Идеальное ЯИДЕАЛЬНЫЙ ТИП или ЧИСТЫЙ ТИП

ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП

Найдено 10 определений термина ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Идеальный тип

абстрактное утверждение о важнейших особенностях любого социального феномена.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь справочник по социальной работе

Идеальный тип

определенный образ-схема состояний и процессов, как если бы они происходили без отклонений и помех, которая рассматривается как наиболее удобный способ упорядочения эмпирического материала (понятие введено в социологию М. Вебером).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология: Учебник для вузов: глоссарий к книге

Идеальный тип

ideal type). Конструкция, в которой подчеркиваются основные черты рассматриваемого социального объекта, не обязательно существующего в реальности. Примером может служить идеальный тип бюрократической организации, созданный Максом Вебером.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины

Идеальный тип

типизация феномена путем выделения и систематизации основных его характеристик из множества эмпирических примеров. Социологическая конструкция, созданная с целью выработки критерия сравнения реальных экземпляров, а не создания совершенного образца [10. – С. 368].  

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология. Словарь.

Идеальный тип

понятие, введенное в социологию М. Вебером, которое представляет собой мысленную конструкцию исследователя, включающую набор отдельных черт социальной реальности, используемых им для соотнесения и сравнения с конкретными наблюдаемыми объектами. В некотором роде, это модель, достоверность которой проверяется в реальном мире.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий словарь основных понятий по социологии

ТИП ИДЕАЛЬНЫЙ

англ. type, ideal; нем. Idealtyp. 1. Мысленная конструкция, создаваемая исследователем посредством выделения отдельных черт реальности, используемых для соотнесения и сравнения с конкретными соц.-истор. объектами. Разработан как методологический принцип М. Вебером в контексте теории понимания и рационального действия. 2. По Г. Беккеру - искусственно создаваемая исследовани- ем абстракция, предполагающая целенаправленный отбор и комбинацию ряда критериев, к-рые соотносятся с эмпирической реальностью.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Идеальный тип

теоретическая конструкция (понятие или система понятий), представляющая определенный аспект (процесс, момент, связь и т. д.) социальной реальности в индивидуальном своеобразии, логической непротиворечивости и рациональной правильности. Концепция И.т. (как и сам этот термин) принадлежит М. Веберу. Цель, достигаемая с помощью понятия идеального типа – предложить «чисто логическую» модель подлежащего исследованию аспекта социальной реальности, которая, с одной стороны, способствовала бы более четкому вычленению (артикуляции) этого аспекта, а с другой – служила бы своеобразным «эталоном», посредством сопоставления с которым можно было бы судить о мере удаления или, наоборот, приближения к нему исследуемой эмпирической реальности. Социальные типы необходимы для прояснения процедур, посредством которых социальные ученые формулируют общие, абстрактные понятия, такие как «чистый конкурентный рынок», «типология церквей и сект» или «бюрократия». Таким образом, идеальные типы имеют объяснительную ценность, будучи гипотетическими конструкциями, сформированными на основе реальных явлений.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Основные социологические термины. Учебное пособие

ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП

IDEAL TYPE) Толкование идеально-типических конструкций в социологии сопряжено со значительной неразберихой. Внимание обществоведов на идеальные типы впервые обратил М. Вебер, стремившийся прояснить процедуры, посредством которых, по его мнению, ученые формулируют общие, абстрактные понятия, такие, как «чисто конкурентный рынок», «типология цер-154 квей и сект» или «бюрократия». Вебер полагал, что исследователи общества отбирают в качестве определяющих характеристик идеального типа определенные аспекты поведения или институтов, наблюдаемые в реальном мире, а затем возводят их в форму стройной интеллектуальной конструкции. В реальном мире все эти характеристики представлены не всегда, однако любую частную ситуацию легче понять, сравнивая ее с идеальным типом. Например, те или иные бюрократические организации могут не соответствовать полностью всем элементам идеального типа бюрократии, однако данный тип позволяет выявить эти отклонения. Таким образом, идеальные типы имеют объяснительную ценность, будучи гипотетическими конструкциями, формируемыми на основе реальных явлений. «Идеальный» в данном случае означает скорее «чистый» или «абстрактный», а не нормативно желательный. Однако неясным остается отношение между идеальными типами и реальностью. Вебер полагал, что значительное несоответствие между реальностью и идеальным типом ведет к переопределению данного типа, однако он утверждал также, что идеальные типы не являются моделями, которые следует подвергать проверке. Несмотря на это, социологи все же считают идеальные типы проверяемыми моделями реального мира. Неразбериха при этом может возникать и потому, что сам Вебер часто использовал идеальные типы именно в этом качестве. См. также: Модель. Лит.: Albrow (1990)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социологический словарь

ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП

методологическая категория, предложенная М. Вебером для определения статуса концептуальных средств, применяемых в социальном и историческом познании. Опасной ошибкой, дезориентирующей исследование, Вебер считал "смешение теории и истории", при котором содержание теории, созданной ученым, некритически отождествляется с самой реальностью и выдается за отражение ее глубинной сущности. Такие понятия, как "капитализм", "христианство", "средневековое городское хозяйство" и т.п., по мнению Вебера, не извлекаются из эмпирической действительности как обобщение наиболее часто наблюдаемых явлений, а представляют собой И.Т. - исследовательские "утопии", не имеющие буквальных аналогов в действительности. Они образуются благодаря взгляду на эмпирическую действительность с определенной исследовательской позиции; избранный ракурс рассмотрения связывает разрозненные единичные явления в "лишенный внутренних противоречий космос мысленных связей". Поскольку И.Т. представляет собой продукт "научно дисциплинированной фантазии", никогда нельзя заранее определить, имеем ли мы дело с пустой игрой мысли или же с научно значимой позицией.

Единственным критерием научности оказывается исследовательская продуктивность той или иной концепции: чем выше эвристический потенциал И.Т., тем выше и его научное значение. Отсюда вытекают два важных следствия. Во-первых, параллельно может существовать несколько конкурирующих идеально-типических конструкций, относящихся к одной и той же совокупности эмпирических данных. Некорректно ставить вопрос о том, какой из них лучше соответствует действительности (этот вопрос вообще теряет смысл): спор между ними решается в зависимости от того, какой И.Т. продуктивнее работает, обеспечивая прирост научного знания. Во-вторых, конкретный И.Т., сколь бы совершенным он ни казался, является преходящим, релятивным, и неизбежно сменяется новым.

Оформление категории И.Т. и ее широкая популярность свидетельствуют о том, что процесс перехода от классической к неклассической науке в 20 в. происходил не только в естественнонаучном, но и в социогуманитарном знании. И.Т., используемые в истории и в социальных науках, по Веберу, различаются между собой. В истории, нацеленной не на выведение общих законов, под которые подводятся многочисленные частные случаи, а на постижение индивидуальных событий в их "культурном значении", И.Т. строится как образ конкретного сочетания каузальных связей, объясняющий данный "исторический индивидуум". Социальные науки, ориентированные на поиск общих правил событий, безразличны к их конкретной пространственно-временной определенности. Поэтому социолог конструирует чистые идеальные модели, применимые ко всем эпохам и к любой географической точке. Иными словами, разница между разновидностями И.Т., считает Вебер, носит количественный характер и заключается в степени их общности.

