ГОБИНО Жозеф Артюр

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ГОБИНО Жозеф Артюр
1816-1882) - французский дипломат, писатель, публицист, представитель расово-антропологического направления в социологии. В основном труде "О неравенстве человеческих рас" (1853-1855) Г. утверждал превосходство белой расы, а также то, что этнические смеси ведут к вырождению человечества и к демократии, как к наихудшей форме государственного устройства. также: Расово-антропологическая школа.

Источник: Социология: энциклопедия

ГОБИНО ЖОЗЕФ АРТЮР

1816-1882) - французский дипломат, писатель, публицист, представитель расово-антропологического направления в социологии. В основном труде "О неравенстве человеческих рас" (1853-1855 гг.) он утверждал превосходство белой расы, а также то, что этнические смеси ведут к вырождению человечества и к демократии, как к наихудшей форме государственного устройства. Современная социология отвергает утверждение о детерминированности социального поведения биологической наследственностью, но стремится использовать эмпирический материал, накопленный представителями расово-антропологического направления.

Источник: История западной социологии: биографический справочник

ГОБИНО Жозеф Артюр
(14.07.1816, Виль-Авре— 13.10.1882, Турин) — франц. социальный философ, писатель, ориенталист-любитель и дипломат; в 60—70-х гг. посол Франции в Иране, Греции, Бразилии, Швеции. Один из первых пророков неминуемой гибели западной цивилизации. Это осн. мысль его главного труда «О неравенстве человеческих рас». Г. предложил радик. биологическое объяснение исторического процесса. Главный фактор цивилизации — «чистота расы», к-рую, однако, никогда не удается сохранить надолго. Отсюда и недолговечность расцвета цивилизации. «Этнические смеси» разрушают единство стиля жизни и приводят к «вырождению человека», а вместе с этим и к распаду всей социальной структуры. Г. постулирует неизменную «иерархию рас»: негры всецело чувственны и неспособны к рациональному самоконтролю, желтая раса проникнута утилитаризмом и потому ей неведомы героические порывы и высокие достижения. Единственной «исторической расой» явл. белая. Она «первоначально владела монополией на красоту, ум и силу» [2]. Где бы и когда бы ни возникала цивилизация (Г. считает, что их было десять), в ее рождении обязательно принимала участие «белая кровь».
Но и белая раса внутри себя неоднородна, она представлена тремя вариациями: «хамиты», «семиты» и «яфетиды». Первые две разновидности оказались менее жизнестойки и быстро смешались с черной расой, из яфетидов Г. превозносит «семейство арийцев», с к-рым он связывает все лучшее, что есть на Земле. Это прирожденная «раса владык», физически наиболее сильная и привлекательная, ей свойственны исключительная энергия, бесстрашие и созидательный гений. Сознавая свою уникальность, арийцы, считал Г., заботились о сохранении чистоты породы, следствием чего была жесткая иерархия социальной жизни (напр., кастовый строй Древней Индии). Несовместимость расового объяснения истории с многочисленными и разнообразными фактами Г. мало смущала. Так, в «Истории персов» (1869) он объявляет «чудовищной ложью» традиционную версию греко-персидских войн, поскольку «арийцы» Дария и Ксеркса не могли быть хуже «семитизированных греков». Драматическая пен- талогия «Ренессанс» (1877) проникнута тем же мотивом неизбежности декаданса ввиду ухудшения человеческой породы. Исторический произвол Г. достигает апогея в книге «История Оттара Ярла и его потомства» (1879). Это полуфантастическая генеалогия рода Г., к-рую ему угодно было вести от «норвежского пирата», упоминаемого в норвежских хрониках под 843 г. В опубликованной посмертно поэме «Амадис» Г. пытался возродить героический рыцарский эпос, возможно под влиянием Р. Вагнера, с к-рым сблизился в последние годы жизни. Уже при своем появлении расовая концепция Г. была подвергнута убедительной критике выдающимся политическим мыслителем Токвилем и известным философом и ученым-ориенталистом Э. Ренаном. Г. во мн. предвосхитил концепцию Ницше. В 20 в. его идеи способствовали формированию и распространению идеологии нацизма. М. А. Киссель

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.