Языковая картина мира

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

картина мира языковая
linguistic / language worldview. - Исторически сложившаяся в обыденном сознании данного языкового коллектива и отраженная в языке совокупность представлений о мире, определенный способ концептуализации действительности. Считается, что различные языки по-разному вербализуют представления об окружающей их действительности, создавая культурно-специфические языковые картины мира. Отличие языковой картины мира от научной сближает ее с понятием наивной картины мира.

Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.

Языковая картина мира
Особенности членения и категоризации внешнего мира, закрепленные в языке, которые оказывают влияние на носителя языка в процессе познания и освоения этого мира. Влияние родного языка на познание мира отмечено еще В. фон Гумбольдтом, считавшим, что многое в представлении каждого человека о мире обусловлено его языком: «Каждый язык описывает вокруг народа, которому он принадлежит, круг, откуда человеку дано выйти лишь постольку, поскольку он тут же вступает в круг другого языка». В дальнейшем эта идея получила свое развитие в трудах Э. Сепира, Б.Л. Уорфа, Э. Бенвениста и других ученых. В настоящее время принято разграничивать научную картину мира, которая может быть примерно одинаково выражена (по крайней мере потенциально) на любом языке, и «наивную картину мира», которая специфическим образом отражена в каждом конкретном языке. Чрезвычайно наглядно особенности Я.к.м. проявляются при обозначении реалий, занимающих особенно важное место в жизни того или иного этноса, так, напр., в эскимосском языке представлено большое количество наименований снега (в зависимости от его состояния и оттенков цвета).
См. также: Гипотеза Сепира-Уорфа

Источник: Словарь социолингвистических терминов (ИЯРАН)

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
263.38 кб

Языковая картина мира в концепции И. Г. Гердера

Лобанова Л.П.
Понимание языка как своеобразной картины мира, являющееся одним из фундаментальных положений гумбольдтианской философии языка, было впервые отчетливо сформулировано в трудах И.Г. Гердера.
Читать PDF
157.71 кб

Изучение языковой картины мира методом диалогизации

Л. П. Сычугова
Читать PDF
367.19 кб

Языковая и жизненная картины мира в гуманитаристике

Кийченко Кирилл Игоревич
В настоящей статье гуманитаристика рассматривается как сфера синтеза повседневного жизненного опыта и теоретического освоения действительности.
Читать PDF
176.74 кб

Конструирование культурных миров и языковая картина мира.

Суворова Палема Егоровна
В статье на материале стихотворных текстов 20 ? конца 50-х годов ХХ века показывается взаимосвязь культурной и языковой картины мира, динамика которых обусловлена реальной действительностью.
Читать PDF
303.56 кб

"еда" как фрагмент русской и французской языковой картины мира

Барилова Елена Эрнстовна
В данной статье рассматриваются культурологические и лингвистические аспекты концепта "еда". Несмотря на то, что данный концепт является универсальным, он по-разному репрезентирован в русской и французской языковых картинах мира.
Читать PDF
593.60 кб

Функции антонимических оппозиций в языковой картине мира К. Бальмонта

Моисеева Елена Михайловна
Статья посвящена рассмотрению функций антонимических оппозиций в текстах К. Бальмонта. Антонимическая оппозиция рассматривается как значимая единица, способствующая отражению авторского мировоззрения.
Читать PDF
380.42 кб

Инаковость как отстраивание себя в пространстве языковой картины мира

Аполлонов Иван Александрович, Пархоменко Елена Владимировна
Составляющая фундаментальную часть человеческого опыта проблема инаковости исследуется в статье в рамках философского дискурса.
Читать PDF
1,013.63 кб

Текстоориентированный подход и его связь с русской языковой картиной мира

Гапеенко В.П.
В настоящий момент текстоориентированный подход как основной способ организации учебного процесса помогает обучающимся не только в формировании важных компетенций, но и в постижении исторических, этнических, духовных и лингвистиче
Читать PDF
1.71 мб

Концептуальные аспекты языковой картины мира в сознании младшего школьника

Дёмышева Алина Станиславовна
Статья посвящена одной из актуальных проблем формирования картины мира в языковом сознании младшего школьника. Рассматривается возможность реализации концептуального подхода языковом образовании младшего школьника.
Читать PDF
1.11 мб

Оппозиция «Война - мир» в языковой картине мира (на материале башкирской прозы)

Самситова Луиза Хамзиновна
Читать PDF
241.13 кб

Освоение наречия младшими школьниками в аспекте расширения языковой картины мира

Сычева Марина Павловна
В статье предложена система работы по освоению наречия в начальной школе, способствующая расширению языковой картины мира младшего школьника, повышению его коммуникативной компетенции.
Читать PDF
487.02 кб

Геополитическое миссионерство и этноконфессионализм японской языковой картины мира

Гуревич Татьяна Михайловна
Рассматривается вопрос о языковой реализации геополитического миссионерства в условиях японского синто-буддийского синкретизма.
Читать PDF
346.16 кб

Понятие музыкальной картины мира в контексте изучения синтетической языковой личности

Домахина Надежда Михайловна
В статье рассматривается специфика восприятия музейного пространства, его эстетика и содержание.
Читать PDF
916.88 кб

Особенности языковой картины мира преподавателя вуза: данные ассоциативного эксперимента

Яковлев Андрей Александрович, Телешева София Вячеславовна
С целью изучения особенностей языковой картины мира преподавателя вуза и его отношения к окружающей действительности был проведен свободный ассоциативный эксперимент среди преподавателей Сибирского Федерального университета (г.
Читать PDF
292.56 кб

Методика предельных смыслов в изучении языковой картины мира пациента с невротической депрессией

Носачев Г. Н., Краснов А. Н., Смирнова Д. А., Слоева Е. А., Кувшинова Н. Ю.
В статье обсуждается вопрос исследования языковой картины мира на уровне смыслов и мировоззренческих позиций у пограничных депрессивных пациентов. Структура и содержание уровня изучены с помощью методики предельных смыслов.