ХОМАНС ДЖОРДЖ КАСПАР

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ХОМАНС ДЖОРДЖ КАСПАР

HOMANS, George С.) (1910-1989) Американский социолог, занимавшийся изучением функционирования малых групп и непосредственного социального взаимодействия (лицом к лицу); внес заметный вклад в обмена теорию. Основными работами Хоманса являются «Человеческая группа» (Homans, 1950), «Социальное поведение и его элементарные формы» (1961), «Чувства и деятельность» (1962) и «Природа социальной науки» (1967). В своей знаменитой статье «Возвращая людей» (1964) Хоманс утверждал, что все социальные явления необходимо объяснять с точки зрения характеристики индивидов, а не социальных структур. См. также: Группа; Методологический индивидуализм.

Источник: Социологический словарь

ХОМАНС Джордж Каспар
(р. 1910) - амер. социолог, один из авторов концепции обмена социального. В своих ранних работах испытал влияние идей Парето, выступал сторонником структурно-функционального подхода. В работе «Человеческая группа» (1950) выдвинул задачу создания функционалистской теории общества, сформулировал ряд принципов системного анализа социальной группы. Ввел понятия «внешняя система» (внешние условия групповой деятельности) и «внутренняя система» (состоит из элементов «деятельность», «чувства», «взаимодействие» и «нормы»). Анализируя с этих позиций эмпирический материал, X. сформулировал ряд законов поведения людей, призванных раскрыть внутреннюю структуру, процессы интеграции и дифференциации в группе.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

ХОМАНС ДЖОРДЖ КАСПАР

Homans, George) (1910— ) американский социолог, который в работе "Перенесение человека в прошлое" (1964) и в послании президенту от Американской социологической ассоциации утверждал, что социальные явления можно объяснять, только обращаясь к побуждениям отдельных людей. В "Человеческой группе" (1950) он ранее доказывал: "Все крупные разделы социологии должны учитывать социологию группы". В "Социальном поведении. Его элементарные формы" (1961) он "пришел к убеждению в том, что эмпирические суждения легче всего объяснить двумя существующими эмпирическими общими суждениями: поведенческой психологией и элементарной политэкономией". Вместе со своим американским другом Питером БЛАУ Хоманс считается одним из главных защитников теории обмена.

Источник: Большой толковый социологический словарь

ХОМАНС (Homans) Джордж Каспар
1910) - амер. социолог и соц. психолог, один из авторов теории соц. обмена. Исходной единицей анализа X считает "элементарное соц. поведение", т. е. непосредственные контакты между индивидами, и на этой основе стремится осмыслить функционирование соц. систем различн. уровня. Соц. поведение X. исследует на основе теорий, заимствованных из психологии поведения и экономич. концепций обмена. Описывая соц. поведение как универсальный обмен и формулируя правила "справедливого обмена", X. фактически предполагает существование единого внеисторич. набора ценностей и условий свободной конкуренции. Соч.: The Human Group. N.Y., 1950; Social Behavior. N.Y., 1961; Contemporary Theory In Sociology. Chic, 1964; The Nature Of Social Science. N.Y., 1967; Behavioral Sociology L., 1969. А.Д. Ковалев.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ХОМАНС ДЖОРДЖ КАСПАР

р. 1910) - американский социолог, профессор, Гарвардского университета, один из авторов концепции социального обмена. Основными исследованиями Хоманса являются "Человеческая группа" (1950), "Социальное поведение: его элементарные формы" (1961), "Природа социальной науки" (1967). В них автор подверг критике структурно-функциональный анализ в социологии вместе с марксизмом, за их непригодность с его точки зрения в конкретных социальных исследованиях, а также за методологическую несостоятельность. Основную задачу своей теории Хоманс видел в "возвращении человека в социологию". Исходная единица социологического анализа у Хоманса - "элементарное социальное поведение", а институты и общество в целом складываются только из действий человека и могут быть объяснены только на основе принципов индивидуального поведения. Принципиально важной чертой его теории социального поведения является интерпретация социального поведения как обмена. Социальное поведение представляет собой обмен ценностями (материальными и нематериальными), а задача социологии состоит в формулировке утверждений, соотносящих величины и издержки поведения людей с распределением поведенческих моделей, т.к. каждый человек может обладать более чем одним доступным ему способом поведения. Хоманс формулирует шесть универсальных закономерностей поведения человека в зависимости от ценностей, "вознаграждений" и "наказаний", из которых, по его мнению можно вывести и объяснить различные типы социальной организации и социального поведения людей.

