ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
организационные социально-экономические и научно-технические процессы создания определенных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.
информатизация
Informatization 1.Процесс интенсификации производства и распространения знаний и информации, основанный на использовании ИКТ. 2.Социально-экономический и научно-технический процесс широкомасштабного применения ИКТ во всех сферах социально-экономической, политической и культурной жизни общества с целью повышения эффективности использования информации и знаний для управления, удовлетворения информационных потребностей граждан, организаций, местных органов власти и государства, для создания предпосылок перехода России к информационному обществу.
Источник: Глоссарий по информационному обществу.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
одно из важнейших направлений научно-технического прогресса, основанное на широком применении микроэлектронной вычислительной техники, средств связи, автоматизированных банков данных, взаимоувязанных между собой в информационно-вычислительные системы. Основой И. является информационная экономика, являющая собой производство и применение накопленной информации и передовых информационных технологий с целью сделать все другие формы производства более эффективными и тем самым обеспечить новое качество экономического роста, а также создание большего материализованного информационного богатства. Лимитирующим фактором становится информация и научное знание, которые замещают труд в качестве источника прибавочной стоимости. Информационный сектор экономики – это производство знаний и нововведений; научные исследования и разработки; распространение информации и коммуникации; индустрия переработки и передачи информации; реклама; справочное и библиотечное обслуживание; отрасли, связанные со страхованием, предоставлением финансовых и консалтинговых услуг; государственное управление и др. Основная рабочая сила в условиях И. – работники, обслуживающие информационный сектор экономики, среди которых выделяется наиболее важная категория – менеджеры, эксперты по вопросам организации и управления. Они находятся в числе наиболее высокооплачиваемых профессиональных категорий персонала информационной экономики. Основным продуктом в условиях И. становится информационный продукт – товар особого рода, который имеет не только цену, выражающую его конкретную полезность для конкретных потребителей на рынке товаров, но и всеобщую полезность в виде непосредственно накапливаемого человеческой цивилизацией научного знания. Информация может многократно продаваться на рынке и при этом она не теряет своих потребительских свойств и не отчуждается от собственника. Продажа информации осуществляется в форме продажи патента, авторского права, лицензии или готового информационного продукта.
Лит.: Добрынин А. И., Дятлов С. А., Цыренова Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: Формирование, оценка, эффективность использования. – СПб., 1999. Г. Н. Соколова
Лит.: Добрынин А. И., Дятлов С. А., Цыренова Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: Формирование, оценка, эффективность использования. – СПб., 1999. Г. Н. Соколова
Источник: Экономико-социологический словарь.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
глобальный процесс сбора, накопления, обработки, хранения, передачи, использования, продуцирования информации, осуществляемый на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, информационного взаимодействия и обмена. И. представляет собой организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
История И. началась в США в 60-е гг. XX в. Затем, начиная с 70-х гг., И. интенсивно развивается в Японии, а с конца 70-х — и в странах Западной Европы. Универсальным техническим средством обработки любой информации является компьютер. В 70-е гг. XX в. стало очевидным, что общество вступает в новую эпоху, связанную с развитием техники и в первую очередь компьютеров и компьютерных технологий. Появление и развитие компьютеров — это необходимая составляющая процесса И. общества, однако этот процесс намного шире процесса компьютеризации общества, когда основное внимание уделяется развитию и внедрению базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение информации. И. общества предполагает развитие комплекса мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.
В настоящее время во всех странах мира в той или иной степени осуществляется процесс И. Многие страны имеют национальные программы И. с учетом местных особенностей и условий. И. — этап на пути перехода от индустриального общества к информационному. Информационное общество — это общество с высоким уровнем развития и использования информационных технологий (ИТ), развитыми инфраструктурами, обеспечивающими производство информационных ресурсов и возможность доступа к информации. Само название “информационное общество” впервые появилось в Японии в середине 60-х гг. XX в. В 2000 г. лидеры стран так называемой Большой восьмерки ратифицировали Окинавскую хартию глобального информационного общества, в которой подчеркивается, что основным условием для перехода к информационному обществу является “активное использование ИТ в государственном секторе и содействие предоставлению в режиме реального времени услуг, необходимых для повышения уровня доступности власти для всех граждан”.
И. — это объективная закономерность развития российского общества, необходимое условие его продвижения вперед. 28 января 2002 г. правительство России приняло Федеральную целевую программу “Электронная Россия (2002–2010 гг.)”, направленную на реализацию государственной политики в сфере И. Следующим шагом стала долгосрочная Государственная программа “Информационное общество (2011–2020 гг.)”, целью которой является повышение качества жизни граждан на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.
