экономическая система, при которой природные ресурсы и средства производства товаров и услуг находятся в частной собственности.
КАПИТАЛИЗМ
КАПИТАЛИЗМ
Источник: Словарь справочник по социальной работе
Капитализм
социально-экономическая система, при которой особое значение придается отношениям и праву частной собственности, накоплению капитала и получению прибыли.
КАПИТАЛИЗМ
экономическая система, при которой особое значение придается праву владеть частной собственностью, вкладывать ее в форме капитала в дело и получать от этих капиталовложений прибыль.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
КАПИТАЛИЗМ
(от лат. capitalis - главный) - тип социально-экономической организации, основанной на частной собственности на средства производства, наемном труде и свободной рыночной экономике. В марксизме - общественно-экономическая формация.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
Капитализм
экономический и общественно-политический строй, основанный на частной собственности на средства производства, конкуренции, использовании труда наемных работников, не являющихся собственниками этих средств производства, господстве класса буржуазии, который стремится к получению максимальной прибыли и использует для этого власть и влияние в обществе.
Капитализм
capitalism). Экономическая система, основанная на рыночном обмене. Под “капиталом” понимаются богатство или деньги, инвестируемые на рынке с целью получения прибыли. Сегодня практически все индустриальные общества являются по своей ориентации капиталистическими — их экономические системы основываются на свободном предпринимательстве и экономической конкуренции.
Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины
КАПИТАЛИЗМ
1. Тип социально-экономической системы, возникшей в поздние средние века, в настоящее время характерный для большинства индустриальных стран. Общими признаками К., как правило, считаются: частная собственность на средства производства, конкуренция, стремление к максимизации прибыли как движущей силы экономических процессов, свободный рынок, наемный труд большей части населения как основной источник средств к существованию. 2. В марксизме – общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства и эксплуатации наемного труда капиталом. К. характеризуется господством товарно-денежных отношений, наличием развитого общественного разделения труда, ростом обобществления производства, превращением рабочей силы в товар.
Источник: Экономико-социологический словарь.
Капитализм
(от лат. capitalis – главный). Капіталізм. Capitalism. 1. В американской социологии – экономическая система, в которой главные средства производства и распределения являются частными, но концентрированными в корпорации и другие формы делового предприятия (бизнеса). 2. В марксизме – общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства, превращении труда в разновидность товара, что дает возможность эксплуатации наемного труда капиталом через покупку его на рынке рабочей силы и получения прибавочной стоимости в процессе производства. Главным социальным последствием такого положения дел есть то, что наличие личной свободы прикрывает экономическую (вместе с ней и политическую, и моральную, а шире, культурную) зависимость представителей наемного труда от класса капиталистов, структурируя общество в соответствии с принципом соотношения труда и капитала.
Капитализм
capitalism), эконом, система, основанная на рыночной конкуренции (рынок, конкуренция) между частными предприятиями. Для любого произ-ва одинаково требуются труд и капитал. В кап. системе капитал представляют либо единоличные владельцы фирмы, либо акционеры, если это акционерная компания. Труд обеспечивается всеми наемными работниками, получающими заработную плату. Прибыль фирмы, остающаяся после выплаты заработной платы и покрытия издержек, принадлежит владельцам капитала. Фирмы конкурируют друг с другом, борясь за потребителя, на рынке, к-рый гл.об. является свободным рынком, хотя К. допускает и значит, гос. регулирование экономики, как при смешанной экономике. С 16 в. во всей Зап. Европе система К. постепенно заменила собой более ранние способы произ-ва, при к-рых товары производились купеческими гильдиями и крепостными крестьянами. С нач. 19 в. гл. конкурентом К. в индустриальных об-вах был социализм, отдающий предпочтение гос., или обществ., собственности на ср-ва произ-ва. Защитники К. ссылаются на высокие показатели экономического роста, достигнутые этой системой, а также на личную свободу, к-рую дает обладание частной собственностью. Критики К., как, напр., Маркс, утверждали, что он неизбежно ведет к эксплуатации рабочих собственниками предприятий и лишает людей возможности управлять собственной трудовой деят-тью. Первое обвинение было до некрой степени смягчено гос. политикой перераспределения доходов и предоставления социальных пособий, к-рая проводится во всех совр. кап. странах. С развалом экономики ведущих соц. стран в 1980-х гг. осн. проблема апологетов К. состоит в необходимости убеждать мир в том, что частная погоня за прибылью может не наносить вред окруж. среде и не снижать уровень жизни людей (рыночный социализм).
