Гуляй-городГуманистическая психология

ГУМАНИЗМ

Найдено 6 определений термина ГУМАНИЗМ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

ГУМАНИЗМ

исторически изменяющаяся система воззрений, основанная на признании ценности человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь терминов по теории социальной работы

ГУМАНИЗМ

от лат. humanus - человеческий) - англ. humanism; нем. Humanismus. 1. Идеология и практика, основанные на принципах равенства, справедливости, рассматривающие человека как высшую ценность. 2. Направление в философии, науке и искусстве, акцентирующее внимание на внутренних и внешних качествах человека и рассматривающее его как "меру всех вещей".

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

ГУМАНИЗМ

humanism) — 1. Сосредоточение на человеческих потребностях и свершениях, не прибегая к религиозным понятиям. 2. Признание творческого потенциала человечества и ценности субъекта. 3. Акцентирование внимания на рукописях молодого Маркса (включая интерес к отчуждению), признаваемых исследователями этого периода его творчества менее детерминистскими, чем более поздние работы. "Гуманизм" в философии и социальных науках был главной мишенью структурализма и постструктурализма, провозглашающих "смерть субъекта" и децентрированное "Я". Гуманистический марксизм является объектом критики со стороны марксистов, выделяющих позднего "научного" Маркса и его "Капитал" (см. Альтюссер). См. также Ницше.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый социологический словарь

Гуманизм

humanism), система воззрений, к-рая до известной степени рассматривает человека как центр мироздания. Строгой теории Г. не существует, но любое мировоззрение, утверждающее, что единств, ценностью в мире является человек или, более широко, что он является подлинным мерилом ценностей, может быть названо гуманистическим. Отношения между Г. и религ. мыслью довольно сложны, и в нек-рых отношениях Г. противостоит религ. верованиям в силу признания совершенства человека, что противоречит учению о первородном грехе. В этом смысле Г. близок к индивидуализму, утверждающему, что целью человека является в т.ч. и реализация личных способностей посредством развития индивидуальных природных задатков. Он связан также и с убеждением в возможности социального прогресса. Исторически Г. впервые заявил о себе в эпоху Ренессанса (в кач-ве примера можно привести соч. голл. гуманиста Эразма Роттердамского, 1469—1536). Г. проявился в возрождении интереса к культуре Древн. Греции и Рима, а также к произв. иск-ва, прославлявшим человека-творца, а не Бога. С полным основанием Маркса можно назвать гуманистом; в 20 в. Г. получил как светское, так и религ. выражение в экзистенциализме.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

Гуманизм

от лат. humanus – человечный) – направление человеческой мысли, система взглядов, выражающих ценности человеческой жизни и самого человека на всех уровнях его Я, его прав на счастье, свободное осуществление творческих возможностей, восхождение к более высоким уровням развития. Идеи гуманизма обнаруживаются уже у людей древних цивилизаций. Как широкое идейно-культурное движение, близкое современности, гуманизм сформировался в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.). Гуманисты этого периода (Петрарка, Данте, Леонардо да Винчи и др.) выступали за утверждение достоинства человека и против деспотии средневековой церкви и схоластики. В эпоху буржуазных революций идеи гуманизма получили дальнейшее развитие в трудах французских просветителей, немецких философов, в европейской художественной литературе (Руссо, Вольтер, Дидро, Гельвеций, Кант, Лессинг, Гете, Шиллер, Фихте, Гегель, Фейербах и др.), в произведениях русских революционных демократов (Герцен, Белинский и др.). В современную эпоху надвигающейся глобальной экологической катастрофы, обострения глобальных проблем человечества, связанных с его выживанием, идеи и принципы гуманизма приобретают новую актуальность. Возникла потребность в новом подходе к пониманию гуманизма, формированию его принципов с позиций возросших знаний о человеке и с учетом сложившихся на Земле обстоятельств жизни. Среди идей современного гуманизма: приоритеты общечеловеческих интересов, подлинных ценностей жизни, индивидуальности человека, демократии, ответственности всех и каждого за жизнь на планете Земля, плюрализма и толерантности философских, культурных, религиозных, педагогических и других традиций различных народов, общностей и отдельных людей. Новый гуманизм отличается более демократическим характером (чем, скажем, буржуазный или пролетарский гуманизм) и способствует сплочению людей в самую крупную общность – целостное человечество. Гуманизм в новом качестве составляет идейную и интегративную базу реформирования образования во всех странах. Особое значение имеют идеи гуманизма для воспитания человека XXI в. В России эти идеи получили развитие в процессах гуманизации и гуманитаризации образования, в создании новых научных направлений – психологического консультирования, психотерапии, психологии социальной работы.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь справочник по социальной работе

