Групповая социальная работа

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Групповая социальная работа
Направление и метод социальной работы, при котором небольшая группа лиц с близкими интересами и общими проблемами регулярно собирается и включается в совместную деятельность для достижения общих целей. Руководство деятельностью группы осуществляется социальным работником. В отличие от психотерапевтических групп, цель групповой социальной работы не обязательно заключается в решении эмоционально-личностных проблем. В качестве такой цели могут выступать обмен информацией, развитие практических или социальных умений, изменение асоциального поведения в позитивном направлении. Приемы вмешательства включают контролирусмые терапевтические дискуссии, в некоторых случаях - обучение, вовлечение в спорт, искусство, ремесла, досуг, обсуждение различных тем (политика, религия, мораль и др.).

Источник: Словарь-справочник по социальной геронтологии

ГРУППОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
1) метод социальной работы, направленный на оказание психосоциальной помощи группе лиц с одинаковыми жизненными проблемами и объединенных близкими интересами, путем привлечения членов группы в процесс решения их проблем, удовлетворения общих интересов;
2) практический метод социальной работы который помогает личности расширять свое социальное функционирование и через целенаправленный опыт группы более эффективно решать свои индивидуальные, групповые проблемы или проблемы в микросоциуме. В современном информационной просторе социальной работы распространены различные классификации моделей групповой социальной работы, которые разработаны заружебными специалистами (А.Браун, Д.Витакер., Б.Леннеер-Аксельсон, И. Тюлефорс, М.Пейн). В соответствии с их подходами выделяют 12 моделей групповой социальной работы: 1. Физическое здоровье. Значительное количество групп образовывается, чтобы попробовать удовлетворить потребности людей, имеющих проблемы со здоровьем или ухаживающих за больными людьми. Например, группы людей, инфицированных ВИЛ или больных СПИДом; родители обреченных детей; пожилые люди, проживающие в домах для престарелых, здоровье которых ухудшается; люди, которые страдают от онкологических болезней. 2. Эмоциональное и психическое здоровье. Группы людей, испытавших жестокое обращение; девочки-подростки – жертвы сексуального насилия; люди, страдающие от шизофрении, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации или угнетенные жизнью в условиях нищеты, недостатка, бедности и страданий. 3. «Связанная судьба». Этот термин используется для характеристики группы, созданной членами семьи, в которой проживают близкие люди, имеющие особые потребности. Например, братья и/или сестры детей-инвалидов; дети разведенных родителей; матери детей, которые стали жертвами насилия; близкие родственники наркоманов, алкоголиков. Предоставление людям значимых полномочий. Это группы, членами которых становятся люди, которые пережили (почувствовали на себе) социальную дискриминацию и давление (например, женщины, малообеспеченные, представители национальных меньшинств, люди с физическими/психическими недостатками. Важнейшая задача таких группы – создание группового климата, в котором члены группы могут снова почувствовать свое личное достоинство, восстановить самоуважение, использовать возможности для более активного действия по внесению изменений в свою жизнь, планировать и проводить коллективные действия, направленные на социальные изменения. 5. Изменение поведения. Группы могут эффективно влиять на индивидуальное поведение, которое вредит другим. Например, группы людей с девиантным поведением; группы правонарушителей, в частности тех, кто совершил сексуальное насилие. 6. Жизненные изменения и их последствия. Это изменения, которые вызывают серьезную необходимость социальной адаптации/реадаптации. Например, вследствие реальных изменений в жизни – начало трудовой карьеры, рождение ребенка, выход на пенсию, изменение места проживания; вследствие определенного государственного вмешательства – выход из тюрьмы; в результате распада семьи; из-за политических кризисов, которые вызывают вынужденное превращение в беженцев. 7. Образовательные группы. Участники таких групп – молодые люди, которые проходят, например, курс превентивного социального обучения (подготовка к семейной жизни; формирование и развитие умений – коммуникативных, умений принятия решений, умений ненасильнического решения конфликтов); инвалиды (обучение, например, самообслуживанию); родители, которые имеют трудности в отношениях с ребенком; одинокие матери/отцы; эмоционально неудовлетворенные люди; участники разнообразных культурно - досуговых программ, в которых предусмотрен социальный образовательный компонент и др. 8. Групповая жизнь. Этот термин используют для определения работы в группах, существующих в ежедневной жизни клиентов интернатов и дневных центров. Участниками таких групп могут быть, например, детисироты, члены разнообразных форм культурно - досуговой, познавательной направленности; лица с физическими/психическими недостатками, люди пожилого возраста. 9. Самоуправляемые группы и группы социальных действий. Эти группы предлагают участникам полную ответственность и контроль за тем, что происходит как в их личной жизни, так и группы в целом. В указанных группах нерешенные проблемы членов, их неудовлетворенные потребности или интересы рассматриваются как результат давления на них с боку государственных структур. Потому задача, которую решает группа, как правило, внешняя по отношению к группе, а групповая цель формулируется как внесение изменений в социальное окружение ее членов. 10. Люди, которые утратили или не смогли приобрести основные социальные/межличностные навыки, необходимые для жизни. К данной категории принадлежат некоторые пациенты психиатрических госпиталей, которые находятся на лечении долгое время; умственно неполноценные люди из специальных учреждений, которые потенциально способны жить в обществе; некоторые инвалиды и подростки, которые долго находятся под наблюдением в специальных учреждениях; злостные правонарушители, которые в данное время живут на свободе и др. 11. Группы общей деятельности. Члены таких групп – люди, которые принимают участие, например, в туристических походах, спортивных или досуговых мероприятиях, просмотре театральных постановок. Выполнять вместе одно дело – всегда было надежным методом создания хороших контактов, развития способности к общению, сотрудничеству, решению конфликтов и принятию решений. 12. Группы организационных изменений. Участники таких групп – представители организаций, которым необходимы изменения в неэффективных сторонах их деятельности. Обычно в фокусе внимания таких образований находятся организационно-идеологические и межличностные аспекты деятельности организации; изменение миссии, направлений деятельности, структуры организации; решение внутриорганизационных конфликтов; улучшение психологического климата и др. В рамках названных моделей применяют разнообразные концептуальные подходы, которые определяют цели и задачи групповой социальной работы, своеобразие содержательной активности ее участников и специфику функционально - ролевых действий руководителя группы.

Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА ГРУППОВАЯ
(далее — Г.с.р.) — классический метод, выделяемый в теории и практике социальной работы, который используется всеми социальными работниками. Г.с.р. возникла в социальной работе США в начале 90-х гг. ХIХ в. и практиковалась в сеттльментах и общинных центрах. Для того чтобы лучше понять суть этого метода и то, как его можно применять в практике социальной работы, социальному работнику необходимо освоить следующие темы: 1) введение в практику групповой работы; 2) история групповой работы и теоретические основы практики групповой работы; 3) развитие группы; 4) лидерство; 5) лидерство и культурное многообразие; 6) планирование; 7) помощь; 8) начальная фаза; 9) промежуточная фаза обслуживания и целевые группы; 10) заключительная фаза; 11) оценка обслуживания в ходе групповой работы.
Первая тема, введение в практику групповой работы, включает материал, связанный с ценностями и этикой практики Г.с.р. и раскрывающий основные различия между такими типами групп, как естественные и сформированные. Естественные группы — это семья или друзья. Сформированные социальным работником группы делятся на лечебные и целевые. Типология лечебных и целевых групп, в свою очередь, отличается широким разнообразием лечебных и целевых групп. Можно выделить пять целей лечебных групп: 1) поддержка, 2) образование, 3) рост, 4) терапия, 5) социализация.
Вторая тема, история и теоретические основы Г.с.р., включает информацию о развитии групповой работы как профессии, которая основывается на двух разных традициях. Одна традиция, имеющая корни в движении сеттльментов, фокусируется на использовании групп для развития общины, социализации и отдыха с развлечениями. Другая традиция, уходящая корнями в деятельность благотворительных организаций, фокусируется на использовании Г.с.р. для диагностических, терапевтических и лечебновосстановительных целей.
Третья тема посвящена развитию и динамике группы. Существует много классификаций групповой динамики, но одна, широко применяемая, фокусируется: 1) на схемах коммуникации и взаимодействия, 2) связанности и межличностной симпатии, 3) механизмах социальной интеграции, таких как нормы, роли, статус и сила (власть), 4) общей культуре группы.
Четвертой темой является изучение лидерства. В ней фокусируется внимание на различии между назначенным профессиональным лидером и неформальным лидером среди сверстников, основных умениях лидерства, таких как умение ускорить взаимодействие членов группы, поощрить справедливое участие, создать выгодные (благоприятные) роли, нормы и статусные иерархии, развитие общей культуры, которая способствует удовлетворению отдельных членов и достижению цели. Очень важно достижение равновесия при выполнении задачи и удовлетворения социальноэмоциональных потребностей членов группы. Особенности лидерства в краткосрочных и долгосрочных группах, группах с закрытым и открытым членством, группах, сфокусированных на задаче и группах, ориентированных на процесс.
Пятая тема, лидерство и многообразие, — посвящена проблемам глобализации, миграционным процессам, развитию гражданского общества, многообразия и плюрализма. Особенность — оказание социальных услуг клиентам — членам группы с разными этническими, религиозными, культурными, профессиональными и другими корнями.
Если первые пять тем связаны с базовыми знаниями и умениями практики Г.с.р., то последующие темы фокусируются на особых вопросах, связанных с работой в группах на каждой стадии их развития.
Шестая тема посвящена рассмотрению практических вопросов при планировании лечебных и целевых групп. Используется такая последовательность: 1) определение цели группы; 2) оценка потенциала спонсорства и членства групп; 3) набор членов; 4) составление группы; 5) ориентировка членов на группу; 6) заключение контрактов; 7) подготовка среды группы; 8) финансовые расчеты расходов в связи с существованием группы. После планирования группы и набора членов социальные работники оценивают сильные и слабые стороны ее членов. Поэтому седьмой темой является оценка членов группы. В лечебных группах оценка часто приводит к формулировке плана лечения, который может быть изменен и переформулирован, по мере того как групповые работники делают наблюдения и собирают дополнительную информацию в процессе участия членов в группе. В целевых группах оценка часто принимает форму подсказки, сообщая лидеру о конкретных умениях, которые члены приносят с собой в группу и их потенциальной роли в сборе данных, решении проблем, принятии решений и других функциях целевых групп.
Еще одна важная тема — как лучше всего структурировать работу группы. В период начальных встреч членов группы ее развитие происходит не полностью. Члены группы могут еще не знать друг друга, иметь слабое преставление о своей роли в группе и о том, что от них будут ожидать. Следовательно, структурной составляющей в начале развития групп должно быть больше чем на последующих встречах групп. Важно распределение обязанностей между ее членами для выполнения задач и достижения групповой цели.
В ходе освоения тем социальный работник фокусируется на умениях, которые понадобятся ему в работе с членами групп, чтобы достичь целей, намеченных в планах лечения. Например, умение усилить взаимную помощь и поддержку, умение решать проблему. Умения средней фазы включают умение мотивировать добровольных и постоянных членов работать в группе с полной отдачей, а также мотивировать лиц с противоречивыми чувствами, не имеющих желания или активно сопротивляющихся изменениям.
Тема заключительной фазы групповой работы включает освоение социальными работниками умений, которые им понадобятся для успешного завершения собраний группы и завершения работы группы в целом. Завершая лечение группы в целом, важно обсудить то, как сохранять те изменения, которые были достигнуты членами после того, как группа прекратит свое существование.
Одной из последних тем при освоении Г.с.р. является оценка работы группы. Обсуждение оценки работы группы является очень важным, поскольку оценка, результаты деятельности групп важны для улучшения практики групповой работы, а также для того, чтобы совершенствовать лидерские умения студентов. Оценки помогают лидерам и членам подумать о тех изменениях, которые будут учтены при создании групп в будущем.
Экспериментальная часть освоения Г.с.р. Упражнение “Аквариум”, в ходе которого представители большей, наружной, группы наблюдают за тем, что происходит в маленькой группе в центре. После того как внутренняя группа поработала над заданием определенный промежуток времени, представители наружной группы комментируют групповые взаимодействия, происходившие во внутренней группе. Члены внутренней группы могут затем так же поделиться своими мыслями и наблюдениями по поводу работы своей группы, а представители обоих групп в конце могут обменяться своими наблюдениями.
Другое экспериментальное упражнение — обсуждение части художественного фильма, записанной телепередачи, в которых фокусируется внимание на демонстрируемой Г.с.р. Одним из таких примеров может служить обсуждение актуальной темы телепередачи “Пусть говорят”. После просмотра передачи социальные работники обсуждают динамику группы людей, включенных в обсуждение выбранной проблемы, как обсуждение повлияло на членов группы, другие аспекты группового развития.
Подобное освоение социальными работниками Г.с.р. позволяет социальным работникам в дальнейшем компетентно обслуживать своих клиентов.
В.А. Фокин
Лит.: Фокин В.А. Социальная работа и подготовка социальных работников за рубежом: Учеб. пособие. М.: Форум, 2015.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
252.68 кб