Источник: История западной социологии: биографический справочник

Хоманс Джордж Каспар
1910-1989) - американский теоретик социального менеджмента, внесший значимый вклад в изучение малых групп, создатель теории социального объекта, развитой им впоследствии совместно с П. Блау. Профессор Гарвардского и Кембриджского университетов, президент Американской социологической ассоциации. Основные его теоретические выводы, базирующиеся на допущении, что поведение людей есть функция последствий соответствующих вознаграждений и наказаний, включают пять главных положений. Во-первых, положение об успехе: чем чаще деятельность вознаграждается, тем более вероятно ее осуществление. Во-вторых, положение о стимуле: схожие обстоятельства будут стимулировать такое поведение, которое вознаграж- далось в подобных случаях в прошлом. В-третьих, положение о ценности: чем более ценны результаты действия для человека, тем более вероятно, что действие будет совершено. В-четвертых, положение о депривации: пресыщение вводит новую идею уменьшения маргинальной полезности. Чем чаще человек получал конкретное вознаграждение за действие, тем менее ценным является дополнительный элемент такой награды:. И наконец, в-пятых, положение об эмоциональности: люди, не получающие то, что они предполагали, становятся сердитыми и агрессивными, те же, кто получил больше ожидаемого, - счастливы и приветливы. «Мы получаем самое полное понимание социального поведения, наблюдая взаимодействие между членами малых неформальных групп», - писал Хоманс. Благодаря ему социальный менеджмент обратился к изучению микрооснований социальных структур и изменений [67].

Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие

ХОМАНС Джордж Каспар
(11.08.1910, Бостон) — амер. социолог, проф. Гарвардского ун-та, один из авторов обмена социального концепции. В своих ранних работах испытал влияние идей Парето, выступая как сторонник структурно-функционального подхода (Функциональный подход в социологии). В работе «Человеческая группа» [1] выдвинул задачу создания функционалистской теории об-ва, сформулировал ряд принципов системного анализа социальной группы. X. ввел понятия «внешняя система», под к-рой подразумеваются внешние условия групповой деятельности, и «внутр. система», элементами к-рой явл. «деятельность», «чувства», «взаимодействие», и «нормы». Анализируя с этих позиций эмпирический материал пяти различных исследований, X. сформулировал ряд законов (индуктивных обобщений) поведения людей, призванных раскрыть внутр. структуру, процессы интеграции и дифференциации в группе. Концепция социального обмена создается X. в начале 60-х гг. в противовес структурному функционализму. В это время он пришел к выводу, что функционалистская концепция предала забвению человека, игнорировала элементарные процессы социального взаимодействия, образующие реальный фундамент обществ, жизни, гипертрофировала роль макросоциальных структур и ин-тов. Именно изучение субинституционального уровня, считает X., позволяет раскрыть механизмы формирования нормативно-ценностной структуры об-ва. Такие понятия социологии, как «роль», «статус», «конформизм», «власть», и др. необходимо объяснять не действием макросоциальных структур, как это принято в функционализме, а с т. зр. порождающих их социальных отношений, суть к-рых X. видит в стремлении людей к получению наград и выгод и взаимному обмену ими. Второй принципиальный пункт социол. концепции X.— дедуктивно-номологическая модель объяснения [3], к-рую он заимствовал у позднего логического позитивизма (Р. Брейтвейт, Э. Нагель, К. Гемпель). Отталкиваясь от принятых в ней критериев, он отвергает как ненаучные существующие социол. теории (структурный функционализм, марксистскую теорию и др.), поскольку их понятия не имеют строгих операциональных определений, эмпирически не обоснованы. Выход из создавшейся ситуации он видит в том, чтобы заимствовать из психологии универсальные объяснительные принципы. Т. к. осн. принципы социальных наук могут быть редуцированы к психологическому уровню, их фундаментом должна быть бихевиористская психология (Скиннер). X. тем самым отрицает значимость выдвинутого еще Дюркгеймом тезиса о несводимости социологии к психологии, к-рый мн. годы составлял краеугольный камень зап. социологии. Реноменализм X. выступает в кач-ве эвристического приема, т. к. он не отрицает кач. своеобразия социальных структур и ин-тов, но, в отличие от др. социологов, стремится раскрыть их эмерджентный характер. Опираясь на принципы бихевиористской психологии и некоторые положения микроэкономики, X. формулирует шесть универсальных закономерностей поведения человека в зависимости от ценностей, «вознаграждений» и «наказаний», из к-рых, по его мн., можно дедуктивно вывести и объяснить различ. типы социальной организации и социального поведения человека. Социол. концепция X.— типичный образец академической социологии, считающей своей главной задачей чисто познавательную: поиск истины и открытие универсальных социальных закономерностей. С т. зр. X., социология как наука едина, не может существовать ни бурж., ни коммунистической социологии. Политические симпатии X., по его собственному признанию, близки к консерватизму, хотя сам он отрицает связь между идеологией консерватизма и созданной им социол. концепцией.

