ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ
социальный слой, приговоренный к высшей мере образования.

Источник: Альтернативный социологический словарь

Интеллигенция
общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным, творческим трудом, развитием и распространением культуры.

Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ
социальная группа людей, профессионально занимающихся 1 умственным квалифицированным трудом, требующим высокого профессионального образования (высшего или средне специального).

Источник: Словарь-справочник по социологии 2000

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ
от лат. intelli-gens - мыслящий, разумный) - англ. intellectuals /intelligentsia; нем. Intelligenz. Совокупность людей, занятых умственным трудом. 2. Соц. слой людей, профессионально занятых квалифицированным умственным трудом и обладающих необходимым для этого специальным образованием. В зависимости от выполняемых соц. функций и типа образования различают: И. научно-техн., инженерно-техн., гуманитарную, медицинскую, военную, художественную, педагогическую и т. д. 3. Совокупность людей с высшим образованием. 4. То же, что интеллектуал.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ
(от лат. intelligens - мыслящий, разумный) - социальный слой людей, профессионально занятый квалифицированным умственным трудом и обладающий необходимым для этого образованием. И. разделяется по типу образования и выполняемым социальным функциям на научно-техническую, инженерно-техническую, гуманитарную, военную, медицинскую, художественную, педагогическую и т. п. По Веберу, И. не связана с социальным положением и с интересами классов. И. - социальная группа, стоящая вне классов, способная к беспристрастному познанию общества (согласно Маннгейму), к более радикальному подходу в вопросах политики, чем остальные слои и классы (Т. Лоусон, Д. Гэррод).

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

Интеллигенция
(от лат. intelligens – мыслящий, разумный, сведущий, рассудительный). Інтелігенція. Intelligentsia. 1. В поздней средневековой философии и начале Нового времени – синоним разума (ума). 2. Социальный слой, представители которого занимаются преимущественно умственным трудом (как правило, имеющие высшее образование). В зависимости от типа образования и выполнения социальных функций И. подразделяется на научно-техническую, инженерно-техническую, гуманитарную, художественную, военную и др. В социологии существует множество точек зрения относительно того, что такое И., какова ее роль в обществе, в каких обществах она существует, а в каких ее как социального слоя нет вообще и т. д. Но защитники всех точек зрения признают, что И. – это тот социальный слой, большинство представителей которого ощущает личную ответственность за происходящее в обществе и имеет к нему непосредственное отношение. Иными словами, отличительная черта культуры интеллигента – отсутствие отчуждения от общества независимо от того, что в нем происходит. Так, например, К. Мангейм (Karl Mannheim) считал, что интеллигенция – это социальная группа, которая занимается интерпретацией мира для общества. По сравнению с И., например, элита отличается отсутствием ощущения социальной ответственности. Она просто служит власти тем, что интерпретирует мир для власти и получает за это привилегии.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ
Социальная группа людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным, творческим трудом, развитием и распространением культуры; родовое понятие, определенный социокультурный тип; определенный социальный слой. Термин введен П.Д. Боборыкиным во второй половине XIX в. для обозначения образованного слоя русского общества.
В странах Запада он употребляется редко, чаще используются слова “интеллектуал, специалист”. Исторической предпосылкой выделения слоя И., его все большего расширения явились отделение умственного труда (как более привилегированного) от физического, рост потребности в различных специалистах в условиях материального и духовного производства. Зародившись в период рабовладельческого общества, И. превратилась в многочисленную социальную общность в период капитализма и в массовую общность в период постиндустриального общества.
В зависимости от производственной деятельности и выполняемых функций И. подразделяется на инженерно-техническую, научную (техническую и гуманитарную), художественную (писатели, композиторы, актеры, художники, архитекторы, кинематографисты), педагогическую, культурно-просветительскую (библиотекари, журналисты, работники музеев), медицинскую, управленческую (в том числе у военных — офицерскую), работников сферы юриспруденции (адвокаты, судьи, прокуроры, следователи). Основная функция И. заключается в создании, развитии, распространении и сохранении культуры, культурных ценностей.
В русском языке слово “И.” ассоциируется не столько с определенным местом в социальной структуре, сколько с ролью, которую она выполняет. Считается, что быть интеллигентом — значит выполнять определенную историческую миссию, служить обществу.

Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ
категория, определяющая социальный слой людей, профессионально занимающихся умственным (преимущественно сложным) трудом и имеющих, как правило, высшее образование. Термин «интеллигенция» появился в России в середине ХХ в. и из русского перешел в другие языки. Общественные функции И. заключаются в генерировании и распространении знания и культуры. Различные представители И. примыкают к разным общественным классам, интересы которых И. осмысливает и выражает в идейно-теоретической форме.
Предпосылкой появления И. в ее первичных формах было отделение умственного труда от физического, когда возникли социальные группы, присвоившие себе монополию на государственное и общественное управление и другие формы умственной деятельности. В античную эпоху такими группами явились древнегреческие мыслители (философы, математики, жрецы и др.). В средневековой Европе их место заняло духовенство, верхушка которого входила в класс феодалов. Подлинная история И. начинается с утверждением капитализма, когда возникает общественный слой людей умственного труда, живущих за счет продажи его продуктов или своей рабочей силы. Поначалу крупнейшие профессиональные группы И. – юристы, учителя, врачи; с машинной индустрией появляется инженерно-техническая интеллигенция. С развитием крупной машинной индустрии, и особенно с началом научно-технической революции середины ХХ в., темпы роста И. резко ускоряются, обгоняя другие общественные группы и слои. В странах развитого капитализма доля И. в 70-х годах ХХ в. составляла 10–20 % самодеятельного населения. В менее развитых странах она многократно ниже, хотя так же повышается. Профессиональная структура И. обновляется и усложняется. Механизация и автоматизация, внедрение науки в производство обусловливают особенно быстрый рост научно-технической интеллигенции. На крупных монополистических предприятиях, в новейших отраслях промышленности (электронной, химической, ракетно-ядерной и др.) удельный вес ученых и инженерно-технических работников среди занятых достигает 30–50 %.
В связи с потребностями общественного производства расширились сферы образования и медицинского обслуживания и соответственно увеличились такие группы И., как врачи, преподаватели и др. В связи с усложнением управления и усилением государственно-монополистических тенденций одной из крупнейших групп И. стали административноуправленческие работники; растущая часть И. переходит на государственную службу. Развитие средств массовой информации и «массовой культуры» породили целую «индустрию сознания», а с ней – широкие отряды И. (журналисты, специалисты кино, телевидения и радио, рекламы и др.). Особенно быстро растет доля студенчества, пополняющего ряды И. В условиях современного капитализма главной тенденцией в изменении положения И. является переход ее подавляющего большинства к работе по найму. По найму работает не только инженернотехническая И., но и большая часть И. сферы услуг – представители таких традиционно «независимых» специальностей, как врачи, юристы, литераторы, художники и т. д.
Соответственно меняется характер труда И.: работа в одиночку, по типу ремесленной, сменяется трудом по индустриальному образцу, в больших коллективах; специализация массы работников умственного труда, как правило, сужается. Эти тенденции приводят к росту удельного веса специалистов среднего и низшего звена – техников, лаборантов, медсестер, рядовых конторских служащих и других, труд которых проходит по заданным программам и носит скорее рутинный характер. В связи с этим многие социологи все чаще относят понятие И. лишь к верхнему ее слою, занимающемуся творческим трудом. Специфические черты И. связывают с тремя факторами: профессиональными знаниями, особенностями психологической организации (склонность к глубоким переживаниям, душевным страданиям) и способностью к критическому анализу (Г. И. Наан). Определяющее значение И. – в ее движущей, обновляющей функции в обществе. Источник силы И. – знания как одна из главных компонент богатства и могущества общества.
Лит.: Надель С. Н. Научно-техническая интеллигенция в современном буржуазном обществе. – М., 1971; Наан Г. И. Власть и разум. – М., 1988; Соколова Г. Н. Культура труда в социальном развитии технической интеллигенции. – Минск, 1989. Г. Н. Соколова

Источник: Экономико-социологический словарь.

