Грех

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Грех
sin)hrioHHrrae в иудаизме, христианстве и исламе, к-рым обозначается сознательное неповиновение велениям Божьей воли. В более широком значении Г. — любое моральное зло или несовпадение чьего-либо поведения с опред. моральным законом. Представление о Г. свойственно всем религиям. Иудаизм, христианство и ислам объясняют присутствие зла в мире т.н. первородным грехом. Первый человек Адам злоупотребил своей свободной волей, вознамерившись съесть запретный плод с древа познания, в рез-те чего человечество было наказано смертностью, трудом и страданием. Рим. католич. теология отличает первородный грех от того, что называется действительным (актуальным) грехом, — порочных действий, совершенных в мысли, слове или поступках. Г. могут быть простительными и смертными: простительный Г. оставляет душе благодать Божью, в то время как смертный Г. подразумевает сознательное и намеренное неповиновение Божьей воле, а потому должен приводить к погибели души. Если такой Г. не исповедан священнику и не сопровождался полным раскаянием, то грешник неизбежно попадет в ад. По традиции, семью смертными Г. считаются гордыня, алчность, похоть, гнев, чревоугодие, зависть и леность. Обрядами, с помощью к-рых можно освободиться от Г. я покаяться в них, являются крещение, исповедь, а также периоды воздержания и покаяния, такие, как Йом Киппур и Великий пост.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

Грех
Гріх. Sin. В религии – религиогема изначальной вины всех людей перед богом, за проступок, совершенный их библейскими прародителями Адамом и Евой. Представления о Г. направлены на интерпретацию действий, мыслей и слов, несогласованных с религиозными предписаниями и потому противоречащих “воле божией”. Г. – знак права на применение власти представителями клира в отношении членов их приходов, потому что Г. фактически означает неповиновение жрецу (Ф. Ницше), а не богу. Иными словами, действия, слова и мысли, интерпретируемые как греховные, предполагают религиозные санкции – “кару божию”, исполняемую жрецом (в виде, например, моральных санкций, как то: обещания пребывания в раю или в аду после смерти, принятия покаяния (исповеди), наказания стыдом (пристыжением) или страхом (устрашением) перед богом, отпущения грехов, отлучения от церкви и т. д.), а также применение физических санкций (побивание камнями в мусульманстве, суды инквизиции и пр.). Наличие санкций фактически конституирует религиозную мораль и дает основание говорить о собственно моральной функции религии. Именно приписывание моральной ценности религиозной вере, которая в идеале должна быть свободной от Г. перед богом, служит оправданием социальной необходимости религии и ее догматов как особого рода культурных ценностей. Иными словами, представления о Г. выполняют функцию контроля повседневного поведения верующих как представителей определенной конфессии, а через это и социального контроля, которое всегда стояло на службе у светской власти, которая, в свою очередь, часто сама брала на себя право на исполнение “кары божией”. См. также Культура вины.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
862.76 кб

ХАРАКТЕР АС КОНЦЕПТА «ГРЕХ» (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)

М. М. Исупова
Читать PDF
271.62 кб

Табуированное удовольствие: концепты «Грех» и «Стыд» в контексте исторической антропологии детства

Рассадина Софья Александровна
В нормативной парадигме современной культуры важное место занимают принципы, регламентирующие как поведение ребенка, так и поведение взрослых в присутствии детей.
Читать PDF
410.66 кб

О концепте "грех" в китайской лингвокультуре

Молодых Валерий Иосифович, Леонтьева Тамара Ивановна
Статья посвящена изучению концепта «грех» в китайском этническом самосознании. В работе рассматриваются его национально-специфические особенности, характерные для китайского этносоциума.
Читать PDF
149.46 кб

Грех жаловаться*

Осипов М. А.
Читать PDF
1.71 мб

Первородный грех по учению блаж. Августина Иппонского

А. М. Кремлевский
Читать PDF
258.77 кб

ЖАН СТАРОБИНСКИЙ. ГРЕХ УНЫНИЯ (ACEDIA)

Душенко К.В.
Читать PDF
116.32 кб

Грех гордыни и его вариации в теологии Рейнхольда Нибура

Жилин Николай Николаевич
Рейнхольд Нибур-всемирно известный американский теолог. Самым выдающимся его достижением, по мнению многих критиков, является его антропология. Его концепция дарит нам новый реалистичный современный взгляд на человека в наши дни.
Читать PDF
265.29 кб

И. Кант: свобода, грех, прощение

Кузин Иван Владиленович
Дан сравнительный анализ практической философии Канта и философии Сада, на основе которого выявлены парадоксы категорического императива.
Читать PDF
240.92 кб

Грех Лжи: факт и объект

Ибрагимов Радий Назибович, Вернер Мария Валерьевна
Статья содержит методологическое обоснование и опыт эмпирического исследования лжи как греха средствами социологии.
Читать PDF
2.08 мб

Первородный грех по учению блаж. Августина Иппонского

А. М. Кремлевский
Читать PDF
2.06 мб

Первородный грех по учению блаж. Августина Иппонского

А. М. Кремлевский
Читать PDF
186.46 кб

Грех, вина и чувство вины

Красицкий Ян
В статье рассматриваются этико-христианское понимание греха, вины, их интерпретация и развитие в рамках современной культуры. Автор обращается к трудам С. Кьеркегора для объяснения чувства вины.
Читать PDF
310.50 кб

Экзистенция и грех в религиозно- философском наследии Райнхольда Нибура

А. В. Ворохобов
Читать PDF
379.30 кб

Грех как невозможная возможность: метафизика и феноменология греха в теологии Карла Барта

Ворохобов Александр Владимирович

Похожие термины:

  • Первородный грех

    original sin), в христианстве — учение, согласно к-рому грех Адама, первого человека, был унаследован всем человечеством и сообщает человеку склонность поступать дурно. Учение о П.г. было сформулировано