ГУМАНИЗМ

лат. humanitas - человечность) - мировоззрение антропоцентризма (характерного еще для мышления и социальной практики античности в версиях Цицерона, именовавшего "гуманистическим" состояние эстетически завершенной культурной и нравственной эволюции "подлинно человечного" индивида, и Гая Юлия Цезаря, осуществлявшего политику "милосердия"), перманентно подвергающееся осмыслению и рефлексии в канонах ценностных подходов Ренессанса и более поздних философских систем. (В узком смысле может трактоваться как определенное культурное движение Ренессанса.)

Термин "Г." был введен в научно-просветительский оборот немецким педагогом Ф. Нитхаммером в 1808. Постулирует высшую, самодостаточную и самоосознающую значимость человека ; провозглашает вне- и античеловеческим все, что способствует его отчуждению и самоотчуждению; отвергает идею приоритета идей и истин "сверхчеловеческого" происхождения в ряду феноменов посюстороннего мира. Теоретики Г. в эпоху средневековья противостояли схоластам по вопросам содержания и направленности "чисто человеческого" образования, опираясь на авторитет мыслителей Древней Греции и Древнего Рима. К представителям данного течения эпохи Возрождения и Нового времени традиционно относят Данте, Дж. Бокаччо, Леонардо да Винчи, Л. Валла, Эразма Роттердамского, Дж. Бруно, Ж. Бодена, М. Монтеня, Ф. Рабле, Ф. Бэкона, Т. Мора, У. Цвингли и др. Церковная реформация в Западной Европе положила конец Г. (особенно в Германии) как особому направлению философствования и сопряженной интеллектуальной традиции. В дальнейшем усилиями представителей школы романтизма, а также таких самодостаточных философских фигур как Ф. Шиллер, И. Гете, Г. Лессинг, И. Гердер - Г. был вновь легитимизирован в контексте реконструкции идеалов античного миропредставления. По И. Канту, человек может быть для другого человека только целью, но никогда не средством. Г., исповедуемый идеологами индустриализма и Просвещения, основывался на идее естественного прогресса общества в контексте линейных представлений о развитии и истории .

Кризис этой разновидности Г., связанный с экономическими кризисами и античеловеческой общественной практикой большевизма и фашизма в 20 в., был в ряде случаев интерпретирован как крушение ценностей европейской цивилизации и культуры, да и самой Европы в целом (Ф. Ницше, О. Шпенглер, Э. Фромм - - и др.). Вступление авангардных либеральных государств 20 в. в стадию развития, близкую канонам "постиндустриального" , "информационного" общества, актуализировала проблему оптимизации функционирования человеческого фактора в социальной жизни. Г. приобрел праксеологический срез "очеловечивания" и сопряженной тематизации всей совокупности общекультурных, образовательных, просветительских и "социализаторских" стандартов (идеи и гипотезы "общечеловеческих ценностей", "человеческих качеств" и т.д.). Наряду с этим, в 20 в. идеология и теория прагматизма, центрируясь в конечном счете на идее многомерной (по целям, мотивам, потенциально достижимому объему и процедурам интерпретации) обусловленности нашего познания природой человека, также выступает как одна из версий философского (в данном случае - методологического) Г. В концепции экзистенциализма Ж.-П. Сартра Г. трактуется как "обреченность человека на свободу". Люди, будучи заброшенными однажды в мир, всегда отвечают за все свои действия. Высокогуманистичную абсолютность свободы Сартр дополняет тотальностью ответственности. Г., по Сартру, - это интенция человека на уяснение, своеобычную декодировку своего подлинного потенциала и тем самым воссоздание самого себя.

Достаточно нетрадиционную трактовку Г. осуществила постмодернистская философия в рамках концепции "сверхчеловека" ( Сверхчеловек).

А.А. Грицанов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено схем по теме ГУМАНИЗМ — 0

Найдено научныех статей по теме ГУМАНИЗМ — 0

Найдено книг по теме ГУМАНИЗМ — 0

Найдено презентаций по теме ГУМАНИЗМ — 0

Найдено рефератов по теме ГУМАНИЗМ — 0