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
КАПИТАЛИЗМ
Общественно-политический строй, основанный на частной собственности на средства производства, использовании наемного труда, товарно-денежных отношениях. Утверждению К. в основных странах мира предшествовало первоначальное накопление капитала. По мнению М. Вебера, капиталистическое предпринимательство — это экономическая деятельность, ориентированная на рынок и имеющая целью извлечь прибыль в результате торгового обмена. К. как исторический феномен представляет собой процесс сосредоточения в руках частных собственников (буржуазии) крупных материальных ценностей, добытых в основном хищническим способом (огораживания в Англии, массовое разорение мелких ремесленников и торговцев в европейских странах, ограбление колоний). Первоначально капиталистическое предпринимательство охватывало только небольшие анклавы феодальной экономики, которые постоянно расширялись. Становление капиталистического способа производства было теоретически осмыслено в работах А. Смита “Исследование о природе и причинах богатств народов” (1776), трудах Д. Рикардо, Д.С. Милля, а развитие К. — в труде К. Маркса “Капитал” (Т. 1, 1867).
В конце XIX — начале ХХ в. К. вступил в новый этап своего развития. Анализ этой стадии К. был сделан В.И. Лениным в работе “Империализм как высшая стадия капитализма” (1916).
В этой работе определены его особенности: образование монополий, сращивание промышленного капитала с банковским и образование финансового капитала, вывоз капитала с целью получения сверхприбылей, создание международных монополий, завершение территориального раздела мира между крупными державами. Во второй половине XX столетия в развитии К. обозначились интеграционные процессы в форме Общего рынка (ЕЭС). Современный индустриальный К. предполагает рациональный финансовый учет по методу двойной бухгалтерии, который значительно сложнее простой конторской записи и представляет собой новое мышление, нацеленное на хозяйственную деятельность и разумно калькулирующее реально достижимые прибыли. Для современного К. также характерны: частная собственность на все материальные средства производства (земля, рабочий инструмент, машины и т.п.); распространение корпоративной собственности; преобладание роли финансового капитала, связанного со спекуляциями на фондовых биржах, фьючерсными сделками; соответствующая коммерциализация экономики, сопровождаемая растущим значением свободной торговли акциями и ценными бумагами; антимонопольное регулирование; рациональные технологии, приспособленные для хозяйственной деятельности; разумное, т.е. предсказуемое, законодательство; свободный труд (в отличие от разнообразных форм рабства и крепостничества). Новые экономические институты и новые технологии преобразили мир. Возникли мощные, невиданные ранее производительные силы. Личный интерес побуждает участников хозяйственной жизни максимизировать свой доход. Для К. характерно стремление к экономическому росту, и реализует он эту тенденцию более высокими темпами, чем все предшествующие формы производства. Этот процесс носит циклический характер.
В каждом цикле повторяются фазы оживления, подъема, кризиса и депрессии.
В фазах оживления и подъема имеет место рост экономической активности, производства и занятости, в фазе кризиса — их сокращение. Наиболее благоприятные условия для экономического роста складываются при общем рыночном равновесии, когда все рынки сбалансированы между собой. Нарушение рыночного равновесия приводит к разбалансированности капиталистического хозяйства, нестабильности его функционирования, углублению экономических противоречий и трудностей. Однако важнейшими проявлениями его экономической нестабильности являются инфляция и безработица, которые в современных условиях приобрели глобальный хронический характер и наносят огромный ущерб мировому сообществу. Приверженцы социализма считают необходимым замену производства ради прибыли производством ради блага человека, для чего предлагают заменить частную собственность общественной, а рыночный механизм — более справедливой системой социального распределения.
