ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Исторический материализм
historical materialism). Принадлежащая Марксу интерпретация социальных изменений в истории, согласно которой процессы изменений определяются прежде всего экономическими факторами.

Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины

МАТЕРИАЛИЗМ ИСТОРИЧЕСКИЙ
(от лат. materiális - вещественный) - в социологии материалистическая теория исторического развития общества, рассматривающая его как закономерный процесс становления и смены общественных формаций, обусловленный взаимодействием производительных сил и производственных отношений.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
HISTORICAL MATERIALISM) К. Маркс предложил материалистическое понимание истории, согласно которому социальные, культурные и политические явления детерминируются способом производства материальных благ. Такое понимание при объяснении исторических процессов отдает приоритет причинности не идеям, а экономике, что выражается в различении базиса и надстройки. См. также: Диалектический материализм; Материализм.

Источник: Социологический словарь

Исторический материализм
марксистское учение об обществе, основанное на категории «способ производства» и материалистическом понимании истории, которое утверждает соответствие производственных отношений материальным производительным силам. Институционализация И. М. в советском обществоведении в начале 1920-х гг. связана с теоретической деятельностью Н. И. Бухарина. До начала 1990-х гг. И. М. преподавался как обязательный предмет во всех высших учебных заведениях.

Источник: Социология в России. Глоссарий. 2016

Материализм исторический
(от лат. materialis – вещественный и греч. historia – рассказ о прошлых событиях). Матеріалізм історичний. Historic materialism. Согласно К. Марксу и Ф. Энгельсу и их последователям – принцип понимания исторического процесса как осуществляемого по определенным законам, обусловленный спецификой взаимодействия производительных сил и производственных отношений и имеющий определенные стадии в своем развитии (общественно-экономические формации). Общественное сознание при этом является отражением указанного процесса и способно оказывать на него обратное воздействие посредством осознанной, т. е. целенаправленной и согласованной с объективными законами человеческой деятельности, и неосознанной, т. е. стихийной жизнедеятельности, не согласованной с законами. Причем только сознательная деятельность, будучи согласованной с объективными законами, является свободной, т. е. в наименьшей мере зависимой от обстоятельств, она сама их создает.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
historical materialism) - общий термин для концепции Маркса и Энгельса об историческом. социальном и экономическом изменении и методе ее анализа. Базисная идея, лежащая в основе материализма Маркса и заложенная в предисловии к "Критике политической экономии" (1859), состоит в следующем: "В ходе общественного производства люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития материальных производительных сил". В отличие от более жесткого экономического редукционизма диалектического материализма, предложенного позднее "официальным марксизмом", исторический материализм включает ряд интерпретаций: "гуманистическую", "волюнтаристскую" и "детерминистскую". Отчасти это оправдано настойчивостью Маркса в "необходимости всегда отличать материальный, научно констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче — идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение". Следующее значение исторического материализма сводится к "методу" (ср. Экономическая интерпретация истории), требующему от исследователя сконцентрироваться на роли экономических факторов в исторических объяснениях, а не на выработке теории, в которой превалируют эти факторы. См. также Марксизм; Марксистская социология; Базис и надстройка.

Источник: Большой толковый социологический словарь

ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
материалистическое понимание истории) - социально-философская и социологическая парадигма , созданная и разработанная Марксом и Энгельсом . В основе И.М. лежит методологическая процедура апплицирования диалектической схемы развития по Гегелю на тенденции развития социально-экономической структуры человеческого общества. И.М. объясняет внутренние взаимозависимости общественных структур по универсальной системообразующей формуле: "Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание". По Энгельсу, общественное развитие и его закономерности задаются (с некоторыми оговорками) материальными условиями жизни людей.
Амбиции теоретиков и апологетов И.М. на придание ему статуса универсальной парадигмы социальной философии и социологии, основанной на позитивистских методологиях, натурализме в трактовке общества и причинно-механической модели мирообъяснения, были опровергнуты достижениями общенаучных и гуманитарных дисциплин 20 ст. - новейшими макроэкономическими моделями, общей теорией систем, представлениями о нелинейных процессах, данными наук о массовых коммуникациях. Одновременно крушение социализма в Европе, наиболее общей санкцией которого на теоретическом уровне являлся И.М., наглядно продемонстрировало реальные преимущества современных неортодоксальных социологических, политологических, психоисторических и прочих методик адекватного отображения и перспективной реконструкции хода исторического процесса. Серьезные сомнения европейских интеллектуалов в правомерности концепции неограниченного социального прогресса (сердцевины и "души" И.М.) также содействовали закату этой некогда модной идеологической доктрины социально-философского толка. также: Маркс.
А.А. Грицанов