В.Н. Фурс

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология: энциклопедия

ТИП ИДЕАЛЬНЫЙ

методологич. средство соц.-историч. исследования, разработанное нем. социологом М. Вебером. По Веберу, теоретич. социологич. исследование, опирающееся на сравнительный анализ и сопоставление эмпирич. фактов соц.-историч. деятельности, должно приводить к формированию представлений о Т.и. соц. явлений - соц. действий, ин-тов, отношений, форм обществ. организации, историко-культурных феноменов, экономич. отношений. Т.и. представляет собой заведомое упрощение и идеализацию сложности и многообразия соц. явлений, осуществляемые исследователем - историком или социологом - в целях систематизации данного ему эмпирич. материала и дальнейшего его сопоставления и изучения. Вебер подчеркивал при этом, что взятый в своей "концептуальной чистоте" Т.и. не может быть найден нигде в эмпирич. реальности. Так, он указывал, что в соц. действительности нельзя, напр., найти чисто рациональное действие, к-рое может выступать только как Т.и. Или, напр., реальное, исторически существующее об-во является в одних отношениях феодальным, в др. - бюрократич., в-третьих - харизматическим. Представление о чистом феодальном, бюрокра-тич., харизматич. и проч. об-вах является с этой т. зр. Т.и. Подчеркивая роль идеализации в соц. науках, теория Т.и. выступала тем самым против засилья эмпиризма в соц.-историч. исследованиях, а также против трактовки истории как чисто идиографич. науки (см. Метод идиографический). Указывая на своеобразие задач историч. и социологич. познания, трактуемых в духе социологии понимающей (см.) Вебер в то же время отмечал принципиальное сходство процедур идеализации в естествознании и гуманитарных науках. Вместе с тем, находясь под влиянием неокантианской гносеологии, Вебер рассматривал Т.и. лишь как логич. конструкцию для обработки эмпирич. данных, а не как идеализацию, имеющую свои реальные прообразы в соц.-историч. действительности, считая "натуралистич. предрассудком" взгляд, что в Т.и. отображается содержание и сущность историч. реальности или что он представляет собой "реальные силы" или "истинную соц. реальность", лежащую в основе эмпирически наблюдаемых историч. событий и соц. явлений. Хотя Вебер рассматривал Т.и. как логич. конструкцию и считал его не целью, а средством познания, он отнюдь не является для него чем-то произвольным. Т.и. должен быть, по Веберу, во-первых, объективно возможным в том смысле, что состав Т.и. и способ соединения его элементов не должны противоречить уже добытому научн. знанию; во-вторых, должна быть показана и доказана причинная связь вводимых в Т.и. элементов друг с другом. Вебер не дал какой-либо классификации Т.и. (один из недостатков его теории), тем не менее ясно, что понятие Т.и. охватывает различн. виды типологич. процедур в соц. науках. Так, уже первые комментаторы и критики Вебера проводили различие между Т.и. в истории и собственно социологич. Т.и. Первые связаны с логич. воспроизведением конкретных историч. целостностей, исследованных Вебером, таких, как "христианство", "протестантизм", "кастовая система в Индии" Вебер считал, что история может строить теоретич. понятия об "историч. индивидуумах", как он выражается, схватывая целостность и уникальность конкретного историч. явления, показывая своеобразие образующей его структуры элементов. Подобное понятие будет Т.н., поскольку оно не может отобразить всего многообразия эмпирич. реальности данного явления, но в то же время не является абстрактным родовым понятием, игнорирующим специфику конкретно-историч. явления. Эти положения Вебера направлены против учения Г. Риккерта и В. Виндельбанда об истории как чисто индивидуализирующем познании, идиографич. науке и указывают на нек-рые особенности теоретич анализа в истории. Примером собственно социолсь гич. Т.и. является вводимая Вебером типология действия социального (см.), типов господства и власти. Лит.: Freyer H. Soziologie als Wirklichkeitswlssen schaft. Logische Grundlegungen des System der Sozioloei Lpz., 1930; Weber M. Gesammelte Aufsatze zur WisseSX lehre. Tub., 1951; Weiss J. Max Webers GrundWung dt Soziologie. Munch., 1975. В.С. Швырев.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Найдено схем по теме ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП — 0

Найдено научныех статей по теме ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП — 0

Найдено книг по теме ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП — 0

Найдено презентаций по теме ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП — 0

Найдено рефератов по теме ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП — 0