ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДЫ В СОЦИОЛОГИИ

Найдено 1 определение
ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДЫ В СОЦИОЛОГИИ
понятие, попальзуемое для характеристики способов получения и уровня анализа в социолог, науке. Под И.м.э. в социолог, понимаются количественные и кач-ные методы сбора первичной информации о соц. процессах, явлениях и событиях (3). К числу наиболее распространенных И.м.э. относят: метод анализа документов, анкетный опрос, стандартизированное или глубинное интервью (экспертный опрос), метод наблюдения, эксперимент, социометрический опрос. Все вышеперечисленные методы направлены на сбор, математическую обработку и анализ оценок и мнений людей по тем или иным вопросам обществ, жизни (1). Метод анализа документов используется для получения информации о соц. фактах, зарегистрированных или систематизированных в каких-либо источниках. В частности, в документах регистрируется частота событий, их длительность, величина временных интервалов и т.д. Разновидностью этого метода является контент-анализ, основанный на выделении качественных единиц анализа, их количественном подсчете в тексте (2). Метод опроса используется для получения информации, носителем и источником которой является человек. Этот метод формируется уже на заре развития социологической науке, в середине XIX в. и первоначально использовался при проведении статистических исследований (различного рода переписях). К концу XIX в. формируется метод устного и письменного опроса экспертов при обсуждении важных государственных задач. Параллельно с этими направлениями опрос применяется для изучения общественного мнения. Опросы различаются по формам и условиям проведения: устные и письменные; личные и заочные (почтовые), телефонные. Различают опросы по содержательному основанию — анкетные, которые предполагают опрос широкого круга людей по широко известным проблемам, и экспертные, при которых опрашиваются специалисты в области изучаемой проблемы. Метод опроса предполагает большую предварительную подготовку, которая условно разбивается на ряд этапов: определение целей и задач опроса, предмета и объекта исследования, его гипотезы, опе-рационализация основных теорет. понятий и выделение их эмпирических индикаторов (показателей); разработка и обоснование выборки исследования (т.е. числа опрашиваемых, их качественных характеристик — по полу, возрасту, месту жительству, профессии, — необходимых для репрезентативности полученных данных) и определение правил поиска и отбора опрашиваемых (респондентов); разработка инструментария опроса (анкеты, стандартизированного интервью); выделение зависимости переменных — показателей, которыми измеряются качественные характеристики объекта изучения. Сам опрос проводится в сжатые сроки при жестком соблюдении условий выборки и контроле заполнения анкет. После проведения опроса собранный материал кодируется и подвергается компьютерной обработке. Считается, что мнения респондентов зависят от его социальных позиций (профессия, уровень образования, место жительство, уровень дохода, пол, возраст), поэтому собранный количественный материал группируется по качественным характеристикам опрашиваемых, сопоставляется и анализируется (3). Метод наблюдения предполагает прямую регистрацию фактов или событий исследователем. По степени формализации выделяют контролируемое и неконтролируемое (бесструктурное) наблюдение. В первом случае исследователь регистрирует события по детально разработанной процедуре, во втором случае — исходит из общей задачи наблюдения. Различают включенное и простое наблюдения. В первом случае наблюдатель входит в изучаемую соц. среду и рассматривает ее как бы изнутри, во втором случае он выступает сторонним регистратором событий. Но в любом случае наблюдение как метод научного сбора информации подчинено заранее выдвинутой исследовательской цели, планируется по заранее обдуманной процедуре, все наблюдаемые данные фиксируются в дневнике наблюдений (2). Метод эксперимента имеет ограниченное применение; в частности, при изучении управленческих новаций, трудовых отношений, процесса социализации и др. Эксперимент направлен на изучение изменений, вызванных использованием новых принципов организации управления теми или иными процессами, протекающими в микрогруппе. Для этого сравнивают процессы, протекающие в экспериментальной и контрольных группах. Социометрический опрос используют для изучения структуры межличностных отношений в малых (контактных) группах— школьных классах, студенческих группах, трудовых коллективах. Полученная в результате такого опроса структура межгрупповых отношений представляется в виде специального рисунка — социограммы, или таблицы — социоматрицы (1).
Лит.: 1) Основы прикладной социологии / Под ред. Ф.Э. Ше-рвги и М.К. Гэршкова М., 1996; 2) Практикум по прикладной социологии. М., 1992; 3) Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 1998. Г.С. Денисова

Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
372.59 кб

Социологические методы исследования имиджа

Кошлякова Мария Оскаровна
Процесс формирования имиджа будет контролируемым и управляемым, если его количественные и качественные изменения осуществлять в границах, заданных разработчиком имиджа.
Читать PDF
2.69 мб

Выборочный метод в социологических исследованиях

Антонов Георгий Вячеславович
Представлена авторская точка зрения на процедуру применения выборочного метода в прикладном социологическом исследовании.
Читать PDF
1.30 мб

Метод наблюдения в социологических исследованиях

Скубенко Д.В.
В статье рассмотрен такой метод социологических исследований, как наблюдение. Рассмотрены его характерные черты и этапы, а также приведена классификация по различным признакам.
Читать PDF
5.67 мб

Социологические методы исследования в журналистике

Гильманова Айгуль Нургаяновна
При исследовании средств массовой информации активно используются социологические методы: при анализе коммуникатора или канала СМИ типологический анализ, содержания контент-анализ, аудитории метод опроса и фокус-группы.
Читать PDF
155.41 кб

Социологические методы исследования имиджа организации

Понукалина О. В.
Анализируется возможность применения социологических методов исследования для оценки имиджа организации.
Читать PDF
175.29 кб

Историческая социология, ее предмет и метод исследования

Бобров Михаил Яковлевич
Читать PDF
122.67 кб

Историческая социология, ее предмет и метод исследования

Бобров Михаил Яковлевич
Анализируя различные представления о предмете исторической социологии, в статье рассматриваются субстанциональные и структурно-функциональные законы. Затем изучается история и доказывается, что она состоит из смены поколений.
Читать PDF
795.36 кб

Концепции и методы социологии в историческом исследовании

Поршнева Ольга Сергеевна
Статья посвящена проблеме междисциплинарного взаимодействия истории и социологии.
Читать PDF
110.59 кб

Социологические методы в исследовании адаптации населения

Курносенко Андрей Анатольевич
В статье отмечается, что в транс-формирующемся обществе особое значениеприобретают фрагменты социальной статики.
Читать PDF
84.51 кб

Качественные данные и методы социологического исследования

Кишинская Виктория Станиславовна
В статье систематизированы основные подходы к определению качественных данных. Рассмотрены методы когнитивного моделирования и обоснованной теории в качестве научного инструментария, построенного на качественных данных.
Читать PDF
59.37 кб

Теория, методология и методика социологических исследований

Ожиганов Эдвард Николаевич
Социология управления учебная и научная дисциплина, в рамках которой в системе высшего образования осуществляется подготовка специалистов, а также защита диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора социологических
Читать PDF
235.93 кб

Социологический опрос как метод маркетингового исследования

Петрова Н. Г., Балохина С. А., Тептина Л. А., Тептин Г. Е.
Читать PDF
226.48 кб

Методологические аспекты социологических исследований ислама

Яхьяев М. Я., Байсаидова Г. Б.
Статья посвящена анализу проблемы качества и прогностического потенциала эмпириче- ской информации, предлагаемой современными исследователями ислама.
Читать PDF
269.13 кб

Методы нечеткой классификации в социологических исследованиях

Леонов Н. Н.
Рассматривается применение методов нечеткой классификации в социологии. Общие положения проиллюстрированы на примере анализа данных конкретного исследования.
Читать PDF
1.11 мб

Методы социологических исследований аудитории и их возможности

Урбанаева Евгения Геннадьевна
Данная статья посвящена опросным и неопросным методам изучения аудитории, раскрытию соотношения понятий аудитории и общественности, начала формирования индустрии изучения общественного мнения, познавательных возможностей контент-а