ИзменчивостьИзмерение в социологии 

ИЗМЕРЕНИЕ

Найдено 10 определений термина ИЗМЕРЕНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

ИЗМЕРЕНИЕ

measurement) — см. Критерии и уровни измерения.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый социологический словарь

Измерение

процесс определения значения переменной в конкретном случае.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь справочник по социальной работе

Измерение

применение инструментария для подсчета или любого другого способа количественной характеристики результатов наблюдений над действительностью.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социологический словарь проекта Socium

ИЗМЕРЕНИЕ

определение соотношения к.-л. величины с однородной ей величиной, принимаемой за единицу меры. Рез-т И. выражается числом, показывающим, сколько раз выбранная единица содержится в измеряемой величине. Различают прямые и косвенные И.; в последнем случае измеряется некая величина, связанная с измеряемой величиной заранее известным отношением. См. также Теория измерений.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ИЗМЕРЕНИЕ

англ. measurement; нем. Messen. Определение соотношения к.-л. величины с однородной ее величиной, принимаемой за единицу меры. Результат И. выражается числом, показывающим, сколько раз выбранная единица содержится в измеряемой величине. Различают прямые и косвенные И.; в последнем случае измеряется некая величина, связанная непосредственно с измеряемой величиной заранее известным отношением.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Измерение (квантификация)

отображение эмпирической системы, состоящей из объектов исследования и отношений между ними, в числовой (математической) системе, с соответствующими отношениями между ее элементами, сохраняющими порядок отношений между объектами. И. - поиск количественных показателей, так называемых индикаторов, с помощью которых можно представить объекты исследования, их социальные свойства и взаимодействие между ними. Измерение - процесс связывания теоретических понятий с эмпирическими индикаторами. Измерение прямое - процесс получения значений наблюдаемой переменной путем непосредственного измерения при сборе данных. Измерение косвенное - измерение латентных переменных, осуществляемое путем преобразований некоторых наблюдаемых данных, поддающихся адекватной интерпретации.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий словарь основных понятий по социологии

Измерение

процедура, при помощи которой объекты исследования, рассматриваемые как носители определенных отношений между ними, отображаются в некую математическую систему с соответствующими отношениями между элементами этой системы. Объектами измерения могут выступать любые интересующие социолога объекты – индивиды, производственные коллективы, условия труда и быта и т.д. При измерении каждому объекту приписывается определенный элемент используемой математической системы. В отношения, моделируемые при измерении, объекты вступают как носители определенных свойств. Поэтому вместо термина «измерение объектов» часто используют термин «измерение свойств объектов». В социологии чаще всего используют числовые математические системы. Однако возможно эффективное использование и нечисловых систем: частично упорядоченных множеств, графов, матриц [21. – С. 458]; – процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает числовое выражение в определенном масштабе или шкале. Измерением называют также однозначное отображение эмпирической системы с отношениями между ее элементами (составляющими, состояниями, свойствами и т.д.) в числовую систему с соответствующими отношениями между числами. В итоге формируется числовая модель измеряемого объекта, а точнее – некоторых выделенных в качественном анализе его сторон [34. – С. 131]. – в наиболее общем виде процесс измерения есть квантификация свойств изучаемого явления, то есть присвоение им числовых значений по заданным правилам [7. – С. 46]. – (квантификация) – это процедура приписывания количественной определенности изучаемым качественным признакам [11. – С. 434].

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология. Словарь.