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

ХОМАНС ДЖОРДЖ КАСПАР
(1910–1989) Американский социолог, профессор Гарвардского университета.
В первый период творчества находился под влиянием В. Парето и Т. Парсонса.
В 1960-е гг. разработал психологизированный вариант теории социального обмена.
В отличие от П. Блау (второго классика этой теории), Х. полностью отказался от понятия социальных структур, введя вместо них понятие “субкультуры обмена”, что резко усилило бихевиористско-позитивистские основания подхода. Социальное поведение рассматривается как обмен материальными и нематериальными ценностями (например, знаками одобрения и престижа). Уровень и качество обмена задают меру стабильности социальных связей и отношений.
Основные теоретические выводы Х. базируются на допущении, что поведение есть функция последствий соответствующих вознаграждений и наказаний, которые включают 5 главных положений. 1. “Положение об успехе” (чем чаще достигается успех, тем чаще повторяется приведшее к нему действие). Чем чаще деятельность вознаграждается, тем более вероятно ее осуществление. Поведение, порождающее позитивные последствия для индивида, с очень большой вероятностью повторяется. 2. “Положение о стимуле” (эффективный стимул вызывает повторение действия). Схожие обстоятельства или аналогичные ситуации будут стимулировать такое поведение, которое вознаграждалось в подобных случаях в прошлом. Это позволяет предугадывать поведенческие реакции на “новые” ситуации. 3. “Положение о ценности” (значимость достигнутого результата стимулирует новое действие). Чем более ценны результаты действий для исполнителя, тем более вероятно то, что действие будет совершено. 4. “Положение о насыщении / голодании”. Чем чаще человек получал конкретное вознаграждение за действие, тем менее ценным является дополнительный элемент такой награды. Определенные вознаграждения становятся менее эффективными, приводя к свертыванию некоторых специфических действий. 5. “Положение об эмоциональности / агрессии”. Люди по-разному реагируют на различные вознаграждающие ситуации. Это положение охватывает два типа реакций. Люди, не получившие ожидаемого одобрения, впадают в состояние агрессии. Люди же, получающие больше, чем они предполагали, или не получающие предполагающихся наказаний, будут счастливы и будут вести себя приветливо с другими людьми. Эти “положения” предполагают симметричность отношений участников в реальных обменах, поэтому наибольшую трудность для объяснения в теории Х. вызывают асимметричные отношения: власть, насилие, неравенство.
Все эти явления Х. рассматривает преимущественно с точки зрения межличностных отношений. Для объяснения власти и насилия в социуме Х. вынужден вводить дополнительный принцип обмена — принцип наименьшего интереса (наименее заинтересованный в конкретном результате получает большую “свободу рук” — возможность диктовать условия другим), для объяснения неравенства — принцип дистрибутивной справедливости (оптимум: награда соответствует затратам). Концепция Х. непосредственно касается отношений индивидов лицом к лицу в процессе социального обмена и может быть дополнена другими теоретическими принципами, имеющими дело со сложными структурами, опирающимися на институционализированные ценности. С 1990-х гг. теория социального обмена стала чаще применяться для анализа сетей обмена в теории и эмпирических исследованиях. Определение отношений обмена как “связанных” различными путями с формированием сетевых структур стало ключом к дальнейшему развитию этого влиятельного методологического направления в исследованиях, проводимых сегодня скандинавскими социологами. Основные работы: “Человеческая группа” (1950); “Социальное поведение: его элементарные формы” (1961); “Природа социальной науки” (1967) и др. Ö

Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018

ХОМАНС (Homans) Джордж Каспар
1910-1989) - американский социолог, профессор Гарвардского университета. Основные работы: "Человеческая группа" (1950); "Социальное поведение: его элементарные формы" (1961); "Природа социальной науки" (1967) и др.
В первый период творчества находился под влиянием Парето и Парсонса . В 1960-е разработал психологизированный вариант теории социального обмена . В отличие от Блау (второго классика этой теории), Х. полностью отказался от понятия социальных структур, не наряду (Блау), а вместо них введя понятие "субкультуры обмена", резко усилив бихевиористско-позитивистские основания подхода. Социальное поведение рассматривается как обмен материальными и нематериальными (например, знаками одобрения и престижа) ценностями. Уровень и качество обмена задают меру стабильности социальных связей и отношений. "Такой процесс оказания влияния имеет тенденцию к обеспечению равновесия или баланса между обменами", - отмечает Х.
Х. вводит понятие альтернативных моделей поведения, соотносимых между собой в ситуациях выбора с вариациями издержек при реализации каждой из них. Поведение структурируется по двум уровням: субинституциональному (непосредственно-личностные отношения) и институциональному (нормативно-ценностные структуры). На субинституциональном уровне отношения обмена задаются и объясняются психологией участников, редуцируемой в полном соответствии с бихевиористскими принципами к действию пяти "положений" (причин): успеха (чем чаще достигается успех, тем чаще повторяется приведшее к нему действие), стимула (эффективный стимул вызывает повторение действия), ценности (значимость достигнутого результата стимулирует новое действие), насыщения / голодания (чем больше вознаграждений, тем больше стремление к действию), агрессии / одобрения (возрастание агрессивности в зависимости от неполучения ожидаемого). Комбинаторика причин дает обозримое количество эмпирически верифицированных типов ситуаций обмена. Эти "положения" предполагают симметричность отношений участников в реальных обменах, поэтому наибольшую трудность для объяснения в теории Х. вызывают асимметричные отношения: власть, насилие, неравенство.
Для объяснения власти и насилия в социуме Х. вынужден вводить дополнительный принцип обмена - принцип наименьшего интереса (наименее заинтересованный в конкретном результате получает большую "свободу рук" - возможность диктовать условия другим), для объяснения неравенства - принцип дистрибутивной справедливости (оптимум: награда соответствует затратам). Концепция Х. показательна не только последовательным воплощением необихевиоризма в социологии, но и последовательной операционалистически-позитивистской линией в трактовке социального знания и познания. Его позиция иногда даже определяется как реноменализм. Х. исходит из дедуктивно-номологической модели объяснения Э. Нагеля и К. Гемпеля и выдвигает требование выхода на строгие операциональные, эмпирически обосновываемые операциональные определения (отсюда и его последовательная редукция в собственной теории). Идеал для него - "единая унифицированная общественная наука", стирающая междисциплинарные различия. Это возможно в силу того, что все социальные науки изучают поведение и все используют одну и ту же группу объяснительных принципов. Структурный, функциональный, исторический и психологический типы объяснений, редуцируемы, в конечном итоге, к объяснению "через мотив". Из мотива можно дедуцировать всю совокупность изучаемых фактов, т. е объяснить их. Мотив же у Х. - "опосредующий фактор" бихевиористской схемы "стимул-реакция". Отсюда основные положения "единой унифицированной общественной науки" как положения об индивидах и их мотивах, проинтерпретированных в терминах социального обмена теории самого Х. В этом контексте любые суждения социального знания можно разделить на два типа: 1) "недействующие определения" и "нереальные положения" общих теорий, типа теории Парсонса; 2) "действующие определения" и "реальные положения" сводимых к набору эмпирически верифицируемых переменных теорий, типа теории Х.
В.Л. Абушенко

Источник: Социология: энциклопедия

Похожие термины:

  • ХОМАНС ДЖОРДЖ КАСПАР (1910–1989)

    Американский социолог, профессор Гарвардского университета. В первый период творчества находился под влиянием В. Парето и Т. Парсонса. В 1960-е гг. разработал психологизированный вариант теории соц