ХАЛЬБВАКС Морис

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ХАЛЬБВАКС (Halbwachs) Морис
1877- 1945) - последователь Дюркгейма, активный представитель франц. социологич. школы. Сохраняя определенную дистанцию по отношению к первоначальной парадигме, боролся за создание качественной научн. продукции, укоренение социологии в эмпирич. поиске и, прежде всего, проявлял интерес к современной соц. реальности. Преодолев с дюркгеймовской избирательностью психологию и экономику, он обновил и углубил анализ коллективных представлений, изучал соц. условия как коллективной, так и индивидуальной "соц. морфологии", развивает исследования в области соц. демографии и естественной географии - и во всем этом "реабилитировал" употребление статистич. и количеств, методов. X. разрабатывал теорию соц. стратификации, к-рую применял в работах об условиях жизни рабочего класса, где показывал, выступая против радикального холизма Дюркгейма, важность соц. класса в типологии индивидуальных действий, определял характер "коллективных представлений", исходя из потребностей. Ученый познакомил франц. общественность с зарубежными авторами, до тех пор не признанными - М. Вебером, В. Парето, Т. Вебленом, а также школой чикагской (см.). Соч.: La classe ouvnere et les niveaux de la vie. P., 19U. Classes sociales et morphologie. P., 1972. Н.Г. Осипова.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ХАЛЬБВАКС Морис
(11.03.1877, Реймс—16.03.1945, Бухенвальд) — франц. социолог и социальный психолог, представитель социол. школы Дюркгейма. В политическом плане был приверженцем реформистского социализма, участвовал в Сопротивлении. X. исследовал гл. обр. проблемы потребностей, потребления, образа жизни и психологии социальных классов. Классы, по X.. определяются через существование классового самосознания и иерархии, основанной на опред. системе ценностей: «Классы следует определять в соотнесении с благами, считающимися наиболее важными в каждом типе общества» [1, 111].
X. подчеркивал относительность, подвижность и социальную обусловленность потребностей и потребления, необходимость изучения их в рамках целостных социальных структур. Он был одним из немногих в школе Дюркгейма, кто широко применял в своих исследованиях статистические методы. В книге «Причины самоубийства» (1930) X. смягчил антипсихологизм в анализе самоубийства, присущий Дюркгейму, и продемонстрировал взаимодействие социальных и психических факторов этого явления, одновременно подвергнув пересмотру и уточнению нек-рые установленные Дюркгеймом зависимости. В работах, посвященных проблемам памяти, X. показал, что память не только психофизиологическая, но и социальная функция. Индивидуальная память обусловлена «коллективной памятью», воплощенной в традициях, социальных ин-тах и т. д., а социальное взаимодействие и ритмы социальной жизни — важный фактор запоминания.
Социальная среда упорядочивает воспоминания в пространстве и во времени, служит источником как самих воспоминаний, так и понятий, в к-рых они фиксируются. Исследования X. в различ. областях социологии и социальной психологии сохраняют свое научное значение.

