Игра с нулевой суммойИГРОК

Игровая терапия

Найдено 2 определения термина Игровая терапия

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

Игровая терапия

метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. В качестве психотерапевтического средства игра стала использоваться в начале 30-х гг. XX в. в форме игровых инсценировок-драматизаций (так называемой психодрамы) для перестройки отношений и системы переживаний больного человека. В современной психотерапии взрослых игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывания различных ситуаций и др. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

Игровая терапия используется также в психотерапии детского аутизма. Психотерапевтический эффект игровых занятий достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и терапевтом. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами. Различают директивную и недирективную игровую терапию, индивидуальную и групповую игру, с включением в игровую деятельность родителей ребенка и другие варианты игровой терапии. В игровой терапии используются разнообразные игрушки, рисование, игры с водой, песком и др. Игровая терапия является одним из эффективных методов детской психотерапии.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь справочник по социальной работе

ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ

метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей путем вовлечения их в разнообразные игровые ситуации. Игра наиболее естественный способ самовыражения и средство общения между детьми. Игра имеет скрытое значение, с помощью которого ребенок может проработать ежедневные трудности и искать способы решения проблем. Уникальное значение игровой деятельности и в содержательном и в стилистическом аспектах может быть понятно только со временем, и как результат интенсивного исследования содержания, формы, ассоциаций, чувств и фантазий, как ребенок проявляет себя в игровой деятельности. Игра – это усилие, которое необходимо, чтобы научиться владеть окружающим миром, собой; способность контролировать ситуацию, получаемую в результате планирования и эксперимента. Игра – многонаправляющий процесс, в котором условно можно выделить три категории целей: цели саморазвития (интрапсихические), цели общего развития (развивающие), и цели взаимоотношений (межличностные). Интрапсихические цели направлены на то, чтобы помочь ребенку выделить и сформировать собственное «Я». Благодаря игре ребенок начинает формировать элементарное самоощущение, свободно выражать себя, не боясь последствий. Такое самовыражение всегда включает самоисследование, предполагающее большую активность и эмоциональное включение. Свободно проявляя свои эмоции и демонстрируя преимущества тех или иных аспектов, ребенок учится самоконтролю. Чувства, формируемые в результате самоконтроля, влияют на уверенность в себе, позволяя чувствовать себя более компетентно, чтобы справиться с возможными жизненными трудностями. Игра обеспечивает развитие речевых, моторных, когнитивных навыков, а также навыков решения проблем и моральное воспитание. Игра стимулирует ребенка исследовать окружающую среду, взаимоотношения между объектами, причинно-следственные связи между событиями, что содействует смысловой организации опыта ребенка. Большое значение для саморазвития и общего развития ребенка в игре принадлежит общению. Благодаря ему ребенок может использовать то, что он узнал о себе и чему научился, взаимодействуя с другими. В игре ребенок также повторяет ролевые отношения и роли, связанные с правилами или культурными и внешними установками. Игра релевантная терапевтическому контексту, во многих случаях, выступая своеобразным терапевтическим инструментом. Поскольку один из аспектов игры – налаживание отношений, очевидно, игру можно использовать для формирования взаимоотношений между ребенком и терапевтом. В игре легко инициировать взаимодействие, легко добиться доверия и формировать чувства безопасности. Еще одним важным аргументом в пользу игры в терапии выступает процесс самораскрытия ребенка, осознанное или неосознанное. В процессе игры терапевт может узнать о ребенке, избегая неприятных вопросов, наблюдая за ним и отслеживая невербальную информацию, транслируемую ребенком. Используя символизм игры, терапевт может получить информацию, сложно передаваемую ребенком с помощью слов.

