ИНТЕРНЕТ И ЕГО РЕСУРСЫ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Найдено 1 определение
ИНТЕРНЕТ И ЕГО РЕСУРСЫ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Интернет (далее — И.) — всемирная система объединенных компьютерных сетей, обменивающихся друг с другом информацией по каналам общественных телекоммуникаций (выделенным телефонным аналоговым и цифровым линиям, оптическим каналам связи и радиоканалам, в том числе спутниковым линиям связи). И. возник в США как проект по объединению научных, военных и коммерческих сетей. Один из основателей и инвестор И. — Тим Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee), физик по образованию, который со своей командой создали первый в мире интернет-браузер WorldWideWeb, а также язык гипертекстовой разметки — HTML. В настоящее время Тим Бернерс-Ли возглавляет основанный им World Wide Web Consortium (W3C) — организацию, которая разрабатывает и внедряет стандарты для И.
И. создавался в рамках проекта, начатого в США в середине 70-х гг. ХХ в., DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency — Агентство передовых оборонных исследовательских проектов Министерства обороны США). DARPA отвечает за разработку новых технологий для использования в американских вооруженных силах. Это агентство было основано в 1958 г. в ответ на запуск в СССР первого искусственного спутника Земли. Изначально агентство называлось ARPA, затем оно было переименовано в DARPA (с добавлением слова Defense). ARPA была ответственна за спонсирование разработки сети ARPANET (которая переросла в INTERNET). Для реализации проекта были привлечены лучшие научные и технологические ресурсы университетских, промышленных и правительственных лабораторий США. Получившуюся в результате интерсеть назвали Connected Internet, Darpa Internet, или просто Интернет.
Возраст И. обычно отсчитывают с 1 января 1983 г., когда почти 400 компьютеров сети ARPANET стали использовать протокол TCP/IP. Название TCP/IP произошло от двух наиболее важных протоколов: 1) TCP (Transmission Control Protocol — протокол управления передачей), который отвечает за проверку корректной доставки данных от клиента к серверу. Так как данные могут быть потеряны в промежуточной сети, в TCP добавлена возможность обнаружения ошибок или потерянных данных и, как следствие, возможность запросить повторную передачу, до тех пор, пока данные корректно и полностью не будут получены; 2) IP (Internet Protocol — интернет-протокол) отвечает за передачу пакета данных от узла к узлу. IP пересылает каждый пакет на основе четырехбайтного адреса назначения (IP-адрес).
Использование И., компьютеров, информационных технологий (ИТ) и других технологических новшеств в XXI в. является неотъемлемой частью жизни современных людей во всех странах мира. В настоящее время Россия занимает 15-е место в списке стран, лидирующих по охвату населения И. В стране функционирует около полумиллиона интернет-сайтов, где размещено более 70 млн различных документов. По разным оценкам, число россиян, пользовавшихся И. в 2012 г., составило 40% (46,8 млн человек) от общего количества населения, в 2014 г. — уже 50,1% (58,4 млн человек). Эти цифры свидетельствуют о неуклонном увеличении числа российских пользователей И., и, по прогнозам ученых, этот рост будет продолжаться. Популярность И. объясняется его мобильностью, наличием любой запрашиваемой информации, феноменальными развлекательными возможностями. И. не требует от человека усилий по его использованию. Находясь дома, пользователь всегда может найти ответы на любые интересующие его вопросы, тем более для выхода в сеть разработано и выпущено большое число компьютеров и мобильных устройств.
Выделяют следующие возможности И.: а) глобальность; б) режим реального времени; в) трансляционность (распространение различного рода информации с ориентацией на широкую аудиторию); г) использование звукового и видеоряда; г) двунаправленность связи (взаимный обмен информацией между пользователями). Пользователь И. может: получить доступ к самым большим мировым архивам; виртуально сотрудничать со своими партнерами по всему миру; выбирать разного вида информацию из неорганизованного и неупорядоченного информационного пространства и др. Возможности И. неограниченны, и в настоящее время трудно представить, какие ресурсы он предложит завтра, а тем более в перспективе.
И. все активнее внедряется в России в социальную сферу. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014
№ 313 “Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Информационное общество (2011–2020 годы)” во всех регионах РФ внедряются ИТ. В соответствии со Стратегией развития информационного общества в России, утвержденной Президентом РФ 07.02.2008 № Пр-212, начиная с 2015 г. все государственные услуги должны осуществляться в электронной форме. Интернет и его ресурсы для социальной работы активно используются в решении различных социальных проблем населения. На основании постановления Правительства РФ от 24.11.2014 № 1239 “Об утверждении Правил размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети Интернет” с 1 января 2015 г. официальный сайт каждого социального учреждения обязан содержать четкую информацию о своей деятельности.
В России сложилась определенная электронно-сетевая социальная работа (ЭССР), под которой понимается вся деятельность специалистов, использующих комплекс электронных средств, компьютерных сетей для эффективной организации социальной работы с клиентами, рационализации своего труда. Можно выделить технологические, социально-образовательные, технические интернет-ресурсы, используемые в социальной работе.
Технологические ресурсы обеспечивают интенсивное и широкое применение ИТ в социальной работе. Каждое современное социальное учреждение и служба, где имеется компьютер и весь набор информационных программ, постоянно расширяет технологии своей деятельности по обслуживанию клиентов на уровне современных требований. Новые технологические достижения постоянно увеличивают возможности как клиента, так и социального работника, и изменяют способы их совместной деятельности и общения. С помощью этих ресурсов достигается обеспечение доступности информации для любого клиента и потребителя, социального работника; расширяются технологические возможности социальных учреждений и служб; обеспечивается глобализация коммуникации в социальной работе и одновременно развитие регионального информационного рынка.
Социально-образовательные ресурсы позволяют рассматривать И. как некий глобальный социальный институт, в котором в определенных условиях осуществляется специализированная образовательная деятельность в разных направлениях. Применительно к социальной работе это может быть правовое, медицинское направление, направление обеспечения безопасности (поиск попавшего в беду клиента через спутник), а также собственно образовательное. И. в настоящее рассматривается как мощный образовательный комплекс по самым разнообразным направлениям.
Технические ресурсы позволяют обеспечить социальную работу современной техникой: компьютерами и программами (Skype, Viber, Whatsapp, ГЛОНАС и др.), обеспечивающими общение, взаимодействие социальных работников и клиентов на расстоянии. Важным требованием, обеспечивающим реализацию интернет-ресурсов для социальной работы, является освоение социальными работниками и их клиентами компьютерной техники и соответствующих программ, умелое владение ими.
В.А. Фокин, В.В. Соломатова
Лит.: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 “Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Информационное общество (2011–2020 годы)”; Официальный сайт Фонда Общественного Мнения [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.fom.ru; Соломатова В.В., Фокин В.А., Фокин И.В. Электронно-сетевая социальная работа: реальности, возможности и перспективы // Сотис. 2008. № 1. С. 69–83.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.