В современной России основным законом в сфере информационного права является Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”, который пришел на смену двум существовавшим еще с середины 90-х гг. прошлого века законодательным актам, регулировавшим информационные отношения: Федеральному закону от 20.02.1995 № 24-ФЗ “Об информации, информатизации и защите информации” и Федеральному закону от 04.06.1996 № 85-ФЗ “Об участии в международном информационном обмене”.
Ныне действующий закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации.
В части поддержки эффективного развития сетевой экономики в России были приняты законы о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных, об электронной цифровой подписи, о связи, о персональных данных и др.
И. достаточно прочно вошла и утвердилась в системе социальной работы. Трудно представить деятельность современных социальных учреждений и служб без использования компьютерной техники, ИТ. Внедряемые достижения И. постоянно увеличивают возможности как клиента, так и социального работника, изменяя, модернизируя способы их взаимодействия, они модернизируют социальную работу в целом.
См. также: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ, ИНТЕРНЕТ И ЕГО РЕСУРСЫ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.
В.А. Фокин, В.В. Соломатова
Лит.: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”; Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 № 65 “О федеральной целевой программе “Электронная Россия” (2002–2010)”; Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 “Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Информационное общество (2011–2020 годы)”; Окинавская хартия глобального информационного общества (2000) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.iis.ru/library/okinawa/charter.ru.htm.
История И. началась в США в 60-е гг. XX в. Затем, начиная с 70-х гг., И. интенсивно развивается в Японии, а с конца 70-х — и в странах Западной Европы. Универсальным техническим средством обработки любой информации является компьютер. В 70-е гг. XX в. стало очевидным, что общество вступает в новую эпоху, связанную с развитием техники и в первую очередь компьютеров и компьютерных технологий. Появление и развитие компьютеров — это необходимая составляющая процесса И. общества, однако этот процесс намного шире процесса компьютеризации общества, когда основное внимание уделяется развитию и внедрению базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение информации. И. общества предполагает развитие комплекса мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.
В настоящее время во всех странах мира в той или иной степени осуществляется процесс И. Многие страны имеют национальные программы И. с учетом местных особенностей и условий. И. — этап на пути перехода от индустриального общества к информационному. Информационное общество — это общество с высоким уровнем развития и использования информационных технологий (ИТ), развитыми инфраструктурами, обеспечивающими производство информационных ресурсов и возможность доступа к информации. Само название “информационное общество” впервые появилось в Японии в середине 60-х гг. XX в. В 2000 г. лидеры стран так называемой Большой восьмерки ратифицировали Окинавскую хартию глобального информационного общества, в которой подчеркивается, что основным условием для перехода к информационному обществу является “активное использование ИТ в государственном секторе и содействие предоставлению в режиме реального времени услуг, необходимых для повышения уровня доступности власти для всех граждан”.
И. — это объективная закономерность развития российского общества, необходимое условие его продвижения вперед. 28 января 2002 г. правительство России приняло Федеральную целевую программу “Электронная Россия (2002–2010 гг.)”, направленную на реализацию государственной политики в сфере И. Следующим шагом стала долгосрочная Государственная программа “Информационное общество (2011–2020 гг.)”, целью которой является повышение качества жизни граждан на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.
В современной России основным законом в сфере информационного права является Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”, который пришел на смену двум существовавшим еще с середины 90-х гг. прошлого века законодательным актам, регулировавшим информационные отношения: Федеральному закону от 20.02.1995 № 24-ФЗ “Об информации, информатизации и защите информации” и Федеральному закону от 04.06.1996 № 85-ФЗ “Об участии в международном информационном обмене”.
Ныне действующий закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации.
В части поддержки эффективного развития сетевой экономики в России были приняты законы о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных, об электронной цифровой подписи, о связи, о персональных данных и др.
И. достаточно прочно вошла и утвердилась в системе социальной работы. Трудно представить деятельность современных социальных учреждений и служб без использования компьютерной техники, ИТ. Внедряемые достижения И. постоянно увеличивают возможности как клиента, так и социального работника, изменяя, модернизируя способы их взаимодействия, они модернизируют социальную работу в целом.
См. также: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ, ИНТЕРНЕТ И ЕГО РЕСУРСЫ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.
В.А. Фокин, В.В. Соломатова
Лит.: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”; Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 № 65 “О федеральной целевой программе “Электронная Россия” (2002–2010)”; Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 “Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Информационное общество (2011–2020 годы)”; Окинавская хартия глобального информационного общества (2000) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.iis.ru/library/okinawa/charter.ru.htm.