В конце XIX — начале ХХ в. К. вступил в новый этап своего развития. Анализ этой стадии К. был сделан В.И. Лениным в работе “Империализм как высшая стадия капитализма” (1916).
В этой работе определены его особенности: образование монополий, сращивание промышленного капитала с банковским и образование финансового капитала, вывоз капитала с целью получения сверхприбылей, создание международных монополий, завершение территориального раздела мира между крупными державами. Во второй половине XX столетия в развитии К. обозначились интеграционные процессы в форме Общего рынка (ЕЭС). Современный индустриальный К. предполагает рациональный финансовый учет по методу двойной бухгалтерии, который значительно сложнее простой конторской записи и представляет собой новое мышление, нацеленное на хозяйственную деятельность и разумно калькулирующее реально достижимые прибыли. Для современного К. также характерны: частная собственность на все материальные средства производства (земля, рабочий инструмент, машины и т.п.); распространение корпоративной собственности; преобладание роли финансового капитала, связанного со спекуляциями на фондовых биржах, фьючерсными сделками; соответствующая коммерциализация экономики, сопровождаемая растущим значением свободной торговли акциями и ценными бумагами; антимонопольное регулирование; рациональные технологии, приспособленные для хозяйственной деятельности; разумное, т.е. предсказуемое, законодательство; свободный труд (в отличие от разнообразных форм рабства и крепостничества). Новые экономические институты и новые технологии преобразили мир. Возникли мощные, невиданные ранее производительные силы. Личный интерес побуждает участников хозяйственной жизни максимизировать свой доход. Для К. характерно стремление к экономическому росту, и реализует он эту тенденцию более высокими темпами, чем все предшествующие формы производства. Этот процесс носит циклический характер.
В каждом цикле повторяются фазы оживления, подъема, кризиса и депрессии.
В фазах оживления и подъема имеет место рост экономической активности, производства и занятости, в фазе кризиса — их сокращение. Наиболее благоприятные условия для экономического роста складываются при общем рыночном равновесии, когда все рынки сбалансированы между собой. Нарушение рыночного равновесия приводит к разбалансированности капиталистического хозяйства, нестабильности его функционирования, углублению экономических противоречий и трудностей. Однако важнейшими проявлениями его экономической нестабильности являются инфляция и безработица, которые в современных условиях приобрели глобальный хронический характер и наносят огромный ущерб мировому сообществу. Приверженцы социализма считают необходимым замену производства ради прибыли производством ради блага человека, для чего предлагают заменить частную собственность общественной, а рыночный механизм — более справедливой системой социального распределения.
Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018
КАПИТАЛИЗМ
позднелат. capitale от caput - голова) - историко-экономическое и философско-социологическое понятие, традиционно использующееся для обозначения одной из разновидностей индустриального общества. Термином "капитал", вошедшим в оборот в 12-13 вв., обозначались "запас товаров; ценности; денежная масса; деньги, приносящие процент". На протяжении конца 17 - в течение 18 в. понятие "капитал" в основном вытесняет термины "фонды", "богатство", "ценности", "имущества", "достояние" и т.п., нередко обозначая богатство нации, национальное достояние. Входит в специальный оборот, по-видимому, в середине 19 в. (французский ученый Луи Блан в 1850 писал: "...то, что я бы назвал "капитализмом", т.е. присвоением капитала одними с исключением других"). Позже приобретает некоторую полемическую известность: согласно Ж. Прудону, К. - это "экономический и социальный строй, при котором капиталы - источник дохода - в целом не принадлежат тем, кто приводит их в действие собственным трудом". Иногда словоформа "К." употреблялась - поздние работы Энгельса , у Маркса термин отсутствует - сопряженно выработке (1834) и распространению термина "социализм" как гипотетической мировоззренческой, теоретической и общественно-практической альтернативы буржуазному обществу или "К.".