Измерение

процедура приписывания чисел значениям признака, изучаемого социологом. Цель И.получить числовую модель, исследование которой могло бы заменить исследование самого объекта. Поэтому под И. можно понимать процедуру, в результате которой возникает числовая модель свойств объекта. При И. устанавливается соответствие между свойствами объекта и свойствами сопоставленных чисел. Набор свойств объекта и сопоставляемых чисел называют шкалой (или, более строго, под шкалой понимают однозначное отображение эмпирической системы с отношениями в числовую систему с соответствующими отношениями). С точки зрения теории И. шкалы различаются по тому, какие свойства объекта они отражают. Типов шкал может быть бесконечно много, но в социологии обычно выделяют три типа: номинальные, порядковые и метрические (последние иногда еще делят на интервальные и шкалы отношений). Номинальные шкалы отражают лишь свойства равенства или неравенства объектов. С помощью таких шкал измеряются признаки «пол», «национальность», «вероисповедание» и т. п. Числа здесь приписываются только для того, чтобы отличить один объект от другого (например, мужчинам-1, женщинам-2 при И. признака «пол»). И. в этом случае состоит в том, что исследователь должен уметь устанавливать отношения равенства (и неравенства) объектов для распределения изучаемой общности на непересекающиеся классы (каждый класс-пункт шкалы), он должен найти такие эмпирические индикаторы, с помощью которых любой объект можно соотнести с определенным классом, т. е. позицией на шкале. Иногда это просто, как в приведенных примерах, но иногда требует сложной работы. Порядковые шкалы отражают не только отношения равенства между объектами (по данному признаку), но и отношения последовательности, порядка («больше, чем», «лучше, чем» и т. п.). Примером такой шкалы является шкала признака «удовлетворенность работой» (варианты ответа «полностью удовлетворен», «скорее да, чем нет», «трудно сказать», «скорее нет», «совершенно не удовлетворен», которым приписываются значения 5, 4, 3, 2, 1 соответственно). Могут приписываться и другие числовые значения, важно лишь, чтобы сохранялся порядок, т. е. большей удовлетворенности соответствовало большее число. Метрические шкалы наряду с отражением равенства и порядка объектов отражают также равенство дистанций, интервалов между парами объектов по данному признаку. Примером этого типа шкал являются шкалы И. таких признаков, как, например, зарплата, стаж, возраст, доход, время, затрачиваемое на те или иные виды деятельности. Иногда выделяют два типа метрических шкал: интервальные (такими являются температурные шкалы Цельсия, Реомюра, Фаренгейта с условным нулем) и шкалы отношений, сохраняющие не только равенство интервалов, но и их отношение, т. е. шкалы с естественным нулем, например, возраст, зарплата. Однако в социологии это разделение не используется в дальнейшем анализе информации и поэтому нецелесообразно. Признаки, измеренные с помощью номинальных и порядковых шкал, называются качественными, а признаки, измеренные с помощью метрических шкал,-количественными. Чем беднее отношения между объектами, отражаемые шкалой, тем меньше свойств чисел можно использовать. Поэтому от типа шкалы зависит, какие методы обработки и анализа социологической информации можно применять (см. также меры центральной тенденции, меры вариации, коэффициенты корреляции). Для номинальных шкал, которые считаются шкалами самого низкого уровня, можно рассчитывать лишь очень ограниченное число показателей, для порядковых те же показатели, что и для номинальных, но еще ряд показателей, которые неприменимы к номинальным шкалам, для метрических шкал наиболее широкий круг показателен. Поэтому классификация шкал по уровню И. является базовой для применения тех или иных методов анализа информации.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социологический справочник

ИЗМЕРЕНИЕ

процедура присвоения рубрикационных символов наблюдаемым объектам в соответствии с некоторым правилом. Символы могут быть просто метками, представляющими классы или категории объектов в популяции, или числами, характеризующими степень выраженности у объекта измеряемого свойства. Символы-метки могут также представлять собой числа, но при этом не обязательно нести в себе характерную "числовую" информацию.

Целью И. является получение формальной модели, исследование которой могло бы, в определенном смысле, заменить исследование самого объекта. Как всякая модель, И. приводит к потере части информации об объекте и/или ее искажению, иногда значительному. Потеря и искажение информации приводит к возникновению ошибок И., величина которых зависит от точности измерительного инструмента, условий, при которых производится И., квалификации наблюдателя. Различают случайные и систематические ошибки И. При исследовании отдельно взятого объекта ошибки обоих типов представляют одинаковую опасность. При статистическом обобщении информации о некоторой совокупности измеренных объектов случайные ошибки, в известной степени, взаимно "погашаются", в то время как систематические ошибки могут привести к значительному смещению результатов. Алгоритм (правило) присвоения символа объекту называется измерительной шкалой. Как всякая модель, измерительные шкалы должны правильно отражать изучаемые характеристики объекта и, следовательно, иметь те же свойства, что и измеряемые показатели.

