Исследование
ИССЛЕДОВАНИЕ
процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых, общественно значимых знаний.
Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.
Исследование
процесс научного изучения ка-кого-либо объекта (предмета, явления - материально-го или идеального) с целью выявления его закономер-ностей.
ИССЛЕДОВАНИЕ
процесс выработки новых знаний; один из видов познавательной деятельности, характеризующийся объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью.
Источник: Нравственное развитие взрослого человека
ИССЛЕДОВАНИЕ
вид систематике познавательной деятельности, направлены получение новых знаний, информации и изучение определенных проблем на основе социальных стандартизированных методов (эксперимент, наблюдение) и т. д.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
Исследование
это один из важнейших видов деятельности социальных работников, необходимой для оценки эффективности проделанной работы, а также определение потребности в социальных услугах у различных слоев и групп населения, прогнозирование развития социальных служб на основе полученных данных.
Источник: Профессионально-этические основы социальной работы словарь терминов
Исследование
вид систематизированной познавательной деятельности, направленный на получение новых знаний, информации и т.д., на изучение определенных проблем и взаимозависимостей посредством применения стандартизированных методов - наблюдение, эксперимент, контент-анализ документов, анкетирование и т.п.
Источник: Социологический словарь проекта Socium
Исследование
1)познавательная деятельность, направленная на познание объективно и налично существующих объектов, отношений, процессов, 2)получение знания о возможностях тех или иных объектов, отношений, их трансформаций и преобразований [Костин В. А. Исследование систем управления: Учебное пособие. – Екатеринбург, 1999. С.10–11].
Источник: Социология. Словарь.
ИССЛЕДОВАНИЕ
англ. investigation/research/study/survey; нем. Forschung. Вид систематической познавательной деятельности, направленной на получение новых знаний, информации и т. д., на изучение определенных проблем на основе специальных стандартизованных методов (эксперимент, наблюдение) и т. д. См. МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
ИССЛЕДОВАНИЕ
специализированный вид научной деятельности, организованный так, что становится возможным оценка и управление связанной с этой деятельностью научной работы. Ретроспективно об И. можно говорить, начиная с античной науки («Начала» Евклида, труды Архимеда и Птоломея). Тем не менее, как специальное понятие «научное И.» стало формироваться лишь во второй половине ХХ в., поскольку большинство современных научных работ должны быть проведены в заданные сроки, качественно и при ограниченных ресурсах. Это относится к И. в области социологии и социологии управления. Теоретическое объяснение определенного явления выступает, пожалуй, наиболее типичным видом научного И. Чаще всего интересующее исследователя явление существует в эмпирическом слое (то есть, как феномен практики). Чтобы его ввести в теорию, как правило, сначала оно проблематизируется. Затем уже, под углом поставленных проблем явление схематизируется, описывается. В результате феномен переводится в форму эмпирических знаний (эмпирических закономерностей). Следующий шаг – построение идеального объекта, который, с одной стороны, может быть истолкован как теоретическое представление схематизированного феномена, а с другой – как удовлетворяющий принципам выбранной теории.
Второй тип – монодисциплинарное прикладное и комплексное И. В таких случаях, для решения поставленной исследователем практической задачи, используется определенная существующая теория. Чтобы решить монодисциплинарную прикладную задачу, сначала необходимо в выбранной теории создать теоретическое представление, описывающее интересующее исследователя явление. По характеру эта часть научного И. относится к предыдущему типу, но имеет одну особенность. Так как И. здесь нацелено на решение прикладной задачи, проблематизация и идеальный объект строятся так, чтобы обеспечить это решение. Затем, на основе построенного идеального объекта и опирающихся на него теоретических объяснений, исследователь создает схемы и представления, которые используются непосредственно для решения прикладной задачи. В случае комплексного прикладного И., он обращается к нескольким теоретическим дисциплинам и, поэтому, вынужден интегрировать (конфигурировать) заимствованные из них теоретические представления. Для этого исследователь строит “диспозитивные схемы” (конфигураторы), которые объективируются и истолковываются как изображения новой идеальной действительности ( таким образом, например, были получены многие психологические и педагогические представления о деятельности: установки, гештальта, образования, дисциплины, содержания обучения и другие). Построение новой теории (концепции, науки) – тоже достаточно распространенный тип И. Начинается эта работа нередко с критики существующих, неудовлетворительных теорий и концепций, а также с методологической проблематизации. Следующий шаг – формулирование нового подхода и методологии изучения, на основе которых дальше формируются предмет и объект изучения. Формирование предмета и объекта изучения позволяет перейти к построению идеальных объектов и дальше - к новой теории. Процесс построения и разворачивания теории включает в себя также анализ контпримеров (И. Лакатос) и обоснование теории. Поскольку существуют, по меньшей мере, четыре идеала научного познания (античный, естественнонаучный, гуманитарный и социальный), структура работы для разных видов наук существенно различается. В качестве самостоятельного научного И. может выступить не целиком весь указанный здесь состав работ, а какая-нибудь одна ее часть, например, методологическая проблематизация и критика, или экспериментальное обоснование теории, или построение нового идеального объекта, или обоснование теории, или разрешение контрпримеров и т.