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

ХАЛЬБВАКС Морис
(1877-1945) - французский социолог, профессор Страсбургского университета и парижского университета Сорбонна. Получил гуманитарное образование, изучал широкий круг наук (историю, философию, психологию, экономику). Участвовал в социалистическом движении. С 1904 г. сотрудничал с Дюркгеймом в журнале «Социологический ежегодник», впоследствии стал одним из ведущих представителей так называемой «французской социологической школы». Во время Первой мировой войны служил в аппарате правительства Франции, занимался вопросами оборонного производства. После войны преподавал в университетах, занимался теоретической работой и эмпирическими исследованиями в области социологии. В 1944 г. X. стал профессором в Коллеж де Франс, однако вскоре был арестован как участник Сопротивления и заключен в концлагерь Бухенвальд, где умер в марте следующего года. В своих исследованиях X. неоднократно обращался к теме религии и общества. Он в основном разделял социологическую теорию религии Э. Дюркгейма, однако полагал необходимым дополнить ее социально-психологическим анализом религиозных потребностей (статья «Возникновение религиозного чувства по Дюркгейму», 1924). В связи с этим X. критически относился к постулированию оппозиции сакрального и профанного в качестве определяющего начала религии. В труде «Социальные рамки памяти» (1925) он интерпретировал религию как разновидность коллективной памяти о неких значимых для разных социально-исторических общностей событиях и персонах («основателях»), воспринимаемых верующими как явления сверхъестественного. Сохранение этой памяти обеспечивает устойчивость общества. Религиозная коллективная память отличается от индивидуальных воспоминаний всеобщностью и абстрактностью. В то же время каждый верующий запечатлевает ее в своих частных, конкретных представлениях. X. выделяет два типа носителей религиозной памяти - «догматиков» (оперирующих строгими понятиями, устанавливающими неукоснительные к исполнению правила ритуала религиозного) и «мистиков» (живущих в ощущении непосредственной сопричастности к сверхъестественному). Убедительность религиозной памяти коренится в ее созвучии текущим жизненным интересам. Ее выражением становится традиция - коллективные воспоминания закрепляются в специфических институтах религиозных (религиозные доктрины, организации религиозные, практики религиозные и пр.) и транслируются между поколениями, воздействуя на сознание и мотивации индивидов. Совместное отправление культа религиозного (X. приводит пример с культом предков) как акт сопричастности к общим священным ценностям сплачивает людей не только в их действиях религиозных, но и в социальной жизнедеятельности. При этом на каждом этапе истории традиционные представления корректируются переживаемой людьми текущей социальной реальностью, адаптируются к ней и дополняются новациями. Новые идеи сопрягаются с традиционными и могут быть приняты (или сосуществовать с прежними как терпимые), если они со временем сами разовьются в чью-либо коллективную традицию. Приемлемые религиозные новации объясняются «догматиками» не как нечто заимствованное из других верований, но как более глубокое раскрытие традиционных представлений. По мнению X., религиозные представления о сакральном прошлом всегда зависят от потребностей настоящего. В обоснование этого положения он провел историко-социологический анализ воззрений, сложившихся в Средневековье у участников крестовых походов и паломничества религиозного, на местоположение святынь христианства в Палестине («Легендарная топография Евангельских мест в Святой Земле. Исследование о коллективной памяти», 1941). По его замечанию, выбор мест почитания определялся не археологическими изысканиями, а соображениями европейских христиан того времени о наиболее правдоподобном нахождении этих мест и требованиями удобства их посещения. В 1930 г. была опубликована работа X. «Причины самоубийства», ставшая своеобразным уточнением и развитием социологической трактовки суицидов в знаменитом труде Э.Дюркгейма «Самоубийство». Эта работа X. основывалась на большом статистическом материале, в ней были применены количественные методы исследования и сделаны выводы, существенно корректировавшие дюркгеймовские суждения. В истолковании Дюркгейма, самоубийство - это индивидуальный феномен, имеющий, однако, обусловленность коллективными представлениями и зависящий от степени ценностнонормативной интеграции той или иной социальной группы. Сравнивая католиков и протестантов, проживающих в районах со смешанным населением, Дюркгейм отметил более высокий уровень суицидов в протестантской среде. Объяснение этому он нашел в различии интегративного воздействия обоих конфессий - католицизму присущи целостность и внутренняя сплоченность, консерватизм и традиционность, тогда как протестантизм плюралистичен, не имеет единого общеобязательного уклада, допускает критицизм и т. п.. из чего следует повышенная напряженность жизненного процесса его последователей. X. не отвергал этого объяснения, однако указал на неучтенные Дюркгеймом обстоятельства - различия в месте жительства (преимущественно городское у протестантов и сельское у католиков), видах деятельности (у протестантов они чаще носят индивидуальный характер), составе семей и др. Влияние данных факторов оказывается не менее существенным, чем религиозная принадлежность, которая не может быть исключительной причиной суицидального выбора верующего индивида.

Источник: Социология религии. Словарь.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
190.65 кб

Морис Хальбвакс: культурные аспекты памяти

Романовская Евгения Васильевна
М.
Читать PDF
70.92 кб

Теория социальных классов Мориса Хальбвакса

Козлова Лидия Викторовна
В статье рассматриваются основные положения теории социальных классов Мориса Хальбвакса, изложенные в работе “Социальные классы и морфология” (1942): раскрывается понятие класса как объекта коллективного представления, подвергаютс
Читать PDF
415.70 кб

Память как культурно-исторический феномен в работах Мориса Хальбвакса

Сабанчеев Рустам Юнусович
В статье рассматривается концепция социальных рамок памяти Мориса Хальбвакса, оказавшая значительное влияние на французскую и общеевропейскую историческую мысль.