Различают четыре основных типа измерительных шкал, получившие следующие названия: шкала наименований, шкала порядка, интервальная шкала и шкала отношений. Шкала наименований, или номинальная шкала, используется только для обозначения принадлежности объекта к одному из нескольких непересекающихся классов. Приписываемые объектам символы, которые могут быть цифрами, буквами, словами или некоторыми специальными символами, представляют собой только метки соответствующих классов. Характерной особенностью номинальной шкалы является принципиальная невозможность упорядочить классы по измеряемому признаку - к ним нельзя прилагать суждения типа "больше - меньше", "лучше - хуже" и т.п. Примерами номинальных шкал являются пол и национальность, специальность по образованию, марка сигарет, предпочитаемый цвет. Единственным отношением, определенным на шкале наименований, является отношение тождества: объекты, принадлежащие к одному классу, считаются тождественными, к разным классам - различными. Так, при И. пола мы относим каждого человека к одному из двух классов - мужчин или женщин, и при этом всех мужчин (и всех женщин) полагаем тождественными друг другу. Если при этом классы обозначены цифрами, что удобно при компьютерной обработке (например, 1 - мужской пол, 2 - женский), то такие цифры не являются числами в прямом смысле этого слова и не обладают свойствами чисел. В частности, к ним нельзя применять действия арифметики. Частным случаем шкалы наименований является дихотомическая шкала, с помощью которой фиксируют наличие у объекта определенного качества или его соответствие некоторому требованию. По установившейся традиции при измерении дихотомических показателей применяют следующие обозначения: 0 - если объект не обладает требуемым свойством, 1 - если обладает. Шкалы порядка позволяют не только разбивать объекты на классы, но и упорядочивать классы по возрастанию (убыванию) изучаемого признака. На шкале порядка, кроме отношения тождества, определено также отношение порядка: об объектах, отнесенных к одному из классов, известно не только то, что они тождественны друг другу, но также, что они обладают измеряемым свойством в большей или меньшей степени, чем объекты из других классов. Но при этом порядковые шкалы не могут ответить на вопрос, на сколько (во сколько раз) это свойство выражено сильнее у объектов из одного класса, чем у объектов из другого класса. Примерами шкал порядка могут служить уровень образования, военные и академические звания, тип поселения (большой - средний - малый город - село), некоторые естественнонаучные шкалы (твердость минералов, сила шторма, бонитет лесопосадок). Так, можно сказать, что 6-балльный шторм заведомо сильнее, чем 4-балльный, но нельзя определить на сколько он сильнее; выпускник университета имеет более высокий образовательный уровень, чем выпускник средней школы, но разница в уровне образования не поддается непосредственному И.

Упорядоченные классы достаточно часто нумеруют в порядке возрастания (убывания) измеряемого признака. Однако в силу того, что различия в значениях признака точному И. не поддаются, к шкалам порядка, также как к номинальным шкалам, действия арифметики не применяют. Исключение составляют оценочные шкалы, при использовании которых объект получает (или сам выставляет) оценки, исходя из определенного числа баллов. К таким шкалам относятся, например, школьные оценки, для которых считается вполне допустимым рассчитывать, например, средний балл по аттестату зрелости. Строго говоря, подобные шкалы являются частным случаем шкалы порядка, так как нельзя определить, на сколько знания "отличника" больше, чем знания "троечника", но в силу некоторых теоретических соображений с ними часто обращаются, как со шкалами более высокого ранга - шкалами интервалов. Другим частным случаем шкалы порядка является ранговая шкала, применяемая обычно в тех случаях, когда признак заведомо не поддается объективному И. (например, красота или степень неприязни), или когда порядок объектов более важен, чем точная величина различий между ними (места, занятые в спортивных соревнованиях). В таких случаях эксперту иногда предлагают проранжировать по определенному критерию некий список объектов, качеств, мотивов и т.п. В силу того, что символы, присваиваемые объектам в соответствии с порядковыми и номинальными шкалами, не обладают числовыми свойствами, даже если записываются с помощью цифр, эти два типа шкал получили общее название качественных в отличие от количественных шкал интервалов и отношений. Шкалы интервалов и отношений имеют общее свойство, отличающее их от качественных шкал: они предполагают не только определенный порядок между объектами или их классами, но и наличие некоторой единицы И., позволяющей определять, на сколько значение признака у одного объекта больше или меньше, чем у другого. Другими словами, на обеих количественных шкалах, помимо отношений тождества и порядка, определено отношение разности, к ним можно применять арифметические действия сложения и вычитания. Естественно, что символы, приписываемые объектам в соответствии с количественными измерительными шкалами, могут быть только числами. Основное различие между этими двумя шкалами состоит в том, что шкала отношений имеет абсолютный нуль, не зависящий от произвола наблюдателя и соответствующий полному отсутствию измеряемого признака, а на шкале интервалов нуль устанавливается произвольно или в соответствии с некоторыми условными договоренностями. Примерами шкалы интервалов являются календарное время, температурные шкалы Цельсия и Фаренгейта. Шкала оценок с заданным количеством баллов часто рассматривается как интервальная в предположении, что минимальное и максимальное положения на шкале соответствуют некоторым крайним оценкам или позициям, и интервалы между баллами шкалы имеют одинаковую длину. К шкалам отношений относится абсолютное большинство измерительных шкал, применяемых в науке, технике и быту: рост и вес, возраст, расстояние, сила тока, время (длительность промежутка между двумя событиями), температура по Кельвину (абсолютный нуль). Шкала отношений является единственной шкалой, на которой определено отношение отношения, то есть разрешены арифметические действия умножения и деления и, следовательно, возможен ответ на вопрос, во сколько раз одно значение больше или меньше другого.