Однако игрой можно пользоваться, чтобы помочь ребенку решить проблемы, используя невербальные стратегии как инструмент терапевтического процесса. Перечисленные выше аспекты можно обозначить как функции общения, самораскрытия и исцеления, проводя аналогию с повседневным общением, общим развитием и процессом самораскрытия личности. Наиболее очевидна функция игры в терапии – содействовать развитию доверия и специальных отношений между ребенком и терапевтом. Взрослые, к сожалению, очень редко наблюдают за детской игрой или непосредственно берут в ней участие, тем более, если она полностью инициирована и руководима ребенком. Безусловно, такая интеракция или наблюдение в ходе игры – исключительно важна в процессе формирования доверия к взрослому со стороны ребенка. Кроме того, что игра содействует формированию взаимопонимания между ребенком и терапевтом, она также направлена на более глубокое понимание терапевтом ребенка и получение дополнительной информации о нем. Эмоции, конфликты, проблемы и трудности в отношениях повторно отражаются в игре или прямо или символически. Этот процесс общения и взаимодействия помогает терапевту собрать картинку из разрозненной информации, являющейся частью ребенка. Получение информации с помощью игры помогает терапевту не только лучше понять ребенка, но и содействует процессу диагностики, и соответственно, планированию терапии. Очень часто уже сама возможность проявить свои эмоции и конфликты – терапевтическая для ребенка. Функция самораскрытия игры неразрывно связана с ее целительной функцией. Также игра обеспечивает возможности для исцеления, поскольку содействует катарсису и отражению/ реагированию. Ребенку предоставляется полная свобода в самораскрытии и проявлении своих эмоций, и эта возможность катарсиса часто приносит ему существенное облегчение. Присутствие взрослого, наблюдающего за самовыражением и реагирующего с эмпатией и с пониманием, формирует в дальнейшем условия для коррекции эмоционального опыта, который может помочь ребенку изменить свои установки относительно проблемы и значительно ослабить напряжение. Помимо этого, одна из целей терапии – генерализация изменений на соответствующие внешние условия. Когда терапевтические цели достигнуты в терапевтическом кабинете, ребенок захочет экстраполировать эти достижения в более широкие обстоятельства и в будущий опыт. Навыки, сформировавшиеся в игре, имеют больше шансов быть экстраполированными на другие обстоятельства в сравнении с навыками, сформированными в процессе обсуждения, поскольку они будут естественными в поведенческом репертуаре ребенка во всех ситуациях. Представители различных терапевтических школ приписывают игре разную терапевтическую ценность. Выделяют четыре разных подходы в психотерапии, представители которых рассматривают игру как важный инструмент, содействующий терапевтическим изменениям: психоаналитическая/психодинамическая, клиентоцентририческая или гуманистическая терапия и терапия отражения/реагирования. В психоаналитической модели игру используют терапевтически в символической функции, что аналогично использованию свободных ассоциаций в работе со взрослыми. Терапевт в данной модели является толкователем, человеком, решающим загадку, спрятанную за симптомами, и объясняющим эту загадку ребенку, выявляя, таким образом, конфликт. Гуманистическая теория рассматривает игру как инструмент, который помогает ребенку найти и возобновить истинную жизненную направленность. Цель данного подхода - не столько понимание, как в аналитической модели, сколько самоактуализация и самовосприятие. Ребенок должен понять, кто он и кем хочет стать, соответственно восприняв свой выбор. Целительными факторами в терапии этого типа являются эмпатия, теплота и надежные отношения между ребенком и терапевтом. Бихевиористы рассматривают игру как побочный продукт детской терапии, нежели основное направление. Игра обеспечивает предпосылки для достижения раппорта и условий, оптимальных для осуществления стратегии подкрепления и моделирования, направленных на изменение детского поведения. Решающим фактором в бихевиоральной терапии является поощрение и наказание, которые могут эффективно обуславливать поведенческие изменения. Представители терапии отражения/реагирования придерживаются модели катарсиса. Игру используют для достижения или воссоздания ситуации, провоцирующую тревогу, обусловливая детскую проблему.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)

Найдено схем по теме Игровая терапия — 0

Найдено научныех статей по теме Игровая терапия — 0

Найдено книг по теме Игровая терапия — 0

Найдено презентаций по теме Игровая терапия — 0

Найдено рефератов по теме Игровая терапия — 0