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ
intelligentsia) — 1. Социальная страта интеллектуалов с самовозложенной ответственностью за руководство будущим благосостоянием и развитием нации. Термин имеет польское и русское происхождение середины 19-го столетия и подобен касте в том смысле, что некоторые социологи считают его применимым только к определенному месту и времени, а другие -с более широким значением. 2. Совокупность образованных, но не являющихся собственниками личностей с некоторым сознанием особой роли либо в национальном обществе, либо в культурной сфере, выходящей за пределы государственных границ. Например, термин может обладать смыслом, придаваемым ему некоторыми африканскими странами до и после независимости.
"Интеллигенция" и "интеллектуалы" не являются синонимами. Так, в Англии были и есть интеллектуалы, но не интеллигенция в значении 1 или 2. Первый смысл понятия возник в 19-м столетии, когда Польша была разделена на части между Пруссией (позже Германией), Россией и Австрией. Немногие, обладавшие аттестатом об окончании средней школы — matura — и поэтому знавшие польскую литературу и историю, считали себя хранителями национальной культуры. Они также были руководителями многих оппозиционных движений. Весьма часто они происходили из обедневшей знати и дворянства, сохранив дворянские ценности и испытывая презрение к буржуазным занятиям торговлей и промышленностью. После восстановления польского государства в 1918 г. интеллигенция играла ведущую роль в правительстве и администрации, но была затем уничтожена во время второй мировой войны. После 1945 г. Коммунистическая партия Польши стала претендовать на ведущую роль в развитии страны и принялась за устранение конкурентов, в результате чего "классическая" интеллигенция прекратила существование. Согласно официальной марксистской формуле, новая Польша имела два «неантагонистических класса» - рабочих и крестьян — и прослойку интеллигенции. Ссылка на прослойку (а не класс) указывала на отношение к средствам производства, подобное существующему у рабочего класса, однако аспекты культуры и познания продолжали отличать людей друг от друга. Вхождение в интеллигенцию стало определяться получением скорее высшего, чем среднего, образования, и большинство дипломированных специалистов концентрировалось в науке и технике. Это вело к различию между творческой или культурной интеллигенцией, с одной стороны, и к значительному увеличению технической интеллигенции — с другой, у которой остаточное тяготение к старым ценностям было намного менее очевидно. В России в 19-м столетии деклассированная фракция дворянства стремилась поддерживать элементы традиционного стиля жизни в городской усадьбе (тем самым, сохраняя отличие от буржуазии) и одновременно управлять судьбами нации. Буржуазия требовала ликвидации царизма и остатков феодализма любыми средствами, в целом отождествляя себя с прогрессом. После Октябрьской революции 1917 г. творческая интеллигенция поначалу процветала, но Сталин не мог поощрять ее независимость и положил этому конец. Официальная марксистская формула двух классов и прослойки интеллигенции сохранила в силе термин, и ничего кроме этого. Значение 2 термина созвучно немецкому Intelligenz. Альфред Ве-бер ввел понятие социально неприсоединенной intelligentsia, но наиболее известна формулировка Маннгейма: "В каждом обществе имеются социальные группы, чья специальная задача состоит в обеспечении интерпретации мира для общества. Мы называем их интеллигенцией" (Маннгейм, 1936). По его утверждению, такие люди имели тенденцию либо добровольно присоединяться "к одному или другому антагонистическому классу" (ср. Грамши об органических интеллектуалах), либо пытаться выполнять "свою задачу защиты общих интеллектуальных интересов" (Маннгейм, 1929). Более современные исследования классовой позиции интеллигенции включают Конрада и Сзеленый (1979), Гоулднера (1979). Согласно оценке Конрада и Сзеленый, "интеллектуалов на пути к классовой власти" в индустриально отсталых государственно-социалистических обществах Восточной Европы, интеллигенция была организована в правительственно-бюрократический правящий класс и взяла на себя инициативу по модернизации, "заменив слабую буржуазию, неспособную к разрыву с феодализмом". Гоулднер доказывает, что во всех частях возникающего мирового социально-экономического порядка гуманисты-интеллектуалы и техническая интеллигенция составляют новый класс, который оспаривает контроль над экономикой, до настоящего времени осуществлявшийся либо бизнесменами, либо партийными лидерами (ср. Белл об информационных обществах).