Количественные шкалы делятся на дискретные и непрерывные. Дискретные показатели измеряются в результате счета: число детей в семье, количество решенных задач и т.п. Непрерывные шкалы предполагают, что измеряемое свойство изменяется непрерывно, и при наличии соответствующих приборов и средств могло бы быть измерено с любой необходимой степенью точности. Результаты И. непрерывных показателей довольно часто выражаются целыми числами (например, шкала IQ для И. интеллекта), но это связано не с природой самих показателей, а с характером измерительных процедур. Различают первичные и вторичные И. Первичные получаются в результате непосредственного И.: длина и ширина прямоугольника, число родившихся и умерших за год, ответ на вопрос теста, оценка на экзамене. Вторые являются результатом некоторых манипуляций с первичными И., обычно с помощью неких логико-математических конструкций: площадь прямоугольника, демографические коэффициенты смертности, рождаемости и естественного прироста, результаты тестирования, зачисление или незачисление в институт по результатам вступительных экзаменов. Для проведения И. в естественных и точных науках, в быту применяются специальные измерительные инструменты, которые во многих случаях представляют собой довольно сложные приборы. Качество И. определяется точностью, чувствительностью и надежностью инструмента. Точностью инструмента называется его соответствие существующему в данной области стандарту (эталону). Чувствительность инструмента определяется величиной единицы И., например, в зависимости от природы объекта расстояние может измеряться в микронах, сантиметрах или километрах. Надежностью называется способность инструмента к воспроизведению результатов И. в пределах чувствительности шкалы.

В гуманитарных и общественных дисциплинах (за исключением экономики и демографии) большинство показателей не поддаются непосредственному И. с помощью традиционных технических средств. Вместо них применяются всевозможные анкеты, тесты, стандартизированные интервью и т.п., получившие общее название измерительного инструментария. Кроме очевидных проблем точности, чувствительности и надежности, для гуманитарного инструментария существует также достаточно острая проблема валидности - способности измерять именно то свойство личности, которое предполагается его автором.

О.В. Терещенко

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология: энциклопедия

ИЗМЕРЕНИЕ (В СОЦИОЛОГИИ)

