Гуманистическая психология

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Гуманистическая психология
humanistic psychology), одна из психолог, школ, представители к-рой выступают против рассмотрения человека в кач-ве объекта исследований и манипуляций. Г.п. делает акцент на сотрудничестве, сопереживании и взаимоуважении между психологом и пациентом. Филос. корни Г.п. восходят к экзистенциализму и далее к Руссо. Ключевыми понятиями для большинства психологовгуманистов являются собственное я и самореализация, если следовать шотл. психиатру Рональду Дэвиду Лэнгу (1927—90) и амер. психотерапевту Роджерсу. В Г.п. не существует ярко выраженного множества доктрин или единого терапевт, подхода. Техн. приемы заимствуются из многочисл. традиций и включают упражнения по развитию телесного осознания и снятию напряженности, а также самораскрытие и ролевую игру, как в психолог, драме и при групповой терапии. Г.п. отдает должное психотерапии, но имеет ограниченные возможности ее использования и бросает вызов экспериментальному подходу академической психологии, т.к. исходит из др. предпосылок.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

Гуманистическая психология
современное направление зарубежной, главным образом американской, психологии. Возникло в начале 50-х гг. XX в. как реакция на позитивизм, бихевиоризм и эмпиризм в психологии. Начало гуманистической психологии положили работы Ш. Бюлер (1893). Современные ее представители – А. Маслоу, К. Роджерс и др.; кгуманистической психологии примыкает концепция Г. Оллпорта. Философские позиции гуманистической психологии неоднородны. Тенденции к экзистенциализму и феноменологии сочетаются с антропологическим материализмом, натуралистическим подходом к личности. Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже становясь объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения. В центре интересов гуманистической психологии – проблемы личности, ее развития, активности, креативности и автономности, самоактуализации и самосовершенствования, свободы выбора, ответственности и стремления человека к высшим ценностям. В противоположность психоанализу подчеркивается роль сознания и самосознания в детерминации поведения человека. Значительное место в теориях гуманистичекой психологии занимает учение о зрелой, самоактуализирующейся, «полностью функционирующей» личности, основной характеристикой которой выступает гуманистическая направленность, стремление к справедливости, красоте, истине. Преобразуясь в мотивы поведения, эти высшие ценности, согласно взглядам представителей гуманистической психологии, становятся условием актуализации личностного потенциала человека.

Источник: Словарь справочник по социальной работе

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
376.72 кб

Гуманистический раздел экономической психологии

Троицкая Ирина Владимировна
Материал статьи базируется на результатах отечественных и зарубежных исследований в области экономической и политической психологии.
Читать PDF
137.78 кб

Еще раз о проблеме метода в гуманистической психологии

Аргентова Татьяна Евгеньевна
Представлен анализ существующих подходов в решении вопроса методологии и методов исследования в гуманистической психологии
Читать PDF
1.78 мб

Проблема мышления в контексте гуманистической психологии

Тараскина И.В.
Читать PDF
175.19 кб

От гуманистической к гуманитарной психологии и психотерапии

Карпова Н. Л.
Читать PDF
476.46 кб

Представления об успехе классиков гуманистической психологии

Гиоева Елена Петровна
В статье рассматриваются взгляды на феномен успеха в трудах А. Маслоу и К. Роджерса.
Читать PDF
293.35 кб

Модель внутреннего конфликта в гуманистической психологии личности

Красильников Игорь Александрович
В статье рассматриваются взгляды основоположников гуманистической психологии на феноменологию и психологические механизмы внутриличностных конфликтов.
Читать PDF
318.13 кб

Гуманистическая психология, качество жизни и ценностное сознание личности

Вассерман Людвиг Иосифович, Трифонова Елена Александровна
Рассматривается роль гуманистической психологии и реабилитационного подхода как основ для понимания психологического содержания понятия качества жизни.
Читать PDF
2.67 мб

Гуманистические ценности в структуре психологической культуры специалиста

Гаранина Ж.Г.
Читать PDF
279.86 кб

Философско-антропологические истоки гуманистической педагогики и психологии

Винтин И. А.
Статья посвящена наследию российских и западных ученых, педагогов и психологов, научно-исследовательские интересы которых были связаны с изучением понятий «саморазвитие», «самоопределение», «самоактуализация» личности.
Читать PDF
234.08 кб

Психология гуманистического обучения в начальной школе: возможности и реалии

Халидов М.М.
Читать PDF
228.98 кб

Возможности применения качественных исследований в гуманистической психологии

Егорова И. А.
Читать PDF
182.14 кб

К вопросу о понимании личностной ответственности в гуманистической психологии

Панькина Е. В.
В статье раскрываются подходы к пониманию личностной ответственности как основы здорового функционирования личности.
Читать PDF
222.82 кб

Гуманистический потенциал художественно-психологических открытий Л. С. Выготского

Гладких З.И.
Исследование посвящено памятной дате 120-летию со дня рождения Л. С. Выготского. В данной статье раскрываются общекультурные истоки и гуманистический потенциал творчества родоначальника культурно-исторической психологии.
Читать PDF
154.43 кб

О педагогическом сознании: от философско-психологических основ к гуманистической практике

Зимянина Елена Владимировна
Статья посвящена отношениям «педагог воспитанник», как в практическом, так и в теоретическом аспектах. Рассмотрены философско-психологические основы диалога между ребенком и взрослым на материале исследований А. Адлера, Ч. Х.
Читать PDF
187.69 кб

Роль образования в сфере психологии здоровья в формировании гуманистической системы ценностей

Васильева Ольга Семеновна
В статье в качестве одного из ведущих факторов профилактики терроризма, и вызываемой им ответной агрессии рассматривается степень сформированности адекватных представлений о себе, мире и путях взаимодействия с ним.