Индийская мысль, современные направления

Найдено 1 определение
Индийская мысль, современные направления
Indian thought, contemporary). Существуют три взаимосвязанных течения совр. инд. мысли, различающиеся стилем и задачами своих представителей. Первое направление, к к-рому принадлежат традиционалисты — пандиты (ученые, знатоки классич. лит-ры на санскрите), — стремится к сохранению классич. традиции, отдавая дань комментариям и дискуссиям преимущ., на социальные и религ. темы и в целом не проявляя особого интереса к совр. филос. мысли на Западе и в остальном мире. Пандиты держатся весьма обособленно и обычно пользуются известностью лишь в узком кругу ученых-санскритологов. Они сохраняют в наиб, чистом виде языковую традицию классич. образования на санскрите. Др. направление представлено инд. идеологами, к-рые, особенно в 19 и нач. 20 в., пытались найти контраргументы против принижения Западом инд. моральных и интеллектуальных ценностей, обращаясь к авторитету знаменитых инд. текстов и мыслителей прошлого. Гл. их целью было выработать такую концепцию прошлого Индии, к-рая позволила бы утверждать, что страна обладает интеллектуальной традицией; самостоятельных филос. систем они не создали. Мн. представители этого направления были видными обществ, деятелями и реформаторами (возрождение индуизма). К этому направлению часто причисляют и таких деятелей, как Махатма Ганди (1869— 1948) и Джавахарлал Неру (1889—1964). К третьему направлению принадлежат мыслители академического типа, к-рые используют гл.об. зап. методику и занимаются исследованиями по строго опред. тематике. Признавая неизбежность использования зап. модели оценки явлений (прежде всего из-за преобладания англ, и нем. яз.), они тем не менее считают свой подход к осмыслению традиции просто совр. способом сохранения классич. наследия, а потому подлинно инд. по своей глубинной сути. Тщательный перевод и толкование классич. санскритских текстов составляют важную часть этого совр. направления, в к-рое внесли свой вклад и нек-рые зап. ученые. Всемирную известность приобрели такие инд. ученые, как А.К. Куумарасвами (1877—1947), стремившийся создать вечную философию, метафиз. и эстетические основания к-рой могли бы способствовать преемственности разл. традиц. культур; С. Радхакришнан, предложивший собственную интерпретацию адвайта-веданты и сравнительный анализ инд. и зап. идей, особенно в плане возможных параллелей между адвайтой и идеализмом; Шри Ауробиндо Гхош (1872—1950), чья поздняя философия и незаурядная личность являют собой образец высокой духовности и нравственности; К.К. Бхаттачарья, видевший свою осн. задачу в разработке целостной филос. системы, к-рая использовала бы как зап. элементы (напр., философию Канта и Гегеля), так и инд., наподобие адвайта-веданты, представляющей собой господствующую парадигму для совр. теоретич. разработок; наконец, Б.К. Мотилал (1936—91), применивший зап. аналитические методы для реконструкции классич. инд. эпистемологии, теории языка и метафизики.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия