ХВОСТОВ Вениамин Михайлович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ХВОСТОВ Вениамин Михайлович
(1868-1920) - рус. социолог, представитель формального направления. В работах «Социология. Введение. Ч. 1: Исторический очерк учений об обществе» (1917), «Основы социологии. Учение о закономерностях общественных явлений» (1919) X. обосновывает специфику методологии социального познания как синтез деятельности психики и культурных норм и ценностей. Критически анализируя основные социологические школы (механическую, географическую, этнографическую, биологическую, психологическую, экономическую, этическую и социальную), X. делает вывод о неадектватности их методологии задаче создания научной теории исторического процесса - методологии и гносеологии социологических и исторических наук. Будучи сторонником плюрализма в теоретическом познании и анализе социума, он полагает многофакторность и разнонаправленность изменений, интегрируемых в культуре. По мнению X., науки об обществе должны представлять собой синтез общего знания социологии и индивидуализирующего знания истории. Так, кастовый и правовой типы обществ рассматриваются им со стороны устойчивости и изменчивости, действия законов солидарности и борьбы. Социальный прогресс трактуется не как процесс, направленный на достижение желаемой цели, а как духовная закономерная схема социального порядка.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

ХВОСТОВ Вениамин Михайлович
1868- 1920) - русский социолог, правовед. X. считал, что в основе обществ. жизни лежат онтологич. дуализм (плюрализм) сил или закономерностей (стихийно-естественных, свободно-целеполагающих, психич.), сказывающихся на всех соц. явлениях. Поэтому и оценка этого дуализма, а также изучение многообразных форм борьбы в об-ве (между стихийным и организованным, подсознательным и сознательным, личным и групповым) - важнейшие задачи социологии. Сущностью обществ. жизни является, по X., "духовное взаимодействие между людьми", причем он различает общественность - взаимодействие вообще и об-во - взаимодействие как обмен духовными ценностями; последнее и есть предмет социологии как "общей теории об-ва". Правильная постановка "основных вопросов социологии", к числу к-рых X. относил вопросы о природе обществ. идеала, проблемы культуры, учение о личности и соц. группах, возможна только на психологич. основе. Поэтому выявляемые социологией специфич. закономерности обществ. жизни являются "законами соц. психики", представляя собой "общие схемы о порядке", в к-ром происходит процесс межиндивидуального духовного общения. В ходе этого процесса осуществляется "творчество культурных ценностей" - логич., правовых, моральных, эстетич., - к-рые "следует растворить в бытие". Соч.: Общественное мнение и политические партии. М., 1906; Нравственная личность и общество. Очерки по истории и социологии. М., 1911; Основы социологии. М., 1923. А.И. Черных.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ХВОСТОВ Вениамин Михайлович
1868-1920) - русский социолог, правовед, философ. Окончил юридический факультет Московского университета, в котором с 1895 по 1911 и с 1917 читал лекции по римскому и гражданскому праву. Преподавал на Высших женских курсах, Высших женских юридических курсах, в народном университете им. А.Л. Шанявского. С 1889 - профессор. В 1911 - вышел в отставку в знак протеста против нарушения университетской автономии. Участвовал в создании журнала "Вопросы права", активно сотрудничал с журналом "Вопросы философии и психологии". Член Московского психологического общества. Покончил жизнь самоубийством. Основные работы: "Общественное мнение и политические партии" (1906), "Нравственная личность и общество. Очерки по истории социологии" (1911), "Психология женщин" (1911), "Женщина и человеческое достоинство" (1914), "Этика человеческого достоинства. Критика пессимизма и оптимизма" (1912), "Теория исторического процесса" (1910), "Социология. Введение. Ч. 1: Исторический очерк учений об обществе" (1917), "Основы социологии. Учение о закономерностях общественных явлений" (1919) и др.