Источник: Социология: энциклопедия

МАТЕРИАЛИЗМ ИСТОРИЧЕСКИЙ
теория об общих и специфич. законах и закономерностях функционирования и развития об-ва Об-во является объектом исследования М.и. а М.и. - объяснительной теорией об-ва. Он представляет собой одну из теорий социологич. знания. В подходе к предмету Ми. существуют несколько точек зрения. 1. Отождествляется предмет М.и. и предмет философии. Предмет М.и. с этой т. зр. - проявление наиболее общих законов мира в целом. 2. Предметом М.и. считаются наиболее общие (или всеобщие) законы развития об-ва и его движущие силы. Иногда наряду с законами развития включаются и законы функционирования. 3. Круг исследований М.и. ограничивается проблемами функционирования и развития различн. соц. систем. 4. М.и. рассматривается как философско-социологич. наука, выполняющая функцию конкретизации диалектич. материализма применительно к об-ву и функцию исследования системы обществ. отношений, законов их развития и функционирования. 5. М.и. является наукой о соотношении обществ. бытия и обществ. сознания, о наиболее общих законах формирования структуры развития и функционирования об-ва, его движущих сил. 6. Определение предмета М.и. перемещается с общефилос. уровня на уровень соц. науки. Однако особенность М.и. как теории об об-ве заключается в том, что он претендует на то, чтобы дать систему изучения, во-первых, соц. законов, т. е. законов соц. деятельности людей, и, во-вторых, систему изучения не только общих соц. законов, действующих во всех обществ. формациях, но и соц. законов, действие к-рых ограничено строгими рамками данной обществ. формации. Связь М.и. с философией не может оыть представлена ни как его включение в диалектич. материализм, ни как разобщение единой системы филос. знания и полагания рядом стоящих двух ее частей: 1) философии диалектич. материализма, имеющей своим предметом наиболее общие законы развития природы, об-ва человеческого мышления, и 2) философии историч. материализма. Г.В. Осипов.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Исторический материализм
материалистическое понимание истории) составная часть марксистско-ленинской философии, социально-философская теория общества, изучающая наиболее общие законы, источники, движущие силы его развития, впервые материалистически решившая основной вопрос философии применительно к обществу об определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию, в связи с чем материализм был последовательно распространен и на область истории. По словам Ф. Энгельса, он применил «выражение «исторический материализм» для обозначения того взгляда на ход всемирной истории, который конечную причину и решающую движущую силу всех важных исторических событий находит в экономическом развитии общества, в изменениях способа производства и обмена, в вытекающем отсюда разделении общества на различные классы и в борьбе этих классов между собой» (М арке К., Энгельс Ф. // Соч. 2-е изд. Т. 22. С. 305-306). Как научная теория И. м. является системой достоверного знания о наиболее общих свойствах и закономерностях развития социального целого общества. Теоретическое отражение действительности в И. м. осуществляется чеоез логически связанную систему понятий (категорий), законов, которая базируется на исходных системообразующих принципах. Будучи формой духовного, теоретического освоения действительности, И. м. включается в науку как определенную сферу человеческой деятельности, направленную на фиксацию итогов познания, получение нового знания, описание, объяснение и предсказание социальных явлений и процессов, на достижение нового знания. И. м. как философская наука выполняет интегрирующую функцию по отношению к частным общественным наукам, составляя базисную основу мировоззрения, вооружает их системой общих методов и принципов познания, выступая в качестве методологии. Имея свой специфический предмет и метод, И. м. принципиально отличается от предмета и методов социологии и поэтому не может отождествляться с общесоциологической теорией, хотя подобный взгляд еще встречается в научной литературе. Через анализ практической деятельности общества И. м. раскрывает его генезис, материальные источники и движущие силы развития, лежащие в способе производства материальных благ как диалектическом единстве производительных сил и производственных отношений. Производство определяет возможности человека в преобразовании им природы для удовлетворения своих потребностей, формирует содержание и условия реализации последних, объединяет людей и дифференцирует общественный труд по его