ИСКАЖЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ

Найдено 1 определение
ИСКАЖЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ
понятие, используемое в теории организации для совокупного обозначения помех, потерь информации, видоизменения ее содержания в результате накопления ошибок, возникающих н организации в процессе подготовки управленческих решений, на стадии ее передачи от источника к получателю, при прохождении через ряд опосредующих звеньев (см. Управленческие (организационные) решения). И. И. в О. является одним из центральных понятий в направлении социологии организаций, связанном с исследованиями коммуникаций в организации (см. Коммуникации в организации).
В результате И. И. в О. снижается качество и надежность информации, а также возможность принятия обоснованных управленческих решений. Дисфункция, обусловленная сложной, многоуровневой иерархической структурой современных организаций (см. Иерархия), неизбежно появляется в крупных организациях, как на стадии подготовки решений, так и их исполнения (см. Дисфункции в организации). В основном проблемы возникают в организациях с многоуровневой иерархической формальной структурой и сильным разделением труда по горизонтали (см.: Структура организации; Иерархия; Формальная (официальная) организация; Разделение труда в организации). В этом случае искажения информации накапливаются и качественно изменяют содержание передаваемой информации на каждом уровне иерархии.
В организационной науке обычно выделяют три типа помех, обусловливающих искажение информации: 1) технические и технологические помехи, связанные с недостатками документооборота, ошибками в расчетах, низкой квалификацией сотрудников, занятых сбором и обработкой информации (см. Социология организаций); 2) помехи, вызванные дефектами в системе коммуникаций, прежде всего ее официальных (формальных) каналов (прерывание линии передачи информации, закупорка каналов связи, информационная перегрузка одного из звеньев коммуникации, отсутствие обратной связи и др.); 3) помехи, обусловленные социальными и социально-психологическими факторами. Каждому человеку свойственно определенным образом относиться к содержанию передаваемой информации, поэтому важны требования к формальной ролевой позиции (должностной и профессиональной) или ролевой конфликт (см. Ролевой внутриличностный конфликт в организации), от которых зависят отношение должностного лица к передаваемой информации, занимаемая им по данному вопросу позиция, его включенность в систему неформальных отношений и т. д. Два последних типа помех являются объектами пристального изучения в социологии организаций.
Проблему И. И. в О. начали изучать еще в рамках классической школы (А. Файоль), главным образом с точки зрения совершенствования формальных каналов коммуникаций (см. Классическая школа организации и управления). Эту же линию продолжили представители школы социальных систем, например Ч. Барнард, который пытался частично компенсировать недостатки формальной системы коммуникаций использованием неформальных каналов связи (см.: Школа социальных систем: Неформальная организация).
Начиная с 50-х гг. внимание исследователей сосредоточивается на социальных факторах И. И. в О. (неформальная система коммуникаций, ролевые детерминанты и др.). Большое значение имеют работы Г. Саймона, представителей эмпирической школы, сторонников психологических концепций организационного поведения, социологии коммуникаций (см.: Эмпирическая школа; Организационное поведение).

Источник: Социальная теория организации. Словарь. Инфра-М. 2000