Статус одной из базовых категорий обществоведения понятие "К." приобретает в начале 20 ст. в результате публичной полемики М. Вебера (работа "Протестантская этика и дух капитализма") и Зомбарта ("Современный капитализм", "Буржуа"). По М. Веберу , К. "тождественен стремлению к наживе в рамках непрерывно действующего рационального капиталистического предприятия, к непрерывно возрождающейся прибыли, к рентабельности", это - "такое ведение хозяйства, которое основано на ожидании прибыли посредством использования возможностей обмена, то есть мирного (формально) приобретения". В "Британской энциклопедии" статья, посвященная К., впервые появляется в 1926; в "Словаре Французской академии" - в 1932.
При К. система экономики характеризуется правом человека на владение и распоряжение частной собственностью и капиталом с целью получения прибыли, а также правом на частную инициативу, в любой форме экономической деятельности, принадлежащей самому индивиду, и определяемой мотивом получения прибыли. Экономическая деятельность людей при К. относительно свободна от контроля со стороны государства, особенно в сфере ценообразования и производства товаров. Трактовки К. как способа производства богатства, при котором удача одного оборачивается выгодой для всех, акцентируют его следующие системные характеристики: а) акцентированно свободная мотивация индивидов в процессе поиска ими точек приложения собственных трудовых усилий и выработки соответствующих поведенческих решений; б) разум (а не труд!) рассматривается главным источником индивидуального и общественного богатства (ведущим алгоритмом деятельности в условиях К. полагается процедура трансформации патентуемых общественно полезных идей и изобретений в универсальные технологии; в) несущей конструкцией К. (как в экономическом, так и в нравственном плане) выступает рационально фундированная вера в долговременный экономический рост; г) равные возможности людей в системах капиталистического типа, обусловливаемые, в частности, отделением места работы индивида от его места жительства (следствием выступает минимизация роли социального происхождения в процессах социальной мобильности); д) атрибутивная значимость права как института, обеспечивающего предсказуемость репертуаров обмена в условиях рынка, невозможность существования капиталистического социума иначе, нежели в форме правового государства; е) кардинальная трансформация параметров социального времени в результате обретения деньгами качества инструмента инвестиций (в конечном счете выступающих как материализация духовного состояния любви к ближнему и веры в социальный прогресс) (ср. "время - деньги"). Особую значимость для сценариев конституирования и эволюции К. имеют адекватные нравственно-культурные стереотипы, задающие соответствующую систему мотиваций и установок индивидов: в тех случаях, когда в обществе доминируют умонастроения фатализма, созерцательного отношения к жизни и т.п., а также отсутствуют устремления к перманентному увеличению личного богатства (ср. "достаток" от слова "достаточно", а не "богатство" как обозначение приветствуемого стандарта индивидуального потребления в российской ментальности), капиталистический тип жизненных ориентаций может быть оперативно привнесен в повседневную жизнь людей исключительно посредством методик "шоковой экономической терапии". Аналогично, именно иудаизм, сделавший возможным христианство как религию преимущественно свободную от магии, также сыграл значимую роль в процессах вызревания К. Господство за пределами христианского мира магии, предполагавшей стереотипизацию технологии и экономических отношений, длительное время выступало самым серьезным препятствием на пути капиталистической рационализации всех сфер жизни.
Основным тезисом имманентной критики К. выступала в 20 ст. - Й. Шумпетер , Белл и др. - идея о том, что его успехи в политической и экономической областях подрывают его же собственные культурно-ценностные основания. Имелись в виду такие социальные тенденции, как всевозрастающее развращение основной массы населения изобилием, сопряженное с засильем рекламы, поощряющей человеческие слабости и пороки, упадком общественного вкуса и торжеством массовой культуры; атрибутивный для демократического общества популизм политиков; дестабилизирующее воздействие социально-психологических групп людей, желающих преуспеть в сфере государственной деятельности и склонных в этой связи к авторитарным социальным технологиям; упадок аристократии, традиционно лелеявшей художественно-культурные элиты в эпоху доиндустриальных социальных отношений. Симметричным идейным ответом данным взглядам выступает в конце 20 ст. концепция демократического К.
Тем не менее, согласно современным социологическим и политологическим модам, термин "К." практически вышел из употребления. также: Демократический капитализм, Геополитика, Новак.