процедура, при помощи к-рой объекты исследования, рассматриваемые как носители определенных отношений между ними и как таковые составляющие эмпирич. систему, отображаются в нек-рую математич. систему с соответствующими отношениями между ее элементами. В качестве объектов И. могут выступать любые интересующие социолога объекты - индивиды, производственные коллективы, условия труда, быта и т. д. При И. каждому объекту приписывается определенный элемент используемой математич. системы. В социологич. практике чаще всего используются числовые математич. системы, т. е. такие, элементами к-рых являются действительные числа (отношения между ними, задействованные в процессе И., могут быть различными). Однако возможно использование нечисловых систем: частично упорядоченных множеств. графов, матриц и т. д. В отношения, моделируемые при И., объекты вступают как носители определенных свойств. Поэтому вместо термина "измерение объектов" часто используется термин "измерение свойств объектов". В процессе познания И. есть связующее звено между соц. объектом и его математич. представлением. Теория, методология и практика И. - неотъемлемая составная часть человеч. познания. Говоря о развитии любой науки, нельзя не говорить о развитии измерения. Понятие И. является естественным продуктом процесса развития представлений об И. как общенаучн. понятии. Совокупность представлений об И. вряд ли можно назвать новой наукой. Однако совершенно ясно и то, что она еще не оформилась в единую систему. В изложении и толковании соответствующих теоретич. концепций проблемы И. наблюдается теоретич. и "прикладная" пестрота. Возможности и пределы И. в изучении различн. по своей природе явлений и процессов оцениваются в научн. кругах по-разному. Хорошо известно, что арифметика родилась из счета, а геометрия - из И. Вопросы И. были важным элементом протонаучн. воззрений древних египтян. В Древней Греции формируется уже проблематика И., напр., впервые появляется теоретически важное представление о соизмеримых отрезках. Впоследствии это представление переросло в более общее понятие о соизмеримых и несоизмеримых величинах, для к-рого определяющей стала идея общей меры, т. е. такой величины, к-рая имеет ту же природу, что и сравниваемые величины, и к-рая содержится целое число раз в каждой из них. Естественно, что возникновение представлений о соизмеримости и несоизмеримости оказалось неотделимым от развития понятия о числе: для И. величин в общем случае требуются только натуральные и даже не только рациональные, но и иррациональные числа. Основные проблемы теории И. в математике были разрешены в рамках созданной А. Лебегом (конец XIX в.) аксиоматич. теории меры, в к-рой на одном полюсе находится И. длины отрезка, а на другом - И. шансов того или иного исхода в неконтролируемом процессе, т. е. И. вероятностей. Представления А.Лебега используются во многих науках. То, что теорию вероятностей, оказывается, можно трактовать как часть абстрактной теории меры, создает предпосылки для логич. обоснования применений теории вероятностей (и базирующейся на ее рез-тах математич. статистики) ко многим научн. областям, в т.ч. к социологии. Однако подобными представлениями проблема И. в социологии отнюдь не решается. В частности, прежде чем применять теорию меры к совокупностям значений величин случайных (см.), необходимо решить вопрос о том, как эти величины получить, как измерить признаки, интересующие социолога. Теория А. Лебега ответов на такие вопросы не дает. Дело в том, что в соответствии с его подходом И. понимается как процесс соотнесения эмпирич. объектов с числами при помощи единиц И. Такое представление об И., сложившееся в рамках естественных наук, можно назвать классическим. Соответствующий подход активно развивается и в наше время, в основном в работах по метрологии. Работающие в русле этого подхода авторы (напр., Н.Н. Тюрин, М.Ф. Маликов) считают, что в И. определяется отношение одной (измеряемой) величины к др. однородной величине (принимаемой за единицу И.), это отношение выражается числом (независимым значением измеряемой величины). Филос. проблемы классич. подхода наиболее полно представлены в работах Н.Р. Кемпбелла. Вполне очевидные сложности задания единицы И. при изучении соц. характеристик обусловливают неадекватность классич. подхода потребностям соц. наук. Тот подход к пониманию И., к-рый в настоящее время находит наиболее широкое практич. применение в социологии, начал формироваться на рубеже XIX-XX вв. Его возникновение было обусловлено как раз потребностями обществ. наук, к-рые именно к этому времени достигли уровня, когда дальнейшее интенсивное их развитие без использования формальных моделей изучаемых процессов или явлений стало немыслимым. Естественным следствием этого стал пристальный интерес к проблеме И., успешное решение к-рой является необходимым для эффективного использования любого математич. формализма. Непригодность классич. подхода для И. в обществ. науках обусловила расширение этого понятия, вследствие чего под И. стал пониматься способ приписывания чисел объектам независимо от того, использовалась ли при этом единица И. В основе такого подхода лежит предположение о существовании изоморфизма (гомоморфизма) между эмпирич. и числовыми системами с отношениями. Очевидно, классич. понимание И. не противоречит такому подходу и может рассматриваться как частный случай последнего. Одним из основоположников нового подхг да к пониманию И. стал американский психолог С.