Принадлежа к кругу русских неокантианцев, Х. пытался усилить в этом интеллектуальном течении психологический аспект, дополняя собственно социологию (социальную типологию) социально-психологическими построениями (учение о природе социальных связей и социальных законов). Одну из своих основных задач Х. видел в обосновании специфики социального познания, прежде всего социологии и истории. С этой целью им проделан один из первых в русской традиции критический анализ методологических основ западной и российской социологии. Х. выделил и проанализировал восемь социологических школ (механическая, географическая, этнографическая, биологическая, психологическая, экономическая, этическая и социальная) в соответствии с преобладающим в них типом редукции знания к уже сложившейся теоретической системе. Их анализ позволил Х. сделать вывод о неадекватности их методологии задаче создания научной теории исторического процесса, которую он рассматривал как методологию и гносеологию социологических и исторических дисциплин. Задача теории познания по Х. - установление границ доступного для нас знания и определение его источников и ценности, что принципиально требует привлечения для ее решения аппарата психологии. Гносеология задает знанию нормативность (ценность), психология - описательность (состав и происхождение знания). В основе социального познания - выработка критически проверяемого мировоззрения, обеспечивающего познание истины как согласованности суждений о мире между собой и их соответствие данным опыта. Х., вслед за Кантом, постулирует примат практического разума над теоретическим. Формы восприятия и мышления соответствуют вещам самим по себе: чем больше мы знаем, тем больше познаем мир сам по себе. Познание идет через сравнение и противопоставление трех типов категорий - предмета, свойства и состояния, - обеспечивающих сведение опыта к логическому единству. В фокусе теоретического анализа, по мысли Х., - три отношения: 1) места и времени; 2) различия-сходства-тождества; 3) причины; 4) модальности. "Схватывание" объекта через комбинации типов категорий и видов отношений и обеспечивает его познание. Специфика социального познания заключается в изучении не только каузальности, но и телеологии действующих субъектов. Тело субъекта, по Х., - посредник между познающим сознанием, существующим только во времени и не имеющим пространственных характеристик, и познаваемым объектом как пространственно-временной протяженностью. Тело индивида одновременно принадлежит и субъекту и объекту. Общественная жизнь, следовательно, онтологически дуалистична, в ней одновременно действуют естественно-стихийная и целеполагающе-психическая закономерности. Реальность конституируется как синтез данных восприятия (опыта) и приписываемой мыслью идеи (гипотезы) "вещи в себе". Продуктами этого творческого синтеза являются культурные ценности, позволяющие нормативно регулировать познание и согласовывать данные опыта. Социальные законы - суть общие схемы порядка протекания человеческого общения. В пределе они тождественны законам социальной психики. Поэтому социальная психология - часть социологии.
По Х., в социуме одновременно действуют как законы солидарности, так и законы борьбы, которые примиряются в рамках общей духовной закономерности (т.е. в культуре) как целостности общепризнанных ценностей. В науках о культуре происходит синтез номотетических и идиографических методов, синтез общего знания социологии и индивидуализирующего знания истории. Познание всегда есть синтез деятельности психики и культурных норм-ценностей. Мир, следовательно, всегда конструируется с точки зрения определенной теории, хотя его существование самое по себе постулируется (допускается). Х. - сторонник плюрализма в познании (допустимы различные теории) и в анализе социума (необходим учет многофакторности, многовекторности общественных изменений, интегрируемых в культуре). Примитивный, кастовый и правовой типы обществ рассматриваются Х. с точки зрения сочетания в них элементов устойчивости и изменчивости. В качестве основных устойчивых форм общения Х. исследованы традиции подражания и дух времени. В качестве же основных изменчивых форм - критика, реформы, революция, реакция и нововведения (идеи и изобретения).
Х. резко критикует концепцию прогресса как движения в сторону ценной для нас цели. Можно говорить лишь о выявлении духовной закономерности как общей схемы социального порядка. Исторически развертывание духовного процесса проходит три фазы: 1) скрытого состояния новой идеи; 2) обретения идеей критической массы сторонников; 3) начала установления господства нового течения в борьбе с традицией. На последнем этапе идея приспосабливается ко вкусам масс и достигает компромисса с традицией, что позволяет выработать новый идеал, определяющий на некоторое время направление общественных изменений. Затем весь цикл повторяется на качественно ином уровне и на основе новых идей. Господствующие тенденции и идеал образуют "дух времени", который по закону исторических контрастов (смена на противоположную любой идеи) может быть обращен как в будущее, так и в прошлое. Кроме контрастных эпох, Х. выделяет эпохи общественного пессимизма и апатии, а в качестве исторических примеров развертывания идей рассматривает идеи реформации, просвещения и романтизма.
В.Л. Абушенко

Источник: Социология: энциклопедия