HOMO RELIGIOSUS

Найдено 1 определение
HOMO RELIGIOSUS
соц. тип человека, исторически сформированный традиционным об-вом и отличающийся от своего антипода — челов-а нерелигиозного — специфическим экзистенциальным сознанием, построенным на базисной дихотомической оппозиции «сакральное — профанное». Термин «Нолю religiosus» впервые был введен известным религиоведом и философом Элиаде. Независимо от исторического контекста, в к-ром пребывает homo religiosus, он всегда верит, что существует абсолютная реальность («священное»), к-рая не только возвышается над этим миром, но и проявляется в нем и делает его реальным. Отсюда следует, что Н.г. присущ свой способ восприятия профанного мира как реальности неподлинной, неаутентичной, реальности как бы «низшего порядка». Сакральное же, всегда для него находясь в состоянии актуального присутствия, представляет собой абсолютную точку отсчета, абсолютное мерило оценки чего бы то ни было, в масштабе к-рого все события профанного мира приобретают свои истинные черты и размеры. Сознание Н.г. мифологично — не в смысле «ложности», а в смысле целостности, завершенности и глубинного интуитивного понимания своего места как человеческой экзистенции в мире, своей судьбы, себя как «микрокосма», космической значимости своих поступков, наличия у них долговременных последствий.
Лит.: 1) Марсель Г. Быть и иметь. Ноеочеркасск,  1994; 2)  Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов н/Д, 1996; 3) Элиаде М. Аспекты мифа. М., 2000; 4) Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994; 5) Элиаде М. Трактат по истории религий. Т.1-2. СПб., 1999. В.Н. Нечипуренко

Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
434.60 кб

"особенность современности": homo philosophicus или homo religiosus?

Звонок Наталья Степановна
В статье сделана попытка определить особенности человека современной эпохи в его отношении к философии и религии.