д. Это связано с тем, что каждая такая часть общей работы может потребовать значительных интеллектуальных усилий и организации и, кроме того, в определенной мере методически отрефлектирована. В настоящее время важно не только успешно провести научное И., но и публично продемонстрировать реальный способ решения научной задачи, а также соотнести свой подход с существующими в научной культуре. В свою очередь, для этого нужно и то и другое отрефлектировать и изложить для читателя и других оппонентов в понятной форме. Специфической особенностью современной научной работы все чаще является кооперация исследователя с методологом и организатором (нередко эти фигуры совмещаются в одном лице). Методолог помогает исследователю осуществлять правильную проблематизацию, анализирует его средства и методы работы, помогает наметить новые способы мышления и деятельности. Организатор научной работы структурирует ее так, чтобы работа могла быть осуществлена в намеченные сроки и качественно. Кооперация исследователя с философом осуществляется только в точках экзистенциального или культурного кризиса, что, впрочем, характерно для нашего тревожного времени глобальных кризисов, перемен и реформ. См. также: Проблематизация управления. В.М. Розин
Второй тип – монодисциплинарное прикладное и комплексное И. В таких случаях, для решения поставленной исследователем практической задачи, используется определенная существующая теория. Чтобы решить монодисциплинарную прикладную задачу, сначала необходимо в выбранной теории создать теоретическое представление, описывающее интересующее исследователя явление. По характеру эта часть научного И. относится к предыдущему типу, но имеет одну особенность. Так как И. здесь нацелено на решение прикладной задачи, проблематизация и идеальный объект строятся так, чтобы обеспечить это решение. Затем, на основе построенного идеального объекта и опирающихся на него теоретических объяснений, исследователь создает схемы и представления, которые используются непосредственно для решения прикладной задачи. В случае комплексного прикладного И., он обращается к нескольким теоретическим дисциплинам и, поэтому, вынужден интегрировать (конфигурировать) заимствованные из них теоретические представления. Для этого исследователь строит “диспозитивные схемы” (конфигураторы), которые объективируются и истолковываются как изображения новой идеальной действительности ( таким образом, например, были получены многие психологические и педагогические представления о деятельности: установки, гештальта, образования, дисциплины, содержания обучения и другие). Построение новой теории (концепции, науки) – тоже достаточно распространенный тип И. Начинается эта работа нередко с критики существующих, неудовлетворительных теорий и концепций, а также с методологической проблематизации. Следующий шаг – формулирование нового подхода и методологии изучения, на основе которых дальше формируются предмет и объект изучения. Формирование предмета и объекта изучения позволяет перейти к построению идеальных объектов и дальше - к новой теории. Процесс построения и разворачивания теории включает в себя также анализ контпримеров (И. Лакатос) и обоснование теории. Поскольку существуют, по меньшей мере, четыре идеала научного познания (античный, естественнонаучный, гуманитарный и социальный), структура работы для разных видов наук существенно различается. В качестве самостоятельного научного И. может выступить не целиком весь указанный здесь состав работ, а какая-нибудь одна ее часть, например, методологическая проблематизация и критика, или экспериментальное обоснование теории, или построение нового идеального объекта, или обоснование теории, или разрешение контрпримеров и т.д. Это связано с тем, что каждая такая часть общей работы может потребовать значительных интеллектуальных усилий и организации и, кроме того, в определенной мере методически отрефлектирована. В настоящее время важно не только успешно провести научное И., но и публично продемонстрировать реальный способ решения научной задачи, а также соотнести свой подход с существующими в научной культуре. В свою очередь, для этого нужно и то и другое отрефлектировать и изложить для читателя и других оппонентов в понятной форме. Специфической особенностью современной научной работы все чаще является кооперация исследователя с методологом и организатором (нередко эти фигуры совмещаются в одном лице). Методолог помогает исследователю осуществлять правильную проблематизацию, анализирует его средства и методы работы, помогает наметить новые способы мышления и деятельности. Организатор научной работы структурирует ее так, чтобы работа могла быть осуществлена в намеченные сроки и качественно. Кооперация исследователя с философом осуществляется только в точках экзистенциального или культурного кризиса, что, впрочем, характерно для нашего тревожного времени глобальных кризисов, перемен и реформ. См. также: Проблематизация управления. В.М. Розин
Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.