видам, определяет объективное положение людей в системе общественного производства, их отношение к средствам производства, обмен, распределение и потребление произведенного общественного продукта (производственные отношения). Через практическую деятельность осуществляется познание человеком явлений природы и социальных отношений, которые возникают на экономической основе базисе, порождающем определенные идеологические формы жизнедеятельности надстройку (идеи, учреждения, отношения), которые осознаются и определяются людьми. Система общественных отношений, обусловленная данным способом производства материальных благ, образует исторический тип общества общественно-экономическую формацию. Смена формаций объективный естественно-исторический процесс преемственного, последовательного перехода от одного типа общества к другому, более развитому (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая формации). Материальное производство обусловливает формирование социальной структуры и политической организации общества, классовых интересов и отношений, борьбу антагонистических классов между собой. Высшей формой классовой борьбы является социальная революция, в результате которой происходит переход от одной общественно-экономической формации к другой, к власти приходит класс носитель новых производственных отношений. В этих процессах находят отражение механизмы действия объективных законов истории, проявляющихся через деятельность масс, классов и их организаций и институтов. Богатство общественных отношений и форм деятельности определяет степень свободы человека, исторические типы личности и сущность самого человека как «совокупность всех общественных отношений» (Маркс К., Энгельс Ф. // Соч. 2-е изд. Т. 3. С. 3). И. м.научная теория исторического процесса, раскрывающая генетическую зависимость духовного процесса от материального, диалектику объективных условий и субъективного фактора в псторико-культурном процессе. Поэтому он выступает как наиболее общая, философская методология наук, изучающих общество. Раскрывая объективные детерминанты различных социальных элементов (подсистем, образующих общество), явлений, процессов, их закономерности и взаимосвязи, И. м. открывает возможности и создает необходимые научные предпосылки для познания и практического преобразования социальной действительности. Объясняя закономерные взаимодействия и взаимозависимости между различными структурными элементами социального целого-общества, И. м. тем самым показывает логическую связь между общественными науками, позволяет интегрировать частнонаучные формы знания в целостную систему-науку об обществе, о человеке. И. м. объясняет многие социальные системы и подсистемы, институты, общности людей, раскрывает место и значение этих образований как органических составных элементов целостного организма, разграничивает познавательную сферу наук об обществе. Он обеспечивает социологию общими научными принципами познания (материализм, детерминизм, историзм, партийность и др.). Общие законы И. м. помогают объяснять механизмы проявления, действия и функционирования многообразных форм институциональных, общностных, групповых, межличностных, подсистемных связей и отношений, существующих закономерностей и тенденций их развития, изучаемых социологией. На основе категориального аппарата И. м. формируются и развиваются многие категории и понятия социологической науки. Вместе с тем само социологическое знание, его фактологический материал, вскрываемые социологией закономерности и тенденции, ее практические и теоретические данные, в свою очередь, являются существенной эмпирической базой для дальнейшего развития самого И. м.

Источник: Социологический справочник

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
77.98 кб

Реконструкция исторического материализма в теории Дж. А. Коэна

Добринская Дарья Егоровна
В статье представлена реконструкция исторического материализма, предпринятая основателем научной школы аналитического марксизма Дж.A. Коэном. Обращаясь к фундаментальным категориям марксисткой теории истории, Дж.A.
Читать PDF
498.94 кб

Диалектический и исторический материализм как формальная аксиология дионисийского типа (алгебра форм

Лобовиков В.О.
Читать PDF
195.65 кб

Исторический материализм в «Цифровом формате» (сравнительный анализ интеллектуальных концепций и тре

Лобовиков Владимир Олегович
В статье предлагается к обсуждению некая простая дискретная математическая модель формальноаксиологического аспекта исторического материализма, трактуемого в широком значении этого термина.