А.А. Грицанов
Статус одной из базовых категорий обществоведения понятие "К." приобретает в начале 20 ст. в результате публичной полемики М. Вебера (работа "Протестантская этика и дух капитализма") и Зомбарта ("Современный капитализм", "Буржуа"). По М. Веберу , К. "тождественен стремлению к наживе в рамках непрерывно действующего рационального капиталистического предприятия, к непрерывно возрождающейся прибыли, к рентабельности", это - "такое ведение хозяйства, которое основано на ожидании прибыли посредством использования возможностей обмена, то есть мирного (формально) приобретения". В "Британской энциклопедии" статья, посвященная К., впервые появляется в 1926; в "Словаре Французской академии" - в 1932.
При К. система экономики характеризуется правом человека на владение и распоряжение частной собственностью и капиталом с целью получения прибыли, а также правом на частную инициативу, в любой форме экономической деятельности, принадлежащей самому индивиду, и определяемой мотивом получения прибыли. Экономическая деятельность людей при К. относительно свободна от контроля со стороны государства, особенно в сфере ценообразования и производства товаров. Трактовки К. как способа производства богатства, при котором удача одного оборачивается выгодой для всех, акцентируют его следующие системные характеристики: а) акцентированно свободная мотивация индивидов в процессе поиска ими точек приложения собственных трудовых усилий и выработки соответствующих поведенческих решений; б) разум (а не труд!) рассматривается главным источником индивидуального и общественного богатства (ведущим алгоритмом деятельности в условиях К. полагается процедура трансформации патентуемых общественно полезных идей и изобретений в универсальные технологии; в) несущей конструкцией К. (как в экономическом, так и в нравственном плане) выступает рационально фундированная вера в долговременный экономический рост; г) равные возможности людей в системах капиталистического типа, обусловливаемые, в частности, отделением места работы индивида от его места жительства (следствием выступает минимизация роли социального происхождения в процессах социальной мобильности); д) атрибутивная значимость права как института, обеспечивающего предсказуемость репертуаров обмена в условиях рынка, невозможность существования капиталистического социума иначе, нежели в форме правового государства; е) кардинальная трансформация параметров социального времени в результате обретения деньгами качества инструмента инвестиций (в конечном счете выступающих как материализация духовного состояния любви к ближнему и веры в социальный прогресс) (ср. "время - деньги"). Особую значимость для сценариев конституирования и эволюции К. имеют адекватные нравственно-культурные стереотипы, задающие соответствующую систему мотиваций и установок индивидов: в тех случаях, когда в обществе доминируют умонастроения фатализма, созерцательного отношения к жизни и т.п., а также отсутствуют устремления к перманентному увеличению личного богатства (ср. "достаток" от слова "достаточно", а не "богатство" как обозначение приветствуемого стандарта индивидуального потребления в российской ментальности), капиталистический тип жизненных ориентаций может быть оперативно привнесен в повседневную жизнь людей исключительно посредством методик "шоковой экономической терапии". Аналогично, именно иудаизм, сделавший возможным христианство как религию преимущественно свободную от магии, также сыграл значимую роль в процессах вызревания К. Господство за пределами христианского мира магии, предполагавшей стереотипизацию технологии и экономических отношений, длительное время выступало самым серьезным препятствием на пути капиталистической рационализации всех сфер жизни.
Основным тезисом имманентной критики К. выступала в 20 ст. - Й. Шумпетер , Белл и др. - идея о том, что его успехи в политической и экономической областях подрывают его же собственные культурно-ценностные основания. Имелись в виду такие социальные тенденции, как всевозрастающее развращение основной массы населения изобилием, сопряженное с засильем рекламы, поощряющей человеческие слабости и пороки, упадком общественного вкуса и торжеством массовой культуры; атрибутивный для демократического общества популизм политиков; дестабилизирующее воздействие социально-психологических групп людей, желающих преуспеть в сфере государственной деятельности и склонных в этой связи к авторитарным социальным технологиям; упадок аристократии, традиционно лелеявшей художественно-культурные элиты в эпоху доиндустриальных социальных отношений. Симметричным идейным ответом данным взглядам выступает в конце 20 ст. концепция демократического К.
