степень профессиональной и квалификационной пригодности работника к выполнению определенных трудовых функций с учетом их сложности и ответственности работника за качество и установленный срок изготовления продукта.
К. р. с. определяется природными свойствами (пол, возраст, физическая сила и т. д.) и социокультурными нормами. Первые обусловливают естественное разделение труда, вторые — его ценность, востребованность на рынке труда. Квалификация как составляющая К. р. с. отражает формально удостоверенную способность (пригодность) работника к данному виду труда.
Конкурентоспособность гос-ва на мировом рынке во многом зависит от качества его рабочей силы.
Степень соответствия способностей человека требованиям, предъявляемым ему трудовыми операциями и условиями труда, характеризуют его компетентность. К числу ее показателей относятся: креативность, эвристичность, интуиция, предикаторность (способность предвидеть результаты работы), независимость, всесторонность. Обобщенно компетентность можно оценить по уровню общей эрудиции, глубине специальных знаний и информированности в произв. ситуации.
Структурно-функциональная модель проф. компетентности включает функциональную, ситуативную, интеллектуальную и социальную компетентность. Функциональная и ситуативная компетентность характеризует профессионализм, интеллектуальная и социальная — уровень квалификации, психологическую состоятельность.
В соц. психологии соц. компетентность определяется как возможность и способность людей эффективно поддерживать социальные отношения. Ее составляющие — мотивация сотрудничества, эмпатия (способность понять другого), уверенность в себе, умение «себя подать», сохраняя самотождественность.
См. также: Активность трудовая, Мотивация поведения, Трудовой потенциал работника.
Лит.: БляхманЛ. С., Сидоров В. А. Качество работы: роль человеческого фактора. — М.: «Экономика», 1990; Иглин В. А. Проблемы обеспечения качества рабочей силы и их влияние на конкурентоспособность российских предприятий // Трудовое право. 2002. № 5— 6; Нечаева Н. А. Человек на работе: социокультурные доминанты сознания и адаптация к рыночным отношениям. Качество населения. — СПб.: Социологич. ин-т РАН, 1996; Фиглин Л А . Социальный потенциал качества управления и развития. — Саратов: «Научная книга», 2003.
Л. А. Фиглин
5.14 мб
Содержание понятия "качество рабочей силы"
В статье обобщается имеющийся опыт формирования определения категории «качество рабочей силы». Анализ взглядов ряда учёных выявляет два основных направления к содержанию понятия «качество рабочей силы».