Современные модели групповой социальной работы (зарубежный опыт)

Лифинцев Д. В.
Анализируются современные зарубежные теоретические подходы к социальной работе с группой и организация социально-педагогической помощи через групповые формы деятельности.
Читать PDF
298.57 кб

Актуальность командной и проектно-групповой работы в социальном воспитании школьников

Витвар О.И.
В статье предлагается анализ достоинств и ограничений командной и проектно-групповой формы организации социального воспитания школьников и обоснована актуальность создания педагогических и управленческих команд для качественного о
Читать PDF
182.51 кб

Освоение методики групповой работы с клиентами в практике социального образования студентов

Фокин Игорь Владимирович
В статье раскрывается методика освоения студентами групповой работы в процессе подготовки будущих специалистов по социальной работе, основанная на американском опыте социального образования.
Читать PDF
267.54 кб

Проблемы и возможности применения технологии "Семейные групповые конференции" в социальной работе с

Федулова Анна Борисовна
Современная практика работы с семьей в России направлена на семьи, находящиеся в кризисном положении. Социальная работа строится на коррекции и изменении уже сложившейся ситуации в семье.
Читать PDF
322.29 кб

Коллективные и групповые формы социально-воспитательной работы интернатных учреждений Украины первой

Рябкина Лидия Николаевна
В статье проанализирована система форм социально-воспитательной деятельности интернатных учреждений Украины первой половины XX в.
Читать PDF
226.11 кб

Технологии индивидуальной и групповой работы социального педагога с подростками по профилактике комп

Васильева Елена Валерьевна
В статье рассматриваются вариативные технологии работы социального педагога с подростками по профилактике компьютерной зависимости.

Похожие термины:

  • Групповая терапевтическая социальная работа

    Групповая и индивидуальная психотерапия имеют как ряд общих особенностей, так и ряд существенных различий. Существуют специалисты, принципиально не признающие групповую психотерапию, и с их дово