С. Стивене, автор общеизвестной классификации шкал по уровню И. (см. Шкала). Он первым четко сформулировал положение о том, что система арифметич. отношений между числами, как правило, шире, чем те эмпирич. отношения между объектами, к-рые моделируются с помощью этих чисел. Развитие идей С.С.Стивенса такими учеными, как П. Суппес, Дж. Зинес, Д.Х. Кранц Р.Д. Льюс, А. Тверски, И. Пфанцагль, привело к рождению той теории измерений (см.), основными понятиями :с-рой являются понятия шкалы и ее допустимого преобразования. Потребность использования в социологии шкал низких типов (отвечающих, грубо говоря, шкальным значениям, являющимся неполноценными числами) заставило исследователей с особым вниманием отнестись к тому факту, что на множестве чисел возможно задание разных структур. Естественным следствием этого подхода в сочетании с анализом запросов практики явилось обобщение понятия И. на тот случай, когда математич. система - не числовая. Такое обобщение предлагается многими авторами. Однако нередко в литературе оспаривается необходимость такого обобщения И. Даже И. порядкового уровня (не говоря уж о номинальном) часто отказывают в праве называться И. Однако представляется, что, определяя термин "И.", нельзя не учитывать реальные факты, касающиеся научн. практики. А практика такова, что к И. в социологии (и в др. гуманитарных науках) относят И. любого уровня, даже номинального. Кроме того, нельзя не учитывать следующее важное обстоятельство. С методологич. т.зр. И. есть метод, включающий в себя на равных началах две компоненты: эмпирико-операциональную и концептуально-математич. При этом ориентирующую роль играет теория. И решение такого важного вопроса, как вопрос об осмысленности И. того или иного рода, зависит от принимаемой теоретич. концепции. Концепция же эта у исследователей. работающих в описываемом направлении, по существу, обусловлена расширительным толкованием философской категории количества: "Все, что ... может быть выражено с помощью букв, при условии, что с последними мы умеем оперировать по точным правилам, характерным Д. математич. исчислений, - можно считать пр мером количества и количественных соотношений" (Яновская С.А., Количество (в математике)//Филос. энциклопедия. Т. 2, С. 562, М., "Связь т. зр., лежащей в основе рассматриваемого расширительного подхода к пониманию И., с теорией групп (группу образует совокупность допустимых преобразований каждой шкалы) вносит определенную естественность в вопросы выбора шкал и перехода от одних шкал к др. Активное использование в социологии шкал низких типов часто объясняют неразвитостью методов И. для этой науки, причину чего, в свою очередь, видят в сложности получения шкал достаточно высокого уровня. С этим в определенной мере можно согласиться. Действительно, известные способы шкалирования, позволяющие достичь интервального уровня измерения в социологии, обычно сложны (в качестве примера можно привести многомерное шкалирование, а также подходы, основанные на парных сравнениях). Но вряд ли можно согласиться с тем, что достаточно высокий уровень И. всегда в принципе достижим. Вероятно, в очень многих случаях низкий уровень И. бывает обусловлен сущностью отражаемого с помощью шкальных значений явления и в принципе не может быть повышен. Известна т. зр., в соответствии с к-рой необходимость использования в социологии номинальных шкал возводится в абсолют, в некий филос. принцип (СВ. Чесноков). Помимо описанных сложностей с пониманием сути И., существует и целый ряд проблем, связанных с практич. обеспечением того, чтобы И. отвечало своей сути. Здесь в первую очередь следует назвать проблему взаимодействия объекта измерения и измерителя, "обратное воздействие", оказываемое на людей тестированием каких-то их личностных параметров. Такое взаимодействие может обусловливаться разными причинами, носит разный характер. Так, известно, что на качество информации, получаемой от респондента, далеко не малое влияние оказывает поведение интервьюера. В то же время известно и не связанное с действием отдельных интервьюеров влияние опросов обществ. мнения на тот социум, из к-рого произведены соответствующие выборки. Немалую роль при осуществлении И. играет обеспечение его надежности, обоснованности, точности. Лит.: Лебег А. Об измерении величин. М., 1960; Яновская С.А. Количество (в математике)//Филос. энциклопедия. Т. 2, М, 1962; Тюрин Н.Н., Маликов М.Ф. Введение в метрологию. М., 1965; Суппес П., Зинес Дж. Основы теории измерений//Психологические измерения. М., 1967; Пфанцагль И. Теория измерений. М., 1976; Осипов Г.В., Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. М., 1977; Чесноков СВ. Детерминационный анализ социально-экономических данных. М., 1982; Берка К. Измерения: понятия, теории, проблемы. М., 1987; Логика социологического исследования. М., 1987; Андреенков В.Г. Анализ и интерпретация эмпирических данных//Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.). М., 1996; Stevens S.S. On the theory of scales of measurement// Science. 1946. VoL 103; Campbell N.R. Foundations of science/The Philosophy of Theory and Experiment. N.Y., Dover, 1957; Krantz D.H., Luce R.D., Suppes P., Tversky A. Foundations of measurement. N.Y., L., 1971. Ю.Н. Толстова, М.С. Косолапое

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Найдено схем по теме ИЗМЕРЕНИЕ — 0

Найдено научныех статей по теме ИЗМЕРЕНИЕ — 0

Найдено книг по теме ИЗМЕРЕНИЕ — 0

Найдено презентаций по теме ИЗМЕРЕНИЕ — 0

Найдено рефератов по теме ИЗМЕРЕНИЕ — 0