Источник: Большой толковый социологический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
462.88 кб

Интеллигенция в функциональной структуре общественной деятельности: социально-технологический подход

Саппа Н. Н.
Читать PDF
135.02 кб

Сельская производственно-техническая интеллигенция Дагестана в 70-е годы ХХ века

Талибова Дагмара Багутдиновна
Ускоряющиеся темпы научно-технического прогресса, рост производительных сил, повышение культурного уровня широких масс трудящихся вели в 70-е гг. ХХ в.
Читать PDF
273.87 кб

Интеллигенция и интеллектуалы: критерии различия

Голубева Юлия Васильевна
Анализируются различие и сходство российской интеллигенции и европейских интеллектуалов. Предложены два критерия различия этих социокультурных феноменов: содержательный и функциональный.
Читать PDF
139.55 кб

Интеллигенция в социальной структуре постсоветской России (по материалам анкетных опросов)

Жиганова Татьяна Михайловна
В статье аргументируется определение интеллигенции, ее признаков и структура в современной России. Изучены трансформации статуса интеллигенции в 1992-2007 гг., ее экономическая и социальная дифференциация.
Читать PDF
816.62 кб

Интеллигенция как образованный слой российского общества

Келеман Людмила Анатольевна
Исследуется сущность интеллигенции и ее изменения в условиях специфического социокультурного пространства России: обрисована историко-философская ретроспектива становления и развития неповторимости и самобытности российской интелл
Читать PDF
150.37 кб

Интеллигенция в условиях кризисного социокультурного пространства

Мельник Лилия Игоревна
Актуальность вопросов сохранения и развития феномена интеллигентности сегодня обусловлена необходимостью противостояния натиску кризисных явлений современности, процессам стандартизации и обезличивания общества.
Читать PDF
132.17 кб

Российская интеллигенция как фактор модернизации современного общества

Берсиров Тембот Батырбиевич
В статье дается определение интеллигенции, выделяются ее функции, отмечается изменение алгоритма образования данных социальных групп, их многообразие.
Читать PDF
0.00 байт

Сельская интеллигенция Кузбасса на современном этапе

Мальцева Нина Николаевна
Статья посвящена исследованию проблем сельской интеллигенции Кузбасса. Представленные материалы свидетельствуют об утрате ею былого престижа, положения, статуса.
Читать PDF
0.00 байт

Интеллигенция в российском обществе

Шиняева Ольга Викторовна, Клюева Татьяна Валерьевна, Займалин Евгений Павлович
В статье рассматриваются подходы к исследованию статуса интеллигенции в российском обществе.
Читать PDF
185.58 кб

Интеллигенция в политической истории XIX в

Ширинянц Александр Андреевич
Читать PDF
343.26 кб

Интеллигенция как духовная элита общества

Вельмакин Иван Викторович
Рассматривается понятие интеллигенции с точки зрения духовного содержания, ее функции в социуме и отличительные качества.
Читать PDF
94.00 кб

Интеллигенция в сфере национальных отношений

Осинский И. И., Добрынина М. И.
Читать PDF
272.19 кб

Интеллигенция как предмет социологии политики

Возилов Владимир Владимирович
Статья посвящена актуальной проблеме участия интеллигенции в политической жизни, ее роли в управлении общественными процессами и месте в системе социальной стратификации.
Читать PDF
202.41 кб

Церковь и интеллигенция. Мифы и реальность

Синелина Ю. Ю.
Автор рассматривает достоверность распространенных утверждений о церковно-государственных и церковно-общественных отношениях.
Читать PDF
0.00 байт

«Техническая интеллигенция»: дифференциация методологических подходов

Волович Л. А., Макаренко Е. И.
В статье рассматриваются различные методологические подходы к осмыслению понятий «интеллигенция», «техническая интеллигенция», анализируются истоки и эволюция этих терминов, а также место и роль технической интеллигенции в жизни о

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ СВОБОДНАЯ

    англ. intellectuals, free; нем. Intelligenz, freie. 1. По М. Веберу - интеллигенция, не связанная ни с соц. положением, ни с интересами классов. 2. По К. Маннгейму - единственная группа, стоящая вне классов и потенциально с
  • ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ЛЮМПЕНИЗАЦИЯ

    маргинализация интеллигенции как социального слоя в переходный период и соответствующая люмпенизация ее сознания, связанная с нарушением общественной функции генерирования и распространения н
  • Рабочие-интеллигенты

    люди с высшим образованием, занятые на рабочих местах.
  • Интеллигентность

    совокупность личностных качеств, отвечающих социальным ожиданиям. Первоначально – производное от понятия интеллигенции, означающего условную группу, объединяющую представителей свободных про