ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ЛЮМПЕНИЗАЦИЯ

Найдено 1 определение
ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ЛЮМПЕНИЗАЦИЯ
маргинализация интеллигенции как социального слоя в переходный период и соответствующая люмпенизация ее сознания, связанная с нарушением общественной функции генерирования и распространения нового знания и культуры.
Маргинализация интеллигенции связана с уменьшением экономического потенциала этого социального слоя, а именно – уменьшением уровня личного дохода и потребления; снижением социокультурного потенциала, связанного с девальвацией высшего образования ряда профессиональных групп (врачи, преподаватели, работники культуры и науки и др.) и снижением способности к овладению новыми знаниями; уменьшением политического потенциала, определяемого нестабильностью личного статуса и ослаблением законодательной власти.
Ослабление каждого из видов потенциала – экономического, социокультурного, политического – снижает объем, тип (стратегический, тактический, нулевой) и способ (интенсивный, экстенсивный, нулевой) вклада определенных социально-профессиональных групп в трансформационные процессы, происходящие в обществе. Можно считать, что представители творческой интеллигенции, живущие на уровне одного-двух минимальных потребительских бюджетов, не в состоянии вносить сколь-нибудь объемный и качественный вклад в развитие общественных отношений. С одной стороны, происходит маргинализация интеллигенции как социального слоя, а с другой – повинуясь внутреннему стремлению к прогрессу, она пытается вобрать в себя что-то новое.
Ощущение этого социального противоречия как трагедии ведет к люмпенизации сознания интеллигенции как наиболее чувствительного к переменам социального субъекта. Обостренная реакция на аномию («отсутствие регуляции», «безнормность») общественных отношений объясняется особенностями психологической организации интеллигенции – склонностью к саморефлексии и глубоким переживаниям. И. л. выражается во всевозрастающем разрыве между самооценкой собственных сил и возможностей и реальным положением вещей, когда социальная незащищенность и отсутствие перспектив интеллектуального развития вносят элемент социальной покорности и безразличия в бытие интеллигенции как социального субъекта, девальвируя ее способности к осуществлению движущей и обновляющей функции в обществе.
Лит.: Соколова Г. Н. Культура труда в социальном развитии технической интеллигенции. – Минск, 1989; Коростелева Е. А. Интеллектуал в социокультурном контексте современного общества: диалектика прошлого и будущего. – Минск, 1997. Г. Н. Соколова

Источник: Экономико-социологический словарь.