстового информационного пространства, характеристикам гипертекста и гипертекстовых технологий.
Читать PDF
580.92 кб

МУЗЕЙНЫЙ ГИПЕРТЕКСТ: АСПЕКТЫ ОСМЫСЛЕНИЯ

Лапин Е.С.
Данная работа описывает способы понимания музейного гипертекста.
Читать PDF
309.98 кб

Журналистский гипертекст в системе массмедийной интернет-коммуникации

Мыгаль М. С., Карпенко И. И.
В статье рассматриваются особенности журналисткого гипертекста в интернет-СМИ разных типов в Рунете.
Читать PDF
425.72 кб

Учебно-методический комплекс «Гипертекст и мультимедиа технологии» для направления подготовки 230700

Романова А. Н., Самохвалов А. В.
В статье изложены основные этапы создания учебно-методического комплекса «Гипертекст и мультимедиа технологии». Приведена схема программного продукта и структура страницы. В статье дана краткая информация о содержании курса.
Читать PDF
98.51 кб

Гипертекст путь в мир двуязычия

Урубкова Л.
Читать PDF
464.92 кб

Русскоязычный гипертекст как средство формирования умений гибкого профессионально-ориентированного ч

Серова Т.С., Пипченко Е.Л.
Рассматривается роль русскоязычного гипертекста как средства формирования умений гибкого иноязычного профессионально-ориентированного чтения на основе специально разработанных моделей гибкого чтения, изучается проблема обусловленн
Читать PDF
199.17 кб

Гипертекст как предмет психологического исследования в культурно-деятельностной программе

Солодов Максим Юрьевич
В статье анализируются различные подходы к гипертексту на разных уровнях научной методологии: философском, общенаучном и конкретно-научном.
Читать PDF
3.96 мб

ГИПЕРТЕКСТ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ЧТЕНИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Панина Елена Юрьевна, Беляева Антоника Алексеевна
Читать PDF
0.00 байт

Феномен гипертекста: опыт герменевтического прочтения

Николаева Е. М., Николавев М. С.
В статье рассматриваются особенности гипертекстовой (нелинейной) познавательной стратегии, наиболее адекватно отражающей состояние современного мира.
Читать PDF
0.00 байт

Применение гипертекстовых материалов в библиотечно-образовательной среде

Склярова Евгения Александровна
Обобщен постепенно накапливаемый опыт использования гипертекстовых материалов в библиотечно-информационной образовательной среде.
Читать PDF
0.00 байт

Использование учебных гипертекстовых материалов в библиотечно-образовательной среде

Шадрина Евгения Александровна
Автором статьи обобщен опыт использования гипертекстовых материалов в библиотечно-информационной образовательной среде.
Читать PDF
130.02 кб

Особенности представления информации в сети Интернет: проблема достоверности и гипертекстуальность

Клюева Наталья Юрьевна
Статья посвящена обсуждению проблемы трансформации сферы публичной коммуникации между государством и обществом благодаря сети Интернет.
Читать PDF
58.44 кб

Технология гипертекста в перспективе философии информационной образовательной среды

Оганесянц Наталья Алексеевна
Читать PDF
0.00 байт

Специфика гипертекстуальности современной информационной среды

Шулер Ирина Владимировна
Статья посвящена выявлению сущностных и функциональных аспектов гипертекстуальности как ключевой особенности современной информационной среды, изучению проблемы классификации гипертекстовых источников информации, механизмов понима