ИЕРАРХИЯ НАУКИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ

ИЕРАРХИЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ

Найдено 2 определения термина ИЕРАРХИЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ИЕРАРХИЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ

англ. hierarchy, organizational; нем. Hierarchie, organisierte. Распределение ролей (статусов) по вертикали в структуре организации.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

ИЕРАРХИЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ

универсальная форма построения организацион" ных систем (гос-во, организация, поселение отрасль народного хозяйства, семья и т. п.) на основе соподчинения, когда "нижние" уровни кон" тролируются "верхними". При этом чем "выше" уровень, тем уже его соц. состав, отчего иерар хич. структура принимает вид пирамиды. В Ио проявляется централизация управления, единоначалие, лидерство. Эта функция И.о. следует из невозможности (за нек-рым пределом) непосредственного взаимодействия какого-то числа людей и естественной необходимости выделения посредника - должности, функции, органа. И.о. выступает как обобщенная функция совместной деятельности в виде координации, начала общего процесса интеграции индивидуальных действий в целое. В таком смысле И.о. представляет собой разделение труда не только по "горизонтали", но и по "вертикали" на более общие и более частные функции, на решение и исполнение. Как и всякое разделение труда, И.о. вводится для эффективности, чтобы сэкономить труд централизацией. И.о. выступает как односторонняя личная зависимость одного индивида от другого. Такая зависимость закрепляется в статусах и составляет одну из сторон соц. неравенства. Суть этой стороны иерархич. отношений состоит в том, что связь по субординации не может регламентироваться полностью. Поэтому в должностном поведении работника "верхнего" уровня остается диапазон выбора характера и способов воздействия на работника "нижнего" уровня, когда решение ряда вопросов предоставляется "на личное усмотрение" работника управления, руководителя. Отсюда возникает т.наз. личный режим в организации, т. е. законное проявление субъективных качеств одного работника по отношению к др. по линии их субординации. И.о. функционирует как власть (см.), т. е. подчинение членов данной организационной системы правилам и указаниям. Специфика этой стороны иерархич. отношений состоит в контроле над волей работника безличных требований, в необходимости приспособления его индивидуальности к организационным функциям. Власть - это присвоение чужой воли, что достигается посредством ограничения свободы поведения индивида, предписания ему требований поведенческого и деятельностного характера. Поэтому власть предполагает принуждение, ибо подобные требования могут противоречить нек-рым собственным намерениям и интересам работника, отчего возникает обязательный атрибут власти - санкции за отклонение. Формы И.о. бывают не только линейные, "вертикальные". Так, существует феномен влияния в виде экспертности и др. варианты "боковой" И.о. Напр., элементы системной субординации заложены в организациях между контролирующими, санкционирующими службами (бухгалтерия, отдел кадров, охрана) и др. подразделениями. Лит.: Сетров М.И. Основы функциональной теории организации. Л., 1973; Яковлев Г.С. Аппарат управления: принципы организации. М., 1974; Пригожин А.И. Социология организаций. М., 1980. А.И. Пригожин.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Найдено схем по теме ИЕРАРХИЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ — 0

Найдено научныех статей по теме ИЕРАРХИЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ — 0

Найдено книг по теме ИЕРАРХИЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ — 0

Найдено презентаций по теме ИЕРАРХИЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ — 0

Найдено рефератов по теме ИЕРАРХИЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ — 0