Тем не менее, согласно современным социологическим и политологическим модам, термин "К." практически вышел из употребления. также: Демократический капитализм, Геополитика, Новак.
А.А. Грицанов
Источник: Социология: энциклопедия
КАПИТАЛИЗМ
CAPITALISM) Для данного типа экономической организации в его «чистой» форме характерно следующее: (1) частная собственность на экономические средства производства (то есть капитал) и частный контроль над ними; (2) направленность экономической деятельности на получение прибыли; (3) рыночная структура, регулирующая эту деятельность; (4) присвоение прибыли собственниками капитала, облагаемыми налогами со стороны государства; (5) труд рабочих как юридически свободных лиц. Капитализм является динамичной, постоянно эволюционирующей формой экономической деятельности. Исторически капитализм развивался и распространялся, определяя течение экономической жизни, вместе с индустриализацией, однако некоторые его черты существовали в коммерческом секторе доиндустриальной европейской экономики на протяжении, вероятно, всего периода средневековья. В Англии хорошо развитая система капиталистического сельского хозяйства появилась по меньшей мере за полтора столетия до начала индустриализации. Капитализм принимал различные формы в индустриализованных обществах, что делает приведенное выше определение менее строгим. Говорить о капитализме вообще, не уточняя, о какой его форме идет речь, является ошибкой. Классической моделью капитализма, приближающейся к его чистой форме, считается ранний индустриальный капитализм XIX в. в Великобритании и Соединенных Штатах. В то время экономическая деятельность осуществлялась множеством небольших капиталистических фирм, находившихся в собственности отдельных индивидов или семей, непосредственно ими управлявших. Экономическая деятельность регулировалась рынками, на которых господствовали конкуренция между производителями товаров и услуг и спрос со стороны потребителей. Рынок труда определял величину заработной платы и распределял рабочих между работодателями в соответствии с теми же силами спроса и предложения. Экономика была воплощением принципов невмешательства (фр. laissez-faire) в том смысле, что государство находилось в стороне от экономической деятельности, предоставляя ее регулирование рынку и ограничивая свою роль обеспечением условий, необходимых для процветания экономики. Такая ранняя форма индустриального капитализма приводила к фрагментации, нестабильности и анархии в экономике, которой было свойственно чередование резких подъемов и спадов. Однако в других европейских странах и Японии правительства в XIX и начале ХХ в. вмешивались в экономику в большей степени, регулируя и направляя развитие зарождавшейся капиталистической экономической системы. Государство занималось тем, что непосредственно субсидировало частных предпринимателей, осуществляло кредитование и инвестирование, создавало государственные предприятия (в особенности в Японии, Германии и Италии), регулировало рынки труда и продукции политическими средствами, устанавливало протекционистские тарифы, предоставляло монопольные права на производство определенных товаров или на торговлю на определенных рынках, предлагало правительственные контракты. Тщательный контроль над экономической жизнью считался необходимым условием усиления государственной власти, поддержания нормального уровня доходов государства и сохранения социального порядка. Во второй половине ХХ в. так называемые недавно индустриализовавшиеся страны Юго-Восточной Азии, правительства которых контролировали переход к индустриальному капитализму, также следовали этому образцу регулирования и поддержки со стороны государства. В ХХ в. даже Великобритания и Соединенные Штаты отошли от ранней классической модели. Более поздние формы «монополистического» капитализма, типичные для второй и третьей четвертей ХХ в., характеризовались экономической концентрацией и господством на рынках небольшого числа крупных фирм вместо конкуренции между многочисленными мелкими фирмами. При таких условиях (строго говоря, скорее олигополистических, нежели монополистических) нередким было заключение соглашений между фирмами с целью ограничить конкуренцию и манипулировать рынками для того, чтобы повысить прибыльность и обеспечить стабильность. Более концентрированной стала и собственность на капитал. Первоначально распространение акционерной формы собственности в начале ХХ в. привело к рассредоточению собственности среди большого числа владельцев акций и упадку семейных фирм. Более слабой вследствие этого стала традиционная связь между собственностью и осуществлением управленческих функций, и контроль за повседневной деятельностью фирм стал переходить к профессиональным менеджерам. Последние стали определять также и политику компании в тех случаях, когда индивидуальные или семейные держатели акций сами по себе или в союзе с другими владельцами капитала не имели такой его доли, которая была бы достаточна для контроля над менеджментом. Однако в последние сорок лет в торговле и индустрии наблюдались относительный упадок частного акционирования и увеличение доли институциональной собственности в связи с тем, что промежуточные финансовые институты (банки, страховые компании, пенсионные фонды) стали вкладывать крупные средства в акции компаний, результатом чего была новая концентрация собственности. Некоторые марксисты объясняли развитие монополистического капитализма с помощью понятия «финансовый капитализм», обозначающего отделение финансового капитала от промышленного, его монополизацию относительно небольшим числом финансовых институтов и господство последних над остальной частью экономики. Экономическая роль государства становилась все более весомой даже в тех областях, где прежде действовали принципы невмешательства. На протяжении большей части ХХ в. национальные правительства стремились к достижению экономической стабильности и защите интересов местного капитала и труда. С этой целью государство использовало свою власть в качестве покупателя товаров и услуг, а также систему государственных инвестиций и субсидий. В большинстве стран континентальной Европы отстаивание местных интересов проявлялось и в государственной собственности на часть промышленных предприятии, регулировании частных инвестиций и процесса создания компаний (например, в ходе слияния и передачи предприятий), а иногда и в контроле над уровнями заработной платы и цен. При этом существуют определенные разногласия в вопросе о том, ведут ли наблюдаемые отклонения от чистой модели капитализма в плане экономической роли государства к возникновению посткапиталистической экономики. Однако в последние два десятилетия ХХ в. монополистический капитализм претерпел изменения в ряде отношений. По мере индустриализации многих в прошлом слаборазвитых экономик стран Азии и Латинской Америки наблюдалось дальнейшее распространение индустриального капитализма. Бывшие социалистические общества Советского Союза и Центральной и Южной Европы встали после 1989 г. на путь развития рыночной экономики и приобрели многие, если не все, черты капитализма, описанные в начале этой статьи. Вместе с такого рода глобализацией капитализма усилилась конкуренция на рынках продукции, а практика корпоративного сговора стала менее распространенной. Правительства Великобритании, США и некоторых других стран, следовавшие принципам философии свободного рынка, сократили свое вмешательство в экономику, хотя и продолжали в значительной степени регулировать экономическую жизнь, не возвращаясь к чистому невмешательству. Международным организациям, таким, как Всемирная торговая организация, Всемирный банк и Международный валютный фонд, предпринимавшим усилия по поддержке более свободной международной торговли, удалось сократить масштабы правительственного протекционизма (но не уничтожить его окончательно). В то же время вследствие периодических неурядиц в экономике с конца 1970-х гг. капиталистическая система в целом стала менее стабильной. С. Лэш и Дж. Урри (Lash and Urry, 1987) предвидели конец «организованной» формы монополистического капитализма, достигшей пика своего развития в третьей четверти ХХ в., и рост «дезорганизованного капитализма». Хотя данный образ напоминает о прошлом, современная мировая капиталистическая система стала менее организованной, чем прежде, лишь относительно. Мировая экономика остается концентрированной, поскольку значительный объем мирового производства и распределения по-прежнему осуществляется крупными фирмами. Нации-государства все так же пытаются регулировать экономическую жизнь внутри своих границ даже несмотря на то, что эти попытки в настоящее время являются менее эффективными в небольших национальных экономиках, поскольку операции крупных фирм во все большей степени приобретают транснациональный характер. Однако государства-члены Европейского Союза некоторое время назад приняли решение о коллективном регулировании экономической активности в пределах Евросоюза. В результате их усилий возник транснациональный режим, эффективно регулирующий деятельность транснациональных фирм в одной из наиболее важных географических областей современного капитализма. Первоначально социологи сосредоточивались прежде всего на возникновении и социальных последствиях капитализма. М. Вебер исследовал капитализм в рамках своего более широкого анализа тенденций рационализации современной жизни: капитализм рассматривался им как конкретное проявление этой тенденции, как воплощение качеств безличности, расчета и целерационального преследования интересов, в совокупности ведущих к эффективности. Согласно Веберу, рациональный характер индустриального капитализма был следствием как институционального, так и духовного развития. Решающим институциональным изменением было становление либеральной рыночной экономики и, в частности, свободного рынка труда. Другие важные изменения включали рост денежной экономики и последующее развитие банков, развитие универсального договорного права, бюрократического контроля за предприятиями и двойной бухгалтерии (double-entry bookkeeping). Решающим изменением в духовной сфере было возникновение аскетического протестантизма в Европе: протестантская этика подчеркивала ценность упорного труда и отсроченного вознаграждения, которые благоприятствовали созданию капитала и его продуктивному реинвестированию вместо простого расходования. Значение этих ценностей подчеркивал и В. Зомбарт (Sombart, 1930), полагавший, что «дух» капитализма характеризуется сплавом риска и расчетливой рациональности. В последнее время это значение подтверждается наличием постоянного интереса к предпринимательской достижительской мотивации, сочетающей упорный труд и состязательные установки. Интерес к социальным отношениям капиталистического производства характерен как для Вебера, так и для Маркса. Они единодушно отмечали, что при капитализме наемным работникам отказано в какой-либо части собственности и контроля над орудиями экономического производства — рабочие оказываются в подчинении у тех, кто действительно владеет собственностью и контролирует ее. Маркс считал такое подчинение неотъемлемой чертой и определяющей характеристикой всех форм капитализма, поскольку именно оно позволяет капиталу извлекать из труда прибавочную стоимость. Вебер же полагал, что подчинение есть необходимый элемент эффективности производства при любом типе индустриальной экономики, а не только при капитализме. Для Маркса эксплуататорский характер социальных производственных отношений в рамках капиталистических экономик означал, что капитализм основан на принуждении и вечном антагонизме между интересами труда и капитала. В 1950-е и 1960-е гг. интересы социологов сосредоточивались на феномене индустриализма, охватывавшем как капиталистические, так и некапиталистические экономики. Возрождение марксистской социологии в 1970-е гг. вызвало новый интерес к отличительным чертам капитализма, таким, как трудовой процесс и социальные производственные отношения в рамках современных капиталистических экономик, а также к анализу способов производства и обсуждению способов регуляции, необходимых для стабилизации капиталистических отношений (в частности, со стороны представителей регуляции школы). В 1980-е и 1990-е гг. социологи пытались описать и объяснить те изменения, которые, как представлялось, претерпевал монополистический капитализм, сосредоточивая свое внимание на его расширении до масштабов глобальной системы и трансформации фордизма в различные формы постфордизма. Большинство исследователей рассматривали капитализм как экономическую систему, которая в различных своих проявлениях обладает специфическими политическими и социальными элементами, связанными между собой. Капитализм может рассматриваться также как определенная идеология, включающая доктрины социальной справедливости и прав человека. Согласно этой идеологии, существующее неравенство доходов и состояний представляет собой социально справедливое возмещение различных вкладов людей в экономическую деятельность. Она содержит также идею необходимости определенных прав и свобод для благополучия капиталистического общества. В соответствии с этой идеей, индивиды должны быть защищены от произвола государства, которое, в свою очередь, должно защищать их экономические интересы, охраняя права собственности и гарантируя выполнение коммерческих контрактов. Защиту от произвола государственной власти обеспечивает политическая демократия, и исторически капитализм был связан, главным образом, именно с демократическими формами политической организации. См. также: Гибкая специализация; Глобализация; Глобализация производства; Двойная экономика; Демократия; Зависимость; Индивидуализм; Индустриальное общество; Информационное общество; Капитала фракции; Капитала функции; Конвергенции тезис; Марксистская социология; Менеджеров революция; Менеджмент; Мировой системы теория; Новое международное разделение труда; Относительная автономия; Постиндустриальное общество; Рынка труда сегментация; Рынок труда; Способ производства; Трудового процесса подход. Лит.: Lash and Urry